Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Метеопрогнозы для авиации - безопасность и эффективность полетов | Издательский дом
#

Метеопрогнозы для авиации - безопасность и эффективность полетов

 


 

Генеральный директор ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» Марина Петрова

 

 

В феврале 2013 года Россия отметила замечательный юбилей – 90-летие со дня образования гражданской авиации!

В определенной степени это и наш юбилей. Авиационная метеорология как отдельное направление метеорологической науки возникла вместе с первыми полетами авиации и в дальнейшем стала развиваться с ней параллельно. Любопытный факт: сегодня в метеорологии есть определение тумана как погодных условий с видимостью менее 1000 м, а цифра эта не случайна – это протяженность взлетно-посадочной полосы тех давних времен.

 

В России метеорологическое обслуживание гражданской и экспериментальной авиации возложено на Росгидромет, который осуществляет  руководство и контроль за деятельностью уполномоченных организаций, выполняющих метеорологическое обслуживание авиации, обеспечением работы государственной наблюдательной сети, системой сбора и предоставления необходимой для авиаметподразделений информации.

ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» включает в себя сеть структурных подразделений из 15 филиалов: Верхне-Волжский, Дальневосточный, Западно-Сибирский, Иркутский, Камчатский, Приволжский, Северный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Среднесибирский, Уральский, Филиал Севера Сибири, Центрально-Чернозёмный, Северо-Восточный, Сочинский.

 

 

Основные виды деятельности

 

В число основных видов деятельности включено следующее:

·      метеорологическое обслуживание полетов гражданской и экспериментальной авиации;

·      проведение регулярных наблюдений за состоянием окружающей среды, в том числе за возникновением опасных гидрометеорологических явлений, их развитием и зонами распространения;

·      выполнение функций главного центра сбора и распространения информации в системе Росгидромета, в том числе выполнение работ по сбору и распространению информации в рамках информационно-телекоммуникационной системы (ИТС) Росгидромета и Банка авиационных метеорологических данных (БАМД);

·      выполнение работ по осуществлению контроля и оперативному управлению ведомственной сети связи (ВСС) Росгидромета;

·      участие в международном сотрудничестве по вопросам совершенствования метеообеспечения гражданской авиации в рамках комиссии по авиационной метеорологии ВМО, Межгосударственного Совета по гидрометеорологии стран – участниц СНГ;

·      выполнение функций центра телесвязи Мирового метеорологического центра Москва, Регионального узла телесвязи и Глобального центра информационной системы ВМО, эксплуатация более 200 международных и ведомственных каналов телесвязи (ГСТ, АСПД);

·      выполнение методических работ, разработка нормативно-методических документов в области развития и совершенствования информационно-телекоммуникационных технологий, метеорологического обслуживания авиации и аэронавигации, включая документы по экономике авиаметобеспечения;

·      осуществление материально-технического оснащения сети авиаметеорологических подразделений и телекоммуникационных центров оборудованием и другими материальными ресурсами;

·      выполнение работ по техническому обслуживанию и метрологическому обеспечению наблюдений на сети авиаметподразделений для обеспечения единства измерений.

 

 

Прогноз – сложнейшая задача

 

Задачи, стоящие перед организацией, – сложные и масштабные. Наш коллектив сформирован из квалифицированных специалистов в области авиационной метеорологии, владеющих разносторонней подготовкой и знаниями смежных областей.

Авиационные пользователи предъявляют к нам очень высокие требования, притом что прогноз – сложнейшая задача. Сводки погоды по аэродромам выпускаются в 00 и 30 минут каждого часа и чаще – в сложных ситуациях. Это касается всех стран мира. Авиационные метеорологи должны спрогнозировать вероятность опасных для авиации явлений погоды задолго до их возникновения. И не только в районе аэродрома, но и на маршруте полета воздушного судна. Должны определить характер облачности, скорость и направление ветра, турбулентность и обледенение на разных высотах, атмосферное давление. Определить условия видимости, интенсивность осадков, координаты грозовых очагов, высоту нижней границы облачности.  Прогнозированию с высокой точностью пока еще поддаются не все процессы в атмосфере, например опаснейший для самолета боковой сдвиг ветра, интенсивность конвективных явлений погоды, условия низкой видимости, однако авиационных происшествий и инцидентов по причине неудовлетворительного метеорологического обслуживания за два последних года не было.

 

 

Обеспечение безопасности

 

Авиационные происшествия происходят по разным причинам, но практически всегда в той или иной степени вносит свой вклад погода: летчик или диспетчер не учли метеоусловия, не получили своевременно прогноз или – что тоже бывает – прогноз оказался неточным.

Каждое происшествие или инцидент  тщательно расследуется. Специалисты Росгидромета и ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» анализируют каждый случай в рамках своей компетенции. В целях подготовки специалистов ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» для участия в расследовании авиационных происшествий и инцидентов, связанных с метеорологическими факторами, при МГТУ ГА в 2012 году организовано обучение на курсах повышения квалификации по расследованию авиационных происшествий и инцидентов.

 

 

Техническое переоснащение

 

В 2012 году ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» и его филиалы продолжали выполнение практических мероприятий, направленных на техническое переоснащение подразделений современным метеорологическим оборудованием.

Осуществлены следующие работы:

·      поставка и установка четырех комплектов автоматизированных аэродромных метеосистем (АМИС-РФ, КРАМС-4) на аэродромах Абакан, Ульяновск, Саранск, Ванкор;

·      поставка и установка специализированного программного обеспечения (СПО) UniMasв количестве четырех комплектов в АМСГ Братск, Усть-Кут, Киренск, Улан-Удэ;

·      поставка многофункционального метеорологического приемо-передающего комплекса ММК MITRAв количестве двух комплектов в АМСГ Ставрополь и Махачкала;

·      поставка и установка программного обеспечения MITRA messWizard, версия 4,0 в АМЦ Елизово;

·      поставка, монтаж и ввод в эксплуатацию станции «Алиса-СК» для приема и обработки спутниковой метеорологической информации в АМЦ Красноярск;

·      поставка и установка унифицированного инструмента для производства прогностических расчетов программного комплекса «ГИС-Метео» в количестве двух комплектов в ОГ по метеообеспечению аэронавигации ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» (Москва) и ЗАМЦ Новосибирск.

Выполнен комплекс работ для обеспечения системы управления воздушным движением метеорологической информацией на основе ее автоматического сбора и обработки, а также для организации взаимодействия метеослужбы с глобальными сетями телесвязи, в том числе:

·         поставка и установка в ОМС Москва (а/п Внуково) автоматизированной метеорологической системы интеграции с КСА УВД в МЦ АУВД;

·         работы по сопряжению между источниками и потребителями метеоинформации в Ростовском АМЦ и в АМСГ Астрахань;

·         комплекс работ по сопряжению аэродромной метеорологической информационно-измерительной системы АМИС-РФ с КСА «Альфа» в АМСГ Ставрополь.

Осуществлены мероприятия по техническому переоснащению авиаметеорологических подразделений современным измерительным метеооборудованием. Установлены:

·         2 комплекта регистраторов высоты облаков РВО-5;

·         10 комплектов датчиков высоты облаков ДВО-2;

·         15 комплектов измерителей метеорологической дальности видимости ИМДВ-01;

·         14 комплектов измерителей параметров ветра ИПВ-01.01.

В рамках ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009–2015 годы)»  осуществлено техническое перевооружение 18 аэродромов, установлены ДМРЛ на аэродромах Шереметьево, Архангельск, Ставрополь, Уфа.

 

 

 Мы часть мирового метеорологического сообщества

 

Участие России в ИКАО и ВМО предоставляет возможность оказывать влияние на формирование политики этих организаций с учетом российских интересов, защищать и поддерживать решения, при которых российская гражданская авиация сохраняет возможность беспрепятственно осуществлять полеты на международных воздушных трассах, получать информацию по передовому зарубежному авиационному опыту и внедрять его в отечественную практику.

По итогам работы 37-й сессии ИКАО ряд российских инициатив положительно воспринят мировым авиационным сообществом. Большинством голосов РФ была избрана членом совета ИКАО по первой группе государств (страны, играющие ведущую роль в мировом воздушном транспорте).

Специалисты Росгидромета, ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» принимают  активное участие в выполнении работы по обмену информацией с зарубежными странами в соответствии с соглашениями о международном сотрудничестве, документами Всемирной метеорологической организации в рамках выполнения функций Центра телесвязи Мирового метеорологического центра (ММЦ) Москва, Регионального узла телесвязи (РУТ), Глобального центра информационной системы (ГЦИС), информационной системы ВМО (ИСВ). Разрабатываются нормативно-методические документы в области развития и совершенствования информационно-телекоммуникационных технологий, метеорологического обслуживания авиации и аэронавигации, включая документы по экономике авиаметобеспечения.

 

 

Сочи-2014

 

В плане подготовки к проведению метеорологического обеспечения XXIIОлимпийских игр и XIПаралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи наши специалисты приняли участие в метеообеспечении тестовых мероприятий на Кубке России и Кубке Европы по горнолыжному спорту (Красная Поляна, ГЛК «Роза Хутор») в зимние сезоны 2011 и 2012 годов. В 2013 году в районе Красной Поляны также будет продолжено проведение тестовых соревнований, в процессе гидрометеорологического обеспечения которых произойдет финальная корректировка кадров по каждому спортивному объекту.

В специализированном центре по гидрометеорологии в г. Сочи специалистами ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» установлен единый центр сбора данных, обеспечивающий сбор с автоматических метеорологических станций, принадлежащих как Росгидромету, так и инвесторам (владельцам) спортивных объектов. Кроме того, этот центр позволяет осуществлять сбор данных наблюдений с гидрологической сети, буев и станций контроля загрязнения.

 

 

Наши перспективы

 

Что касается перспектив, то, как известно, в организации авиаметеорологического обеспечения в РФ происходят значительные перемены. К 2015 году в соответствии с ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации на 2009–2015 годы» планируется создание 13 укрупненных центров ЕС ОрВД. Наша задача – провести оптимизацию системы АМО в части соответствия созданию таких центров.

 

Пользуясь случаем, от себя и от всего нашего коллектива поздравляю всех работников гражданской авиации России с 90-летним юбилеем! Желаю больших профессиональных успехов и личного благополуч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика