Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Ценность профессионального образования | Издательский дом

Ценность профессионального образования

 

Тема образования на транспорте сегодня важна и актуальна по трем причинам: во-первых, достижения научно-технического прогресса в сфере инноваций совпадают по времени с происходящими изменениями в общественно-политической и экономической жизни России; во-вторых, эти изменения самым существенным образом отразились на деятельности железнодорожного транспорта. И наконец, успешная реализация «Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года» в значительной степени зависит от ее кадрового обеспечения, а следовательно, связана с деятельностью университетских комплексов Федерального агентства железнодорожного транспорта.

 

Руководитель Росжелдора Владимир Чепец

 

 

 

ПОТРЕБНОСТЬ В СПЕЦИАЛИСТАХ

 

В Стратегии содержатся три комплекса основных мероприятий в области развития человеческих ресурсов. На каждом из них я остановлюсь подробнее.

Первый комплекс мероприятий связан с объемами подготовки специалистов. За последние пять лет прием в вузы и ссузы и выпуск подготовленных специалистов были достаточно стабильными: в среднем прием в вузы держится на уровне 7 тысяч человек, в ссузы – 9 тысяч человек, а выпуск из вузов – 6 тысяч человек, из ссузов – 7 тысяч человек.

Стратегией планируется построить более 20 тысяч км новых железнодорожных линий. При этом дополнительная потребность в специалистах на строительство и эксплуатацию этих линий составит не менее 200 тысяч человек. Поэтому для удовлетворения потребности отрасли прирост объема подготовки специалистов должен составить не менее чем 47%.

Рост приема автоматически вызовет увеличение контингента обучающихся. Надо отметить, что уже сейчас расчетный приведенный контингент обучающихся в вузах близок к предельному лицензионному контингенту. Возникает проблема расширения учебно-лабораторной базы, прирост которой с учетом двухсменного обучения и перегрузки учебных заведений должен составить не менее 68%. Кроме того, в среднем по сети наших вузов обеспеченность студентов общежитиями составляет 84,1%, по техникумам обеспечено 87%.

В последующие годы обеспеченность студентов общежитиями будет только снижаться, особенно в вузах Сибири и Дальнего Востока. Так как государственное задание (контрольные цифры приема студентов) плавно смещаются Росжелдором из центральных вузов в вузы Сибири и Дальнего Востока в целях обеспечения подготовки специалистов в соответствии со «Стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года». В нынешних условиях финансирования образовательных учреждений обеспечить такие объемы строительства нереально. Поэтому Федеральное агентство железнодорожного транспорта обратилось в Минтранс России с обоснованием необходимости развития материально-технической базы университетских комплексов Росжелдора в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010–2015 годы)» и защитило свои позиции в Минэкономразвития России.

 

 

ОСТАНОВИТЬ РАСПАД НАУЧНЫХ ШКОЛ

 

Для обеспечения подготовки требуемого количества специалистов необходимо проводить целенаправленную работу по укреплению, увеличению и обновлению профессорско-преподавательского состава. А проблем здесь не меньше. Рост численности докторов наук с 2004 года прекратился и стабилизировался на уровне 750 человек во всех вузах. Средний возраст вырос с 59 до 62 лет, а по выпускающим кафедрам железнодорожных специальностей – до 64 лет. У профессоров этих кафедр средний возраст перешагнул 66 лет.

Растет средний возраст кандидатов наук, доцентов, старших преподавателей и ассистентов. Такие тенденции в возрастном цензе научно-педагогических кадров в скором времени могут привести к потере преемственности и распаду научных школ, снижению качества подготовки специалистов, несоответствию нормативным показателям, установленным для университетов.

Учитывая сложившуюся обстановку, Минтранс России по ходатайству Росжелдора обратился в Минобрнауки России с обоснованием необходимости увеличения контрольных цифр приема в аспирантуру и докторантуру. Но главная роль в преодолении сложившейся негативной ситуации отводится вузам. Это и повышение эффективности работы диссертационных советов, и вовлечение студентов в научную деятельность, и создание социальных условий для омоложения профессорско-преподавательского состава (ППС) и многое другое.

 

 

ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА

 

Надо отметить, что развитие базы университетских комплексов и усиление ППС являются необходимым условием для увеличения подготовки молодых специалистов. Однако необходимо не просто подготовить специалиста, а готовить его для конкретной станции, конкретного предприятия, зачастую расположенного в малонаселенных и отдаленных районах. Поэтому для железнодорожной отрасли основой обеспечения специалистами является их целевая подготовка. В настоящее время около 17 тысяч человек обучаются по целевым направлениям в железнодорожных вузах, свыше 16 тысяч человек являются студентами техникумов (колледжей).

Для усиления этого направления работы Росжелдор утвердил «Концепцию Федерального агентства железнодорожного транспорта по целевой подготовке специалистов», заключив генеральные соглашения с основными работодателями о взаимодействии при целевой подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. Опыт взаимодействия с работодателем в новых условиях имеет положительную динамику: если 2008 году было заключено всего 32 генеральных соглашения, то в 2011 году их уже 56. Активно в работу включился промышленный железнодорожный транспорт, метрополитен, трамвайно-троллейбусные управления, автодорожные предприятия.

Что касается ориентации молодых специалистов на длительные трудовые отношения и развитие профессиональной карьеры на железнодорожном транспорте, то здесь необходимо осуществить конкретный комплекс мер. Росжелдор разработал «Концепцию воспитательной работы» и утвердил ее комплексный план в образовательных учреждениях Федерального агентства железнодорожного транспорта.

С нашей точки зрения, программа ««Молодежь ОАО «РЖД» на 2006–2010 годы»» до конца не решает всех проблем по закреплению и карьерному росту выпускников железнодорожных вузов и ссузов.

По второму комплексу мероприятий необходимо обратить внимание на следующие моменты.

Специфика перевозочного процесса неизбежно ведет к взаимодействию различных видов транспорта. Иначе говоря, управлять всеми видами транспорта необходимо как единым комплексом, независимо от формы собственности отдельных транспортных предприятий.

В ситуации возрастания конкуренции между видами транспортных услуг повышение социальной компетентности работников железнодорожного транспорта представляет собой принципиально важную стратегическую задачу. Процессы работы на транспорте становятся все более сложными, не только технически, но и организационно. Активно задействуются маркетинговые, информационные технологии. Растет значимость юридического и экологического сопровождения деятельности, логистики.

Такой персонал транспортные вузы способны и должны готовить, ориентируясь на потребности отрасли и экономики в целом. Вузы могут обеспечивать людям надлежащую транспортную специализацию. Тем более что проблем с распределением и прибытием специалистов нет, есть проблемы с закреплением кадров. Статистика свидетельствует, что более 70% специалистов, окончивших не железнодорожные вузы, отработав в организациях железнодорожного транспорта порядка трех лет, уходят в другие отрасли, в то время как из выпускников вузов Росжелдора – менее 30%. Однако и это довольно много.

Поэтому, развивая целевую форму подготовки специалистов на основе генеральных соглашений с работодателями, необходимо проводить твердую позицию по включению в договоры между студентом и работодателем вопросов материального стимулирования, профессионального роста и социальных гарантий в процессе работы на конкретном предприятии.

Мы с вами хорошо знаем, что система профессионального образования на транспорте по качеству подготовки кадров является одной из лучших в стране. В непростые времена 90-х и 2000-х годов нам удалось сберечь лучшие традиции, преемственность и качество высшего образования – во многом, конечно же, благодаря работе профессоров, преподавателей, сотрудников университета, их верности и пониманию своей ответственности за будущее России. Так, по итогам рейтинга Минобрнауки РФ лидеры транспортного образования – Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) и Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС) – вошли в десятку лучших вузов России в номинации «технические и технологические вузы».

 

 

ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Повышение качества образования –­ процесс многоплановый и длительный. Поэтому в первую очередь необходимо сделать следующее:

­– включиться активнейшим образом в разработку Государственных образовательных стандартов нового поколения, учебных планов ведущих специальностей и образовательных программ профильных дисциплин с привлечением работодателей;

­– предусмотреть участие в аккредитации образовательных учреждений представителей профильных ведомств, отраслевых союзов, крупных транспортных организаций и бизнеса;

­– активней привлекать к проведению практических занятий, семинаров, к заключительному контролю знаний производственников и представителей бизнеса;

­– закрыть все дисциплины новейшими учебниками и учебными пособиями;

– активизировать работу по созданию электронных учебников и библиотек, повысить качество издаваемой литературы.

По третьему комплексу мероприятий, направленному на реализацию «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года», основная нагрузка приходится непосредственно на работодателей. На образовательные учреждения выпадает серьезная работа по обеспечению возрастающих объемов повышения квалификации и переподготовки кадров.

 

 

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

 

Железная дорога – это целый мир, это государство в государстве, где человек может работать всю жизнь, пройдя все этапы по карьерной лестнице. Вот и система образования на железнодорожном транспорте должна выполнять функцию социального лифта, открытые двери которого ведут в экономику, путевое хозяйство, производство и другие сферы.

Я предлагаю всецело поддерживать инициативы молодых людей и их предложения. Мы знаем о запросах экономики и рынка труда. Поэтому прошу вас обратить внимание на необходимость более тесного взаимодействия с потенциальными работодателями. Безусловно, оценка качества подготовки специалистов непосредственно ими имеет большое значение.

Как правило, под инновациями на железной дороге понимают только скоростное сообщение. Хотя оно по сути лишь «вершина айсберга». Давайте не забывать, что инновации выходят на качественно новый уровень, связанный с узкоспециализированными областями науки. Передовые разработки активно применяются при оснащении поездов спутниковой навигацией, при внедрении систем комплексной диагностики состояния инфраструктуры, применяются новейшие технические решения. Делается и многое-многое другое. Некоторые технологии не видны «на глаз», но они повышают эффективность работы транспортных узлов в десятки раз.

Инновационный путь развития железнодорожного транспорта в настоящее время не имеет альтернатив, что предъявляет новые требования к его форме и содержанию. От того, какую образовательную базу имеет транспортный комплекс, напрямую зависит его инновационный путь развития и успешность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

Яндекс.Метрика