Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Отраслевое образование в интересах государства | Издательский дом

Отраслевое образование в интересах государства

 


Ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) Борис Лёвин

 

 

– Борис Алексеевич, насколько важно сейчас для государства сохранить систему отраслевого профессионального образования?
 

– В вашем вопросе ключевым считаю слово «государство». Всегда оценивал роль транспортного образования, прежде всего, с позиции общегосударственных интересов. Есть ряд отраслей, полноценное кадровое обеспечение которых могут гарантировать только отраслевые вузы, которые сегодня существуют в рамках Минобороны, Минтранса, Минсельхоза, Минздрава и т.д.

Транспортные вузы более двух веков эффективно выполняют государственный заказ; наши выпускники работают в интересах государства и решают важные задачи, связанные с экономикой, обороноспособностью страны, развитием межрегиональных связей. Это требует специальной подготовки инженеров в областях эксплуатации транспортной техники, управления перевозочным процессом, строительства железных дорог и тоннелей, безопасности и экологичности перевозочного процесса и т.д. Инженеры общего профиля, даже при условии их послевузовского «доучивания» в корпоративных университетах, не будут обладать квалификацией, которую гарантируют отраслевые вузы.

Исторический опыт наглядно показывает негативность ведомственного переподчинения отраслевых вузов.

К примеру, железнодорожные вузы в 1918 году передали Наркомпросу. Хватило десяти лет, чтобы понять неэффективность такого шага, и вузы вернулись «под крыло» НКПС.

Еще через десять лет подготовку инженеров-конструкторов и инженеров-технологов передали вузам общего машиностроения. Последствия такой реформы особенно ярко проявляются в наше время, в постиндустриальный период. Железнодорожный транспорт испытывает острый дефицит в названных специалистах, и дорогостоящий подвижной состав закупается за рубежом…
 

– Каковы основные ценности, определяющие потенциал системы транспортного образования?
 

– Наши основные базовые ценности: работа в интересах государства, высокий уровень фундаментальной и профессиональной подготовки, связь науки и образования, тесная связь с производством, высокий уровень учебно-лабораторной базы и квалификации профессорско-преподавательского состава, непрерывность образования, эффективная довузовская подготовка, лидирующие позиции в сфере международного сотрудничества и т.д.

В отрасли действует уникальная по масштабам и эффективности, не имеющая отечественных и зарубежных аналогов система целевой подготовки кадров. Эта система зиждется на прочности партнерства и взаимных интересах железнодорожных вузов и их главного заказчика – ОАО «РЖД». Ведущие департаменты компании принимают участие в разработке учебных планов и программ. Железные дороги не только направляют к нам на учебу своих будущих специалистов, но и постоянно курируют их в ходе учебного процесса: учреждают именные стипендии и гранты, следят за успеваемостью, обеспечивают местами для прохождения практики, заказывают своим будущим сотрудникам дипломные проекты под реальные потребности предприятий.

Наконец, хотелось бы сказать еще о двух критериях инновационных вузов: показателях приема и востребованности выпускников. В этом плане транспортные вузы среди лидеров. Демографическую яму мы уже третий год «перепрыгиваем» – цифры приема не уменьшаются.

Специалистов с дипломами об окончании МИИТ и других железнодорожных вузов нет на бирже труда. До 70 процентов трудоустраиваются в сфере транспорта, остальные востребованы государством и бизнесом в других сферах. Целевики – это закономерно – трудоустраиваются на 100 процентов.
 

– Насколько успешно вузы транспорта «вписываются» в современную концепцию реформирования высшей школы?
 

– Без преувеличения, в этом плане работаем – при поддержке Министерства транспорта РФ – на опережение.

В 2010 году государство поставило задачу формирования крупных инновационных вузов и оптимизации их филиальной сети.Минтранс России к 2009 году уже завершил работу по интеграции вузов и ссузов в университетские и академические образовательные комплексы. Самый крупный комплекс был сформирован в МИИТ, в состав которого вошли Российский государственный открытый технический университет путей сообщения, Российская академия путей сообщения, Институт защиты предпринимателя (ныне Юридический институт), 17 отраслевых техникумов и колледжей, Медицинский колледж, Гимназия № 1 бывшего МПС.

В январе 2009 года в составе вуза было 54 филиала и представительства. Филиалы, расположенные в одном городе, мы объединили, малодеятельные структуры ликвидировали. Сегодня осталось 28 филиалов, причем 9 из них реализуют программы как высшего, так и среднего профессионального образования.

Государство оценивает инновационность вузов по уровню их взаимодействия с реальным сектором экономики, а в нашей отрасли система целевой подготовки существует с 1978 года.

Ко времени вступления России в Болонский процесс МИИТ, к примеру, уже разработал 43 программы подготовки бакалавров и магистров.

Государство говорит о необходимости повышения качества подготовки инженерных кадров, а наши выпускники составляли и составляют инженерную элиту России.

Еще один федеральный приоритет – создание на базе вузов передовых научно-образовательных центров.Но в отрасли по традиции научные исследования, воспроизводство научных и преподавательских кадров неразрывно связаны с образовательным процессом.

Можно продолжить приводить примеры нашей «опережающей» работы.

Хотелось бы затронуть еще один аспект и подчеркнуть, что в транспортных вузах нет непрофильных специальностей.МИИТ, к примеру, ведет подготовку кадров более чем по 60 специальностям и направлениям, и все они, в том числе финансовые, экономические, юридические, гуманитарные, ориентированы на транспорт. И новые специальности открываются только в соответствии с потребностями отрасли.
 

– Пожалуйста, несколько подробнее о деятельности филиальной сети МИИТ?
 

– Сегодня в составе вуза 28 филиалов в 24 субъектах России. Филиалы «покрывают» Центральную часть страны, расположены также в Северо-Западном и Приволжском федеральных округах. Это позволяет эффективно взаимодействовать не только с Московской дорогой, но и другими магистралями: Горьковской, Куйбышевской, Северной, Приволжской, Юго-Восточной, а также с Белорусской железными дорогами.

Девять филиалов фактически являются региональными институтами путей сообщения, а в Брянске, Воронеже, Ярославле по контингенту и престижу конкурируют с ведущими вузами городов.

Филиальная сеть – важнейшее звено в структуре непрерывного образования МИИТ, где есть возможность получать образование и повышать квалификацию на протяжении всего жизненного цикла.В пять лет можно поступить в гимназию МИИТ, пройти все стадии образования, защитить докторскую диссертацию в одном из 12 диссертационных советов вуза. А наши выпускники – работники транспортных предприятий – постоянно повышают квалификацию на базе структурного подразделения МИИТ – Российской академии путей сообщения.

Функциональная структура МИИТ характерна и для других вузов транспорта, то есть для всей системы отраслевого образования.
 

– Что вы можете сказать о современном состоянии отраслевой вузовской науки?
 

– Постараюсь ответить с учетом темы нашей беседы. Вузовская наука всегда шла в авангарде научно-технического прогресса отрасли и государства, эффективно подпитывала образовательный процесс.

Наши научные школы широко известны за рубежом, инновационные разработки являются основой научного сопровождения развития транспорта, транспортного строительства, энергетики, машиностроения, городского хозяйства. Ведущие ученые МИИТ эффективно работают по заказам бизнеса, зарубежных партнеров, федеральных структур (в том числе правительства Москвы).

Приведу несколько цифр для сравнения.

В 2011 году средний объем НИОКР в железнодорожных вузах превысил 360 млн рублей. Бюджетные разработки составили от указанной цифры лишь 3,04 процента. Средний объем НИОКР в технических и технологических вузах Минобрнауки России за аналогичный период составил 168 млн рублей при бюджетном финансировании 40 процентов.

Объемы НИОКР в МИИТ в прошлом году превысили 1,6 млрд рублей, в том числе НИР – свыше 800 млн рублей.

Комментировать приведенные цифры не буду. Читатели сами могут сделать вывод о потенциале отраслевой транспортной науки.
 

– Борис Алексеевич, в свете сказанного вами вопрос о том, быть или не быть отраслевому образованию, кажется риторическим.
 

– Далек от мысли, что государство планирует отказаться от отраслевого подхода к подготовке кадров для транспорта, медицины, сельского хозяйства, вооруженных сил.

И, наверное, одной ориентации на зарубежный опыт тоже недостаточно. Приведу пример.

При встрече с руководством нашего традиционного партнера – Французских железных дорог – выяснил, что ежегодная потребность этого предприятия в специалистах, к примеру, строительного профиля составляет… 15–20 человек. Поэтому во Франции нет вузов транспорта, и железнодорожные предприятия берут на доучивание выпускников технических вузов.

Сами понимаете, что переносить такой опыт на нашу почву неразумно.

И вот что показательно. Президент Французских железных дорог Гийом Пепи во время посещения МИИТ был поражен уровнем и масштабами подготовки инженерного персонала и отметил, что система целевой подготовки кадров для ОАО «РЖД» достойна самого внимательного изучения.
 

 Полагаю, что вопрос о сохранении отраслевого образования в России имеет скорее дискуссионный характер. Гораздо важнее другое: насколько государство намерено поддерживать отраслевые вузы.

Надеюсь в этом плане на конструктивную позицию как законодательной, так и исполнительной власти – это в интересах России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика