Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Политика развития | Издательский дом

Политика развития

 

Руководитель Росавтодора Роман Старовойт

 

Прошедший 2012 год был для дорожной отрасли непростым. Было необходимо завершить стройки в рамках подготовки к саммиту АТЭС во Владивостоке. На финишную прямую выходил ряд олимпийских объектов в городе Сочи, на которых сложнейшие технические решения в условиях городской застройки и горной местности сочетаются с незавершенностью процедур оформления земельных участков и расселения жителей сносимых домов.

Завершена реализация подпрограммы «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». По этой подпрограмме в 2012 году введены в эксплуатацию участки федеральных дорог общей протяженностью 21,4 км, из которых почти пятую часть составляли искусственные сооружения. Введены в эксплуатацию мост на остров Русский через пролив Босфор Восточный длиной 1885 пог. м, а также участок федеральной дороги «Уссури» протяженностью более 18 км. Этот участок решил проблему связи аэропорта Кневичи с Владивостоком. Были решены вопросы обеспечения транспортной безопасности при проведении саммита АТЭС.

В рамках подготовки к проведению ХХII Олимпийских зимних игр в городе Сочи осуществлялись строительство и реконструкция 12 объектов. Были завершены 2 сложные транспортные развязки в разных уровнях: «Адлерское кольцо» и «Стадион».

 

 

ОБЪЕКТЫ, ВВЕДЕННЫЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

 

Всего в 2012 году на федеральных автомобильных дорогах после строительства и реконструкции введены в эксплуатацию участки общей протяженностью 266,4 км, в том числе по подпрограмме «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» – 245,1 км. В составе введенных в эксплуатацию дорог преобладали многополосные участки с многоуровневыми транспортными развязками в разных уровнях, дополнительными и переходно-скоростными полосами движения на сложных участках. Площадь покрытия введенных в эксплуатацию федеральных автомобильных дорог, приведенная к однополосному исчислению, составила 1435 км.

В 2012 году завершено строительство ряда важных для экономики страны и населения регионов объектов, в том числе обходы города Вельска на автомобильной дороге «Холмогоры» в Архангельской области и города Кяхты на автомобильной дороге Улан-Удэ – Кяхта до границы с Монголией в Республике Бурятия; участки подъездов к городам Саранску и Оренбургу от автодороги «Урал» общей протяженностью 15,7 кмс искусственными сооружениями общей длиной 475 пог. м; первая очередь строительства моста через реку Суру на автомобильной дороге «Волга» на территории Чувашской Республики; сибирские и дальневосточные участки автодорожного маршрута «Восток – Запад» на автомобильных дорогах «Байкал» и «Уссури» общей протяженностью более 35 кмс искусственными сооружениями общей длиной 542 пог. м; участки автомобильных дорог «Лена» и «Колыма» на территории Республики Саха (Якутия) и Амурской области общей протяженностью 34,9 кми другие.

В пределах Московского транспортного узла завершена реконструкция путепровода на Московском малом кольце.

На территории Северо-Кавказского федерального округа введены в эксплуатацию участки федеральных автомобильных дорог общей протяженностью 24,3 км, в том числе участки автомобильной дороги «Кавказ» общей протяженностью 22,1 кмна территории Республики Дагестан и Краснодарского края; тоннель длиной 373 пог. м на автомобильной дороге Алагир – Нижний Зарамаг до границы с Республикой Южная Осетия; мост-эстакада через реку Кубань длиной 816 пог. м на автомобильной дороге Черкесск – Домбай до границы с Республикой Грузия на территории Карачаево-Черкесской Республики.

 

 

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА

 

Активно продолжалась реализация проекта замены ремонтонепригодных искусственных сооружений, предусмотренного ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». В 2012 году осуществлялись работы на 33 подобных сооружениях, на 13 из них строительство завершено. В целях повышения экономического эффекта от капитальных вложений в реконструкцию ремонтонепригодных мостов осуществлялась концентрация средств на тех направлениях дорожной сети, где от состояния мостов, с учетом сложных природно-климатических условий, в наибольшей степени зависит обслуживание транспортных потоков. Так, на дорогах «Лена», «Колыма», «Уссури», «Байкал» было реконструировано 9 аварийных искусственных сооружений, на дороге «Кавказ» – 2 моста.

Объем поддержки из федерального бюджета строительства и реконструкции автомобильных дорог в субъектах РФ в течение 2012 года был увеличен с первоначально предусмотренных в бюджете 47 млрд рублей до 112,2 млрд рублей, то есть практически сравнялся с объемом господдержки 2011 года (справочно: 113,6 млрд рублей). Из этих субсидий 59,3 млрд было выделено в соответствии с поправками к федеральному бюджету от 3 декабря 2012 года. Несмотря на то, что адресное распределение этих субсидий было зарегистрировано Минюстом России только 21 декабря 2012 года, за оставшееся время удалось заключить с регионами дополнительные соглашения на предоставление этих субсидий; и весь их объем, кроме 10 млрд рублей (из-за задержки утверждения изменений в ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»), перечислить в бюджеты субъектов РФ.

По итогам года в субъектах РФ осуществлен ввод в эксплуатацию 1379 кмавтомобильных дорог. Из этих объемов за счет субсидий из федерального бюджета было построено и реконструировано 760 км, или более 55% от общего объема ввода в эксплуатацию региональных и местных дорог.

С софинансированием за счет субсидий из федерального бюджета был завершен ряд крупных и важных объектов, имеющих общегосударственное значение:

·       автомобильная дорога по ул. 20-й Горнострелковой дивизии на участке от ул. Транспортной до развязки в районе спортивного комплекса «Стадион» (1-й этап) в рамках подготовки к проведению Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;

·       IV очередь кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны от подъезда к городу Светлогорску до подъезда к городу Зеленоградску протяженностью 25,7 кмв Калининградской области;

·       участки автодорожного маршрута Махачкала – Буйнакск – Гимры – Чирката – Тлох – Ботлих протяженностью 26,2 км, в том числе Гимринский тоннель длиной 4304 пог. м в Республике Дагестан.

За счет субсидий, предоставленных на софинансирование строительства и реконструкции подъездов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам, осуществлялись работы на дорогах общей протяженностью 625 км. Из них введены в эксплуатацию 468,2 кмавтомобильных дорог и 120,9 пог. м искусственных сооружений. Подъездами с твердым покрытием соединены с дорожной сетью общего пользования 232 сельских населенных пункта с населением около 100 тысяч человек.

Важнейшим направлением деятельности Росавтодора на федеральных автомобильных дорогах в 2012 году оставались дорожно-эксплуатационные работы. Объем финансирования работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию федеральных автомобильных дорог составил 115,2 млрд рублей. Это 58% от объема, определенного исходя из утвержденных Правительством РФ нормативов затрат. На федеральных автомобильных дорогах после капитального ремонта и ремонта введены в эксплуатацию участки общей протяженностью 6,526 км. Это на 17% больше, чем в предыдущем году. Кроме того, были завершены капитальный ремонт и ремонт искусственных сооружений общей длиной 17 925 пог. м.

 

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Одним из приоритетных направлений в 2012 году была реализация мероприятий, направленных на повышение безопасности движения. Прирост протяженности линий искусственного электроосвещения на федеральных автомобильных дорогах составил 469 км. Завершено строительство 21 надземного пешеходного перехода, обустроено 181,5 тысячи пог. м дорожных ограждений. В целях повышения экологической безопасности возведено 567 пог. м шумозащитных экранов.

Выполнение этих работ на федеральных дорогах позволило снизить по сравнению с 2011 годом общее количество ДТП с сопутствующими дорожными условиями на 9,1%, число погибших – на 3,4%, раненых – на 7%.

За 2013–2014 годы на федеральных автомобильных дорогах планируется осуществить установку 75 кмпешеходного ограждения, 130 светофорных объектов, 800 кмлиний искусственного освещения, 60 пешеходных переходов в разных уровнях. На 153 автобусных остановках и пешеходных переходах будет установлено автономное осветительное оборудование. Из этих объемов в 2013 году будет установлено 87 светофорных объектов, 36,3 кмпешеходного ограждения.

 

 

ГОСЗАКАЗ

 

Одним из важных направлений повышения эффективности бюджетных расходов является применение предусмотренных законодательством конкурентных форм закупок для государственных нужд. В 2012 году было проведено 20 248 процедур размещения государственного заказа. Общая экономия по результатам размещения государственного заказа составила 4,1%. Достаточно высокое качество организации размещения государственных заказов и объективность подведения их итогов подтверждаются тем, что в 2012 году по проведенным Росавтодором и подведомственными ему учреждениями открытым конкурсам и аукционам в электронной форме в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) обжаловано лишь 366 торгов; из них 262 жалобы участников размещения заказов были признаны ФАС необоснованными, а по 21 случаю жалобы были отозваны заявителями до начала их рассмотрения.

Проводились торги по процедурам, предусмотренным законодательством для размещения государственных заказов среди субъектов малого предпринимательства. В 2012 году была проведена 3091 такая процедура, что на 8% больше, чем в предшествующем.

 

Сохранить дороги

Существенным направлением обеспечения сохранности автомобильных дорог является контроль перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. В 2012 году было выдано 225,3 тысячи разрешений на такие перевозки. В федеральный бюджет перечислены средства в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов, в общем объеме 616,2 млн рублей, что на 44,1% больше, чем в 2011-м. Осуществляется перевод этой функции в электронную форму. К настоящему времени реализована возможность подачи заявления на получение специального разрешения через Единый портал государственных и муниципальных услуг в сети Интернет.

 

Защита интересов

В 2012 году Росавтодором активно велась претензионно-исковая работа. В целях обеспечения защиты интересов РФ, Росавтодора и подведомственных ему учреждений Росавтодором было обеспечено участие более чем в 600 судебных заседаниях в различных регионах РФ. Росавтодор принимал участие более чем в 160 судебных делах, в том числе в качестве стороны – в 72 судебных делах.

По предложениям Росавтодора и подведомственных ему федеральных казенных учреждений в реестр недобросовестных поставщиков внесены 19 организаций.

 

Инновационные методы развития

Важным направлением разработки и внедрения инновационных методов, новых технологий, материалов и конструкций в 2012 году была реализация утвержденных Правительством РФ Комплекса мер, направленных на увеличение до 12 лет межремонтного срока эксплуатации автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия, и Плана мероприятий по расширению применения современной отечественной продукции нефтегазохимии. Начато выполнение работ в соответствии с разработанной в 2012 году Программой нормативно-технического обеспечения применения композиционных материалов в дорожном хозяйстве на 2012–2015 годы. Реализуется программа по разработке межгосударственных стандартов, связанных с введением Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог».

В 2012 году по итогам выполнения разработок в области НИОКР были зарегистрированы в Едином реестре Минобрнауки России 12 объектов интеллектуальной собственности. Получены 24 свидетельства о регистрации в Роспатенте.

Повышение долговечности асфальтобетонных покрытий является одной из приоритетных задач Федерального дорожного агентства. И за последний год в этом направлении сделан ряд принципиальных шагов.

В конце 2012 года завершена длительная работа по разработке новых стандартов на дорожные битумы. При этом Росавтодор первым в стране использовал новую возможность, предоставленную законом о Техническом регулировании (это предварительные национальные стандарты, которые в течение 3 лет действуют параллельно с ранее действующими стандартами). Заказчику или инвестору предоставляется право выбора между этими двумя документами.

В феврале 2013 года мы утвердили план внедрения предварительного стандарта, определив отправную точку начала его применения в Северо-Западном регионе. В течение трех лет действие этого документа будет распространено по всей сети федеральных автомобильных дорог. Важно, что в этом документе вводится ряд современных методов испытания битумов, хорошо зарекомендовавших себя по опыту в США и странах ЕС.

Следующий важный шаг в области дорожного асфальтобетона – это принятие решения о внедрении применяемой в США системы проектирования асфальтобетонной смеси Superpave. Именно эта система позволила дорожникам США свести к минимуму проблему колееобразования. В марте 2013 года мы утвердили план внедрения аналога системы Superpave, что даст нам возможность существенно повысить качество асфальтобетонных покрытий. Решение этой задачи будет увязано с работой, которую мы осуществляем по созданию полигонов для оценки эффективности конструкций.

На 2013 год объем финансирования дорожного хозяйства, находящегося в ведении Росавтодора, предусмотрен в размере 363,7 млрд рублей, на 2014-й – в размере 399,6 млрд, на 2015-й – 403,7 млрд рублей. В сопоставимых ценах это составляет, соответственно, 86, 89 и 84% объемов финансирования 2012 года. Вместе с тем, несмотря на снижение объема финансирования, в этот период предстоит решать крупные и сложные задачи как в части строительства и реконструкции дорог, так и в области эксплуатации федеральных дорог.

 

Олимпийские объекты

Необходимо завершить строительство объектов зимней Олимпиады в городе Сочи. В 2013 году здесь предусмотрен ввод в эксплуатацию участков общей протяженностью 16,9 кмс искусственными сооружениями общей длиной 22,6 км, а также 3 транспортных развязок в разных уровнях. Основные работы по строительству объектов с учетом подготовки к приему участников и гостей Олимпиады необходимо завершить в третьем квартале 2013 года.

 

Увеличение объемов строительства

Важнейшей задачей для Росавтодора и всех организаций дорожного хозяйства в предстоящий период будет исполнение положения Послания Президента РФ Федеральному собранию от 12 декабря 2012 года и соответствующих поручений Президента РФ и Правительства РФ в части увеличения в ближайшее десятилетие объемов строительства и реконструкции автомобильных дорог в два раза по сравнению с периодом 2003–2012 годов. Задачей предстоящего периода является планомерное наращивание объемов строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог для выхода на объемы, предусмотренные Посланием Президента РФ. Важнейшую роль здесь должно играть планирование строек. Наряду с ускорением ввода объектов в эксплуатацию должна быть решена задача создания соответствующих заделов в части наличия проектной документации, имеющей положительное заключение органов государственной экспертизы, формирования полосы отвода, подготовительных работ. Нужно учитывать накопленный негативный опыт, когда длительность формирования полосы отвода и подготовки к строительству превышает продолжительность самого строительства.

Проектом ФЦП «Развитие транспортной системы России (2012–2015 годы)», откорректированной с учетом продления срока ее действия до 2020 года, которая в настоящее время находится на утверждении в Правительстве РФ, предусмотрено в период 2013–2015 годов ввести в эксплуатацию после строительства и реконструкции участки автомобильных дорог федерального значения общей протяженностью 1289 км, в том числе в 2013 году – 334 км. При этом площадь покрытия введенных в эксплуатацию федеральных автомобильных дорог, приведенная к однополосному исчислению, должна составить за этот период почти 6,7 тысячи км.

Важные проекты

Одним из важных направлений строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог в период 2013–2015 годов будет реализация программы развития транспортного комплекса Московского региона. В рамках этой программы будут осуществляться строительство и реконструкция участков общей протяженностью 206,8 км.

1. На территории Северо-Кавказского федерального округа важными задачами будут проектирование и строительство на автомобильной дороге «Кавказ» обходов городов Беслан в Республике Северная Осетия – Алания, Гудермес в Чеченской Республике, Хасавюрт в Республике Дагестан, Минеральные Воды в Ставропольском крае. Общая протяженность проектируемых и строящихся участков дороги «Кавказ» в 2013–2015 годах составит 288 км. Кроме того, необходимо завершить строительство тоннеля длиной 3730 пог. м на 93-м километре автомобильной дороги «Транскам».

2. На автомобильной дороге М-5 «Урал» намечено осуществлять проектирование, строительство и реконструкцию участков общей протяженностью 329 км, в том числе искусственных сооружений общей длиной 8459 пог. м.

3. На автомобильных дорогах «Лена» и «Колыма» на территории Республики Саха (Якутия), Амурской и Магаданской областей на период 2013–2015 годов планируется вести проектирование, строительство и реконструкцию участков общей протяженностью 343 км, в том числе искусственных сооружений общей длиной 1403 пог. м.

4. В 2013 году будут осуществляться работы по проектированию и замене 53 ремонтонепригодных искусственных сооружений, из которых 17 искусственных сооружений будут введены в эксплуатацию в этом году.

Беспрецедентные для Российской Федерации задачи вытекают из реализации положения Федерального закона «Об автомобильных дорогах...» о завершении в 2014 году перехода на финансирование капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог федерального значения по нормативам затрат, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 августа 2007 года № 539. Государственной программой «Развитие транспортной системы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 года № 2600-р, предусмотрено доведение величины целевого индикатора «доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям» к 2019 году до 85,07% общей протяженности. Вместе с тем нужно иметь в виду, что эта величина учитывает ежегодный естественный выход части дорог из нормативного состояния под воздействием движения и влияния климатических условий и имеет чисто математическое значение в целях планирования дорожных работ. Для пользователя транспортно-эксплуатационное состояние дорог должно на 100% соответствовать нормативным требованиям.

В 2013 году на федеральных автомобильных дорогах планируется завершить капитальный ремонт и ремонт участков общей протяженностью 9000 км, что почти в 1,6 раза превышает объемы капитального ремонта и ремонта дорог 2012 года.

Для повышения долговечности дорожных конструкций и оптимизации затрат на последующие ремонт и содержание дорог намечено существенно повысить капитальность ремонтов. За период 2013–2014 годов протяженность вводимых после капитального ремонта участков автомобильных дорог предусматривается довести до 3200 км, что почти в 2,5 раза превышает объемы капитального ремонта за предшествующий период 2011–2012 годов.

Важным направлением в рамках оказания поддержки из федерального бюджета дорожному хозяйству регионов в 2013–2015 годах будут строительство и реконструкция подъездов к сельским населенным пунктам. Общий объем субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в рамках ФЦП будет составлять: в 2013 году – 32,7 млрд рублей, в 2014-м – 11,9 млрд рублей, в 2015-м – 11,2 млрд рублей.

Из этих субсидий на строительство и реконструкцию подъездов к сельским населенным пунктам предусмотрено соответственно: в 2013 году – 7 млрд рублей, в 2014-м – 7,4 млрд рублей, в 2015-м – 7,55 млрд рублей. За счет указанных субсидий в 2013–2015 годах намечено обеспечить круглогодичной связью 831 сельский населенный пункт с постоянным населением около 260 тысяч человек, построить и реконструировать 2166 кмавтомобильных дорог.

Принятые в законодательстве новации в области создания системы финансирования местных дорог носят долгосрочный характер, объемы финансирования местных дорог достаточно прогнозируемы. Вместе с тем опыт предоставления субсидий в 2011–2012 годах показал, что многие регионы не в полной мере готовы к решению задач по развитию местных дорог. Не хватает наработанной проектной документации; имеющиеся сведения о состоянии подъездов к селам недостаточно точно отражают реальную картину. Насущными задачами органов управления дорожным хозяйством регионов и муниципальных образований в 2013 году являются создание заделов по проектной документации, ревизия перечней населенных пунктов на предмет наличия и состояния подъездов, выявление потребности в строительстве мостов, подготовка или совершенствование методик и критериев распределения субсидий муниципальным образованиям из региональных дорожных фондов.

 

ГЧП в дорожном хозяйстве

Одним из приоритетных направлений оптимизации бюджетных расходов должно стать расширение применения механизмов государственно-частного партнерства в дорожном хозяйстве, привлечение внебюджетных средств.

Основой реализации этого направления должно стать исполнение перечня поручений Президента РФ В.В. Путина по итогам совещания по экономическим вопросам от 15 января 2013 года, которым предусмотрено, в том числе, подготовить предложения по расширению практики применения механизмов ГЧП с привлечением средств федерального бюджета; а также разработать перечень инфраструктурных проектов, в которые возможно инвестировать средства пенсионных фондов. Росавтодор представил в установленном порядке предложения по исполнению этого перечня поручений.

Вместе с тем в настоящее время уже ведется подготовка к реализации ряда проектов с применением механизмов ГЧП, в том числе проекта финансирования, создания и эксплуатации системы взимания платы за проезд по автомобильным дорогам федерального значения с владельцев транспортных средств, разрешенная максимальная масса которых превышает 12 т, и проекта финансирования, создания и эксплуатации мостового перехода через реку Лену в районе города Якутска. Проекты правовых актов, необходимых для реализации этих проектов, внесены в установленном порядке и находятся на согласовании в федеральных органах исполнительной власти.

На рассмотрении в Министерстве финансов РФ находятся также подготовленные с участием Росавтодора предложения по внесению изменений в Бюджетный кодекс РФ, касающихся размещения государственных заказов на заключение долгосрочных контрактов на строительство и последующее содержание объектов, финансируемых с привлечением внебюджетных средств, а также механизмов финансирования затрат в рамках таких контрактов.

 

Аналогичные вопросы стоят и перед субъектами Российской Федерации. Решение задачи исполнения положения Послания Президента РФ от 12 декабря 2012 года, касающегося удвоения объемов строительства и реконструкции автомобильных дорог, в сочетании с необходимостью увеличения объемов ремонта и содержания региональных дорог для их приведения в нормативное состояние, а также с решением проблемы улучшения состояния местных дорог, требует расширения привлечения в дорожное хозяйство внебюджетных источников. В ряде регионов ведутся поиски в этом направлении. В Республике Удмуртия в 2012 году велись работы в рамках концессионного соглашения по финансированию, строительству и эксплуатации на платной основе мостовых переходов через реку Каму и реку Буй у города Камбарки на автомобильной дороге Ижевск – Сарапул – Камбарка – граница Республики Башкортостан. В Кировской области действует соглашение о ГЧП в целях выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту, реконструкции и строительству региональных автомобильных дорог. В Пермском крае в 2012 году разрабатывалась документация для проведения торгов в целях реализации проекта по строительству Восточного обхода города Перми с использованием концессионных соглашений.

В результате деятельности дорожного хозяйства к 2015 году планируется достичь доли протяженности федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в размере 61,85%. Количество дорожно-транспортных происшествий из-за сопутствующих дорожных условий на сети дорог федерального, регионального и межмуниципального значения на 1 тысячу автотранспортных средств составит в 2015 году 1,343 случая.

 

Вместе с тем объемы выделяемых ассигнований из федерального бюджета не позволяют переломить тенденцию повышения перегрузки автомобильных дорог федерального значения движением в условиях постоянного увеличения уровня автомобилизации. Видимо, будут нарастать такие же тенденции и на наиболее важных региональных дорогах, особенно в пределах городских агломераций и крупных транспортных узлов, в районах пересечения крупных рек, пересечений с железными дорогами и т. д.

Дорожная сеть едина. Строительство федеральных дорог, обеспечивающих обслуживание больших транспортных потоков на направлениях международных и межрегиональных маршрутов, одновременно служит для разгрузки региональных и местных дорог, выводя транспортные потоки из населенных пунктов, обеспечивая создание дополнительных крупных мостовых переходов. Вместе с тем в отсутствие хорошо развитой сети региональных дорог на федеральные магистральные дороги ложится задача обслуживания дополнительных местных перевозок на короткие расстояния, а это отрицательно влияет не только на скорость перевозок, но и на безопасность движения. Решение общей задачи органов управления федеральными дорогами и соответствующих органов субъектов РФ по исполнению поручения Президента РФ об удвоении ввода в эксплуатацию автомобильных дорог должно стать катализатором налаживания их тесного взаимодействия в части реализации программ дорожных работ, обеспечения безопасности движения, деятельности в рамках своей компетенции по улучшению состояния окружающей среды и повышению качества жизни населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика