Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Интеграция в мировое образовательное пространство как глобальная цель | Издательский дом
#

Интеграция в мировое образовательное пространство как глобальная цель

 


Ректор ФГБОУ ВПО ИрГУПС, профессор, д.т.н.Андрей Хоменко

 

 

В настоящее время Иркутский государственный университет путей сообщения выступает на арене международных образовательных услуг как интересный надежный партнер в цепи развития и укрепления сотрудничества вузов стран европейского и азиатского континента.
 

 Двенадцать международных договоров о сотрудничестве связали ИрГУПС нитями дружбы, взаимопонимания и взаимовыгодного партнерства с вузами, научными учреждениями и производственными коллективами Монголии, Китая, Республики Корея, Германии, Великобритании, США. Взаимное сотрудничество реализуется через:

– международные форумы различного формата (от онлайн-конференций до крупномасштабных научно-практических мероприятий);

– обучение иностранных студентов и аспирантов;

– обменные образовательные программы;

– летние и зимние языковые курсы и школы;

– краткосрочные и долгосрочные языковые курсы и стажировки;

– участие в научно-образовательных программах;

– чтение лекций приглашаемыми иностранными профессорами и командируемыми специалистами ИрГУПС в вузы-партнеры в соответствии с программой обмена.
 

Особое внимание в развитии международных связей университет уделяет участию преподавателей, специалистов и студентов в международных научно-практических форумах как на базе ИрГУПС, так и за рубежом.

В 2011–2012 годах в ИрГУПС было проведено девять международных научно-практических конференций и семинаров.
 

 Особое место в развитии международных связей занимает Международный симпозиум по инновациям и обеспечению безопасности современных железных дорог.
 

 ИрГУПС и Восточно-Китайский транспортный университет активно сотрудничают по одной из актуальных тематик железнодорожной отрасли – инновациям, что дает возможность не только организовывать эффективную совместную работу двух государственных профильных вузов, но и позволяет сблизить наши позиции в информационном пространстве современных наукоемких технологий.

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБМЕНА

 

В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года одним из приоритетных направлений развития является интеграция России в мировой рынок транспортных услуг и развитие ее транспортного потенциала. Особое внимание отводится развитию и внедрению современных технологий взаимодействия различных видов транспорта и формированию оптимальных логистических маршрутов. Развитие этой темы привлекает внимание студентов и преподавателей как ИрГУПС, так и Восточно-Китайского транспортного университета (ВКТУ), занимающихся международными логистическими системами. К разработке данного проекта привлечена группа профессорско-преподавательского состава и студентов вузов-партнеров, результаты прежде всего будут использованы для совершенствования учебного процесса.

В рамках международного сотрудничества с вузами-партнерами был подписан меморандум об открытии Летней школы на тему: «Логистический менеджмент в формировании транснациональных транспортных коридоров», проведении международной студенческой конференции и издании трудов конференции.
 

В августе 2011 года Летняя школа состоялась в Иркутске, получила прекрасные отзывы участников и предложения о расширении круга рассматриваемых вопросов, включая вопросы обеспечения безопасности перевозок и охраны окружающей среды. В этом году Летняя школа прошла в Восточно-Китайском транспортном университете на тему: «Логистический менеджмент в формировании транснациональных коридоров».

 Преподавание в вузах-партнерах в течение трех месяцев ведется на английском языке.

 В экономическом блоке проводятся семинарские и практические занятия по вопросам исследования рынка, стратегии его управления, маркетинга, ведения коммерческих переговоров, управления продаж, финансов и аудита, основам иностранных инвестиций, макроэкономики.

 В техническом блоке – по проблемам строительной механики, инженерной геологии, изысканий и строительства железных дорог, строительных материалов, программного обеспечения.

 В блоке естественных наук внимание уделяется различным разделам высшей математики, физики.

 По результатам обучения студенты сдают зачеты, экзамены, проходят тестирование. По завершению учебы все студенты обменной программы обязаны выступить на ежегодной международной студенческой конференции с докладом по специальности в соавторстве с научным руководителем вуза-партнера. При положительной аттестации студенты получают сертификаты вуза-партнера об окончании образовательной программы обмена. Российские и китайские студенты получаютопыт обучения за рубежом, становятся увереннее в себе, значительно повышают профессиональный уровень и уровень владения иностранными языками. Обменные программы позволяют молодым людям оценить свои возможности и найти свое место в современном мире.

Для развития у студентов языковых навыков университеты обмениваются преподавателями – носителями языка. Лингвисты знакомятся с зарубежными методиками преподавания родных языков как иностранных, организовывают мастер-классы в вузах-партнерах, делятся опытом работы.

 

 

СОТРУДНИЧЕСТВО С ТЯНЬЦЗИНЬСКИМ УНИВЕРСИТЕТОМ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ (КНР)

 

Тяньцзиньский университет науки и технологии (ТУНТ, г. Тяньцзинь, КНР) является надежным партнером ИрГУПС с мая 2004 года. Трудно переоценить деловые отношения, сложившиеся за 8 лет с китайским партнером, поскольку г. Тяньцзинь расположен в свободной экономической зоне. Он является площадкой для отработки принципов инноваций и модернизации в структурах свободной экономической зоны, подготовки специалистов, ориентированных на работу в условиях экономических инноваций, и развития открытого сотрудничества с Россией, в частности Сибирью и Иркутской областью.

В этой связи конкретизация форм совместного обучения с получением двойных дипломов и владением несколькими иностранными языками рассматривается как дальновидная и своевременная инициатива по повышению качества высшего образования, использованию положительного опыта, накопленного вузами в целях обеспечения и реализации российской экономической политики по модернизации внутренних и международных отношений.

В марте 2012 года студенты ИрГУПС впервые приступили к занятиям, проводимым на английском языке в Тяньцзиньском университете науки и технологии, по целевому блоку следующих экономических дисциплин: иностранные инвестиции, стратегия управления рынком, финансы и аудит, финансовое право. Ряд предметов студенты слушают совместно со студентами стран Юго-Восточной Азии, Европы и США.

С 2013 года Иркутским государственным университетом путей сообщения совместно с Тяньцзиньским университетом науки и технологии планируется набор студентов по программе двойных дипломов.

 

 

ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА МОНГОЛЬСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

 

Иркутский государственный университет путей сообщения 26 лет успешно сотрудничает с АО «Улан-Баторская железная дорога» (УБЖД), которая является основной составляющей частью северного коридора Трансазиатской железнодорожной сети, важным транзитным коридором между Транссибирской магистралью и Китайской Народной Республикой.

История развития международных связей университета началась в 1986 году, когда девять монгольских граждан прибыли на учебу по государственной линии. В 1992 году ИрГУПС подписал договор с монголо-российским АО «Улан-Баторская железная дорога» о подготовке национальных кадров Монголии. За истекшие годы по программе подготовки специалистов путевки в жизнь получил 201 гражданин Монголии, из них 148 – выпускники дневной и 53 – заочной формы обучения. В настоящее время в ИрГУПС с 1-го по 5-й курс обучаются 185 граждан Монголии, из них 8 аспирантов.

Создание филиала ИрГУПС на базе железнодорожного института в г. Улан-Баторе в 2009 году является одной из перспективных форм кооперации.

В соответствии с планом целевой подготовки монгольских специалистов по железнодорожным специальностям Улан-Баторская железная дорога и ИрГУПС организуют довузовскую подготовку выпускников монгольских школ по общеобразовательным предметам и русскому языку. Университет разрабатывает и внедряет программы дополнительного образования по направлениям, актуальным для железнодорожной отрасли Монголии; развивает инновационную деятельность в научно-технической сфере, ориентированную на социально-экономическое развитие Монголии. Ежегодно Улан-Баторская железная дорога направляет своих специалистов и преподавателей Улан-Баторского железнодорожного института в Институт дополнительного профессионального образования ИрГУПС на курсы повышения квалификации и стажировку по образовательной программе, утвержденной ректором А.П. Хоменко и начальником ВСЖД – филиала ОАО «РЖД» В.Ф. Фроловым. В 2012 году курсы повышения квалификации в ИрГУПС прошли 144 гражданина Монголии.
 

С целью развития образовательного сотрудничества с Монголией по программе региона, в частности развития академической мобильности студентов, ИрГУПС организует зимние и летние школы русского языка «Добро пожаловать в Иркутск!». Работа первой зимней школы состоится с 14 по 24 января 2013 года.

В ИрГУПС процесс интеграции в мировое образовательное и научное пространство рассматривается не как дань тенденциям, а как глобальная цель, реализуемая с учетом экономических и политических интересов вуза, региона, страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика