Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Сохранить и развивать отраслевое (транспортное) образование | Издательский дом

Сохранить и развивать отраслевое (транспортное) образование

 


Директор ГОУ СПО Колледж автомобильного транспорта № 9 Александр Шишлов

 

 

В настоящее время во многих отраслях, в том числе и в автотранспортной отрасли, остро стоит проблема сохранения и развития отраслевого (транспортного) образования. Главной задачей профессионального транспортного образования является подготовка необходимого числа квалифицированных и адаптированных к современным требованиям кадров для организаций транспортного комплекса и других отраслей экономики России. При этом активное участие предприятий отрасли в функционировании и развитии отраслевого образования является обязательным и необходимым условием обеспечения отрасли квалифицированными кадрами.

 

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Колледж автомобильного транспорта № 9(ГОУ СПО КАТ № 9) – одно из ведущих образовательных учреждений в области подготовки специалистов по эксплуатации и обслуживанию автомобильного транспорта, организации перевозок и управлению на транспорте в городе Москве. В настоящее время колледж осуществляет подготовку специалистов по профессии «автомеханик» и специальностям: «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «сервис на транспорте» «организация перевозок и управление на транспорте».
 

Колледж – это территориально-отраслевой комплекс непрерывного профессионального образования, который реализует образовательные программы разного уровня: общеобразовательные, профессиональные идополнительные.Сегодня здесь обучаются более 2500 тысяч человек и трудятся около 300 педагогов и сотрудников. Работа коллектива строится в соответствии с городскими целевыми Программами развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве.
 

До 2010 года это была программа «Рабочие кадры». В рамках этой программы были разработаны инновационные проекты, позволившие обновить учебно-материальную базу колледжа. На эти средства были созданы новейшие лаборатории по организации автомобильных перевозок, подготовке специалистов по обслуживанию систем автомобиля, приобретено оборудование для подготовки специалистов по ремонту автоматических коробок передач, модернизировано оборудование пяти мастерских, в которых готовят специалистов по диагностическим, кузовным и малярным работам.
 

Важным катализатором изменений в колледже, а также импульсом установления взаимодействия с работодателями стал национальный проект «Образование».

В настоящее время действует Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012–2016 годы) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)», в соответствии с которой строится работа и определяются перспективы развития колледжа.
 

Системапрофессионального образования транспортного комплекса имеет богатую историю и глубокие традиции. Она исторически формировалась именно под потребности отрасли и постоянно развивалась во взаимодействии с транспортными предприятиями.

Колледжем установлены договорные отношения с такими социальными партнерами, как ГУП «Мосавтотранс», ЗАО «Мерседес-Бенц Рус», ЗАО «Вольво-Восток», Автокомбинат № 1, Управление механизации № 37, ООО «Бас Восток», ОАО «Шереметьево Карго», БМВ «Русланд Трейдинг» и др.

 Возможности колледжа позволяют готовить квалифицированных специалистов в соответствии с требованиями и запросами работодателей и социальных партнеров как по основным, так и по дополнительным образовательным программам, по различным направлениям подготовки и переподготовки специалистов по организации автомобильных перевозок.

 Сегодня колледж укомплектован квалифицированными педагогическими кадрами и ведет активную работу во взаимодействии с социальными партнерами по развитию и сохранению материально-технической базы, от состояния которой во многом зависит качество подготовки специалистов.

 Для повышения эффективности подготовки учебное заведение в рамках вариативной части федерального государственного образовательного стандарта осуществляет специализацию обучающихся и студентов по направлению деятельности в соответствии с заказами работодателей.

Устойчивая тенденция роста экономики в стране и, как следствие, увеличение спроса на транспортные услуги сопровождаются ростом спроса на квалифицированные кадры. И уже сегодня мы вынуждены констатировать наличие неудовлетворенного спроса по целому ряду специальностей. Прежде всего, это касается специалистов по организации перевозок и управлению на транспорте.
 

 В 2011 году учебное заведение провело первый выпуск специалистов по специальности «организация перевозок и управление на транспорте». По результатам выпуска учебное заведение было аккредитовано на подготовку специалистов по организации перевозок.

 

 

Бизнес должен поддержать систему профессионального транспортного образования!
 

Подготовка специалистов эксплуатационной направленности транспорта имеет свою специфику. Необходимы постоянные финансовые и технологические инвестиции в развитие содержания и материального обеспечения подготовки специалистов автомобильного профиля. Поэтому бизнес должен поддержать систему профессионального транспортного образования, реализуя на практике варианты взаимовыгодного сотрудничества, например, обеспечить динамику роста числа студентов, обучающихся по прямым договорам с предприятиями. Хотелось бы, чтобы представители предприятий автотранспортной отрасли, имеющие хорошо прогнозируемый кадровый дефицит, не занимали выжидательную позицию, надеясь на государство.

По мнению руководства КАТ № 9, компаниям – работодателям автотранспортной отрасли в современных условиях необходимо передать в ведение колледжей образовательные функции (отделы обучения, учебные центры). Разделяя эту инициативу, ГУП «Мосавтотранс» совместно с колледжем выходили с предложением по реализации в Москве на базе КАТ № 9 пилотного проекта по подготовке в РФ водителей – операторов перевозок грузов на уровне европейских стандартов образования.

         Для этого созданы все необходимые условия: в учебном заведении аккредитованы все подготавливаемые специальности, разработаны учебные программы в области сертификации услуги, сервиса, логистики.

Крайне полезными при формировании системы подготовки кадров являются опыт и практика ведущих европейских стран. Порядок и программа обучения профессии «водитель» в ведущих европейских странах предусматривает трехлетний период обучения по установленному плану с общим объемом примерно 280 часов.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРАКТИКИ

 

 Для поддержания комплексной стратегии развития колледжа внесены изменения в проект организационной структуры с учетом кластерного подхода, ориентированного на наиболее полное использование сырьевого, кадрового, технологического и интеллектуального потенциалов.

В настоящее время в ЕС насчитывается свыше 2000 тысяч кластеров, в которых занято 38% совокупной рабочей силы.

 Основными формами социального партнерства колледжа и промышленных предприятий в рамках кластера должны стать:

1. Обеспечение предприятий участников кластера квалифицированной рабочей силой и практико-ориентированными специалистами.

2. Рационализация подбора и расстановки персонала при тесном взаимодействии кадровых служб предприятий – участников кластера и колледжа.

3. Сертификация персонала предприятий – участников кластера и сертификация квалификаций выпускников колледжей.

Особо следует выделить значимость ключевой проблемы организации сертификации специалистов и контроля над качеством профессионального образования.

 

 

Внедрение системы оценки качества

 

Колледж активно внедряет инновационные технологии в образовательный процесс, чтобы занимать ведущие позиции в городе Москве в области подготовки конкурентоспособных выпускников, сориентированных на продолжение образования.

Высокое качество образовательных услуг – это основной приоритет функционирования колледжа, обеспечения финансовой устойчивости.

В колледже сформирована эффективная система управления качеством, которая регулируется «Положением о Центре качества образования и сертификации». Система качества ориентирована на обучающихся, их родителей, социальных партнеров, организационно обеспечивается командой управленцев, выполняющей делегируемые управленческие полномочия.

В 2011 году существенно обновилось качество подготовки специалистов по профессии «автомеханик» и специальностям: «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «организация перевозок и управление на транспорте», «сервис на транспорте», которое проявилось в том, что колледж:

– демонстрирует высокие рейтинговые показатели по Департаменту образования города Москвы среди других учебных заведений;

-        имеет достаточно стабильный процент выпускников, получающих дипломы с отличием;

-        сохраняет конкурс среди абитуриентов при поступлении в колледж, который составляет свыше двух человек на место;

-        выпускает специалистов и рабочих, которые востребованы на рынке труда, способны к продолжению обучению в вузах, а также переподготовке и повышению квалификации.

Обновление качества образовательного процесса проявилось в реализации концепции многоуровневого образования: в колледже внедрены в образовательный процесс новые основные профессиональные образовательные программы как уровня НПО, так и уровня СПО, три из которых сопряжены с учебными планами НПО. В настоящее время ведется подготовка по 6 специальностям, 1 профессии, 27 программам дополнительного образования.

КАТ № 9 устанавливает и поддерживает тесные связи со стратегически значимыми партнерами для развития специальностей и профессий. Особая ценность партнерства состоит в возможности перевода профессионального мастерства в педагогические технологии, а также возможности переноса и использования методик анализа рынка труда, создания модульных программ, основанных на компетенциях.

Работодатели привлекаются к проведению конкурсов профессионального мастерства, выбор тем для дипломных проектов определяется через запросы работодателей, что и делает их практико-ориентированными. В государственной (итоговой) аттестации традиционно принимают участие представители работодателей.

В 2012 году из учебного заведения выпущено 422 квалифицированных специалиста.

 

 

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

 

Колледж постоянно решает задачу адаптации учебного процесса к потребностям экономики, запросам и возможностям значительного слоя населения страны, желающего получить профессиональное образование.

 Большая работа проводится по профессиональной подготовке и переподготовке работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и юридическими лицами.

Особенно остро сегодня стоит проблема качественной подготовки водителей транспортных средств, т.к. уровень аварийности на дорогах не снижается. Колледж принял все меры для обеспечения качественной подготовки водителей транспортных средств на базе учебного заведения.

Автошкола ГОУ СПО КАТ № 9 работает более 10 лет. Основной деятельностью автошколы является обучение студентов колледжа на право получения водительского удостоверения категорий В, С, а также осуществление дополнительной образовательной деятельности по подготовке водителей транспортных средств различных категорий (например, транспортных средств, оснащенных специальными световыми и звуковыми сигналами, а также водителей городского такси).

Автошкола колледжа имеет современную учебно-материальную и техническую базу, в состав которой входят классы: теоретического обучения, оснащенные мультимедийным интерактивным оборудованием, компьютерами, тренажерами, аппаратами диагностики психофизических качеств водителей. Для обучения практическому вождению автошкола имеет свой автодром и учебные площадки. Современный автодром позволяет обучать всем видам практических упражнений с учетом всех, даже перспективных, требований ГИБДД. Диспетчерский пункт автодрома оснащен системой видеозаписи и наблюдения, состоящей из 13 цветных видеокамер, системой громкой связи и системой индивидуальной радиосвязи для контроля качества обучения в режиме реального времени. Условия освещения и покрытие автодрома позволяют проводить обучение круглогодично в любое время суток. Автопарк колледжа состоит из современных автомобилей отечественного и импортного производства, специально оборудованных комплексами аудиовизуального наблюдения в режиме реального времени и системами спутникового слежения ГЛОНАСС. Коллективом учебного заведения регулярно разрабатываются учебно-методические пособия и рекомендации по подготовки водителей. В 2011 году в учебном заведении создан психолого-методический центр, который призван реализовать учебные программы «стрессоустойчивость на дороге», «поведение в экстремальных ситуациях», «безопасное вождение» и т.д.

По итогам 2011 года автошкола Колледжа автомобильного транспорта № 9 заняла 1-е место на конкурсе «Лучшая автошкола г. Москвы» среди автошкол г. Москвы в двух номинациях: «Лучший автодром», «Лучшая учебно-материальная база», а также награждена Московским городским профсоюзом работников автомобильного транспорта за работу по пропаганде безопасности дорожного движения.

 В Государственном учебном центре при КАТ № 9 организована профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов в сфере автотранспорта «ПРОФКАТ» для взрослого населения.

 

 

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОЛЛЕДЖА

 

Обновление содержания профессионального образования связано с новыми требованиями к педагогическим и управленческим кадрам, которые являются важнейшим ресурсом его инновационного развития.

Определяющим в работе коллектива является создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся, гармоничного развития личности, реализации творческой и гражданской активности, готовности служению Отечеству, повышения профессионального уровня будущих специалистов.В колледжеимеется концепция воспитательной работы со студентами, разработанная на 2012–2016 годы, согласно которой в учебном заведении осуществляется систематизированный воспитательный процесс. За счет целенаправленной работы с обучающимися и студентами количество отчислений по неуважительным причинам составляет менее 2% от общего контингента.

С переходом колледжа с 2012 года на подушевое финансирование повышена ответственность каждого преподавателя, мастера производственного обучения за качество обучения, за полученный уровень знаний, умений и навыков во время обучения, выполнение учебным заведением государственного задания по подготовке специалистов.

В начале календарного года в отделе по трудоустройству выпускников формируется государственный заказ для будущего набора абитуриентов. Данное мероприятие подтверждается согласованием колледжа с социальными партнерами количества специалистов, необходимых предприятиям и организациям.

Одновременно с этим в колледже проводятся мероприятия по распределению обучающихся выпускных курсов по местам трудоустройства. Работа по примерному распределению будущих выпускников осуществляется до июня. В июне-июле, по окончанию учебного года, собирается более конкретная информация о распределении выпускников, которая заносится в единую электронную базу Департамента образования города Москвы, по возможности с подтверждающими документами.

В начале нового учебного года по запросу Департамента образования города Москвы формируется полный отчет о распределении выпускников прошлого учебного года, вносятся изменения в единую электронную базу.

Выпускники колледжа очной формы обучения в 2011/12 учебном году на 100% трудоустроены, что фактически подтверждает качество подготовки рабочих кадров для рынка труда.

Основой программы модернизации колледжа являются несколько ключевых направлений, без которых гарантий качественного образования сегодня просто не может быть. Это:

– квалифицированные педагоги, мотивированные на результат деятельности;

 – использование современного оборудования, средств обучения, новых технологий, значительно повышающих эффективность учебного процесса;

– комфортные и безопасные условия пребывания в учебном заведении;

– наличие полноценной развивающей среды общения обучающихся и студентов.

Поэтому задача педагогических работников – используя имеющийся опыт, квалификацию, имеющиеся современные средства обучения, добиться качественной подготовки специалистов, а задача руководства учебного заведения – приложить максимум усилий для создания комфортных и безопасных условий организации образовательного процесса.

 

 

СЕРТИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 

КАТ № 9 получил свидетельство общественного и профессионального признания о сертификации образовательного учреждения и включении его в реестр Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Новое содержание образования, разработанное с участием работодателей, заключается:

– в практическом обучении студентов, стажировке преподавателей на реальных рабочих местах,

– в проведении занятий для студентов представителями предприятий,

– в участии работодателей в разработке учебно-программной документации,

– в участии в профессиональных конкурсах мастерства, выставках, студенческих конференциях,

– в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений.

В настоящее время заключены договора о сотрудничестве в рамках проекта: «Обучение и повышение квалификации специалистов в области автомобильной техники и сервисного обслуживания автомобилей Мерседес-Бенц» и соглашение о сотрудничестве с ООО «БМВ Россия». Учебные центры по окончании обучения студентов выдают сертификаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика