Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Создание единого международного образовательного пространства | Издательский дом

Создание единого международного образовательного пространства

 

Директор АЦ АИОР доктор технических наук, профессор Сибирского государственного  университета путей сообщения  Сергей Герасимов

 

 

Сертификация и регистрация профессиональных инженеров

 

Сегодня подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием вобласти техники и технологий осуществляют 555 российских вузов, в том числе 442государственных и 113 негосударственных. Контингент студентов, обучающихся поинженерным направлениям и специальностям в технических вузах, составляет около 30%от общего количества студентов, то есть свыше 1,5 млн. По количествувыпускаемых инженеров на 10 тысяч населения Россия почти в 1,5 раза превосходитСША. Однако по статистике 2/3 выпускников инженерныхпрограммне работают по специальности; качество их подготовки, по мнению работодателей, оставляет желатьлучшего, и реальный сектор экономики испытывает острый дефицит квалифицированныхинженерных кадров, способных обеспечить позитивные изменения в важнейших отрасляхпромышленности.

Конкурентоспособность российских технических вузов ограничена отсутствиему них программ, аккредитованных по международным стандартам. Конкурентоспособность российских инженеров в мире невысока из-за отсутствия у них международной сертификации и регистрации. Российские промышленные предприятия и инновационно-технологические компании все чаще сталкиваются с проблемами при участии в международных тендерах на получение заказов ввиду отсутствия в их штате профессиональныхинженеров, сертифицированных по международным стандартам и зарегистрированных в международных регистрах.

Таким образом, существует проблема несоответствияdefactoиdejureкачества высшего профессионального образования в области техники и технологий в российских вузах, а также компетенций инженеров, работающих на производстве, современным требованиям на уровне международных стандартов.

Одним из путей решения проблемы повышения качества и мирового престижавысшего профессионального образования в области техники и технологий в российскихвузах, а также уровня подготовки работающих на производстве российских инженеровявляется создание в стране национальной системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров с использованием зарубежного опыта и во взаимодействии с международными общественно-профессиональными инженерными организациями.

 

 

Мировой опыт

 

В развитых странах, таких как США, Великобритания, Япония и др., в условияхуровневой системы высшего образования (бакалавр –магистр) существует двухступенчатая система гарантий качества подготовки специалистов в области техники и технологий.Первая ступень – аккредитация инженерных программ, реализуемых в университетах;вторая ступень –сертификация и регистрация профессиональных инженеров независимыми, как правило, неправительственнымиобщественно-профессиональными организациями(ABETв США,ECUKв Великобритания,JABEEв Японии и др.) с использованием соответствующих критериев и процедур.

 

Критериями сертификации профессиональных инженеров являются:

·       наличие инженерного образования, полученного в университете по аккредитованнойобщественно-профессиональной организацией программе;

·       способность к самостоятельной инженерной деятельности;

·       опыт успешной профессиональной деятельности в течение ряда лет (4–7), включая неменее двух лет работы на руководящей должности при выполнении важного инженерного проекта;

·       непрерывное повышение квалификации и профессиональное совершенствование;

·       ответственность и соблюдение кодекса профессиональной этики инженера.

 

Сертифицированные профессиональные инженеры, внесенные в соответствующие национальные регистры, составляют, по сути, инженерную элиту промышленных компаний. Они выполняют основные перспективные проекты и разработки в областитехники и технологий, оказывая существенное влияние на формирование инновационной экономики развитых стран и обеспечивая ее конкурентоспособность.

Международное признание компетенций и квалификаций профессиональных инженеров осуществляется в рамках деятельности таких организаций, какEngineersMobilityForum(EMF) –глобально,APECEngineerRegister –вАзиатско-Тихоокеанском регионе иEuropeanFederationofNationalEngineeringAssociations(FEANI) –в Европе.

ЧленамиFEANIявляются около 80 инженерных организаций, которые представляютинтересы 3,5 млн инженеров в Европе. С 2008 года Россию вFEANIв качестве действительного члена представляет Союз научных и инженерных организаций (СНИО). Европейская федерацияFEANIявляется одним из основателей Всемирной федерации инженерных организаций (WorldFederationofEngineeringOrganizations, WFEO). Своими действиями, в особенности присвоением звания «Европейский инженер» (EurIng), FEAN1способствует взаимному признанию инженерных квалификаций в Европе, а также усилению позиций, роли и ответственности инженеров в обществе.

В 2007–2008 годахFEANIсовместно с европейской профессиональной организациейEUROCADRESвыполнила проектENGCARD, направленный на создание в Европе системы регистрации профессиональных инженеров с выдачей особого документа EuropeanProfessionalEngineeringCard(карты европейского профессионального инженера).

Обладатели званияEurIngвносятся вFEANIRegister, который насчитывает десяткитысяч профессиональных инженеров. Для включения вFEANIRegisterс целью повышения конкурентоспособности специалиста на европейском рынке труда необходимо соответствовать определенным требованиям. В настоящее время зарегистрироваться в качестве профессионального инженера в данной системе могут накопившие практическийопыт выпускники инженерных программ, аккредитованных по стандартамEUR-ACEFrameworkStandardsforAccreditationofEngineeringProgrammes.

Указанные стандарты были разработаны в 2004–2006 годах профессиональными организациями ряда европейских стран (Германии, Франции, Великобритании, Ирландии,Италии и др.), а также России (Ассоциация инженерного образования России – АИОР) приучастииFEANI, EUROCADRESи ряда других организаций. В настоящее время стандартыEUR-ACEреализуются международной организациейEuropeanNetworkforAccreditationofEngineeringEducation(ENAEE).

Ассоциация инженерного образования России является одним из основателей и действительным членом сетиENAEE.Она производит оценку качества и аккредитацию образовательных программ российских вузов в области техники и технологий по критериям,согласованным сEUR-ACE-стандартами. В результате выпускники, освоившие в вузах аккредитованные АИОР программы, имеют возможность через Мониторинговый комитетFEANIв России получить званиеEurIngи зарегистрироваться вFEANIRegister,а в перспективе стать обладателемEuropeanProfessionalEngineeringCard.

 

 

Общественно-профессиональная аккредитация инженерных программ

 

Международные критерии качества инженерных программ в вузах определяются в настоящее время двумя авторитетными организациями: Вашингтонским соглашением (WashingtonAccord)и Европейской сетью по аккредитации инженерного образования (ENAEE). Ассоциация инженерного образования России, являясь членом указанных организаций, разработала критерии качества уровневых образовательных программ в области техники и технологий, согласованные с международными стандартами.

В настоящее время эти критерии успешно используются при общественно-профессиональной аккредитации уровневых инженерных программ. Аккредитовано около 200 программ подготовки бакалавров, магистров и дипломированных специалистов в ведущих вузах России и Казахстана, в том числе с присвоением «европейского знака качества»EUR-ACELabel.В Европе в связи с развитием Болонского процесса и переходом на уровневую систему высшего образования в 2006 году была создана Европейская сеть общественно-профессиональных инженерных организаций(EuropeanNetworkforAccreditationofEngineeringEducation – ENAEE),производящих оценку качества и аккредитацию двухуровневых инженерных программ в вузах по критериям, согласованным сEUR-ACEFrameworkStandardsforAccreditationofEngineeringProgrammes.В настоящее время ENAEEавторизованы аккредитующие организации 9 стран: Германии, Франции, Великобритании, Ирландии, Италии, Португалии, Турции, Румынии и России (АИОР). В ближайшее время к сетиENAEEпланируют присоединиться инженерные организации Испании, Голландии, Швейцарии и других стран Европы.

СтандартыEUR-ACEсоответствуютFrameworkforQualificationoftheEHEAи содержат требования к инженерным программам первого(FC)и второго(SC)циклов. Развитие системыEUR-ACEосуществляется при активном участии Федерации европейских инженерных организацийFEANI,занимающейся сертификацией и регистрациейпрофессиональных инженеров с присвоением званияEurIng.

Ассоциация инженерного образования России участвует в создании системы общественно-профессиональной аккредитации инженерных программ вузов с 1992 года. Аккредитационный центр АИОР был создан в 2002 году. Ассоциация инженерного образования России, как общероссийская общественная организация, объединяющая работников вузов,представителей инженерной профессии, академической и прикладной науки, имеет региональные отделения в 60 субъектах Российской Федерации. Аккредитационный советАИОР состоит из авторитетных работников высшей школы, представителей науки, промышленности и общественных профессиональных организаций.

Ассоциация инженерного образования России в 2002 году заключила Соглашение осовместной деятельности по развитию системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий с Министерством образования РФ, а в 2005 году – с Федеральной службой по надзору в сфере образования инауки.

Деятельность АИОР по развитию системы общественно-профессиональной аккредитации осуществляется при поддержке работодателей, представляющих различные отрасли промышленности, а также общественно-профессиональных ассоциаций и союзов.Ассоциация инженерного образования России сотрудничает с Торгово-промышленнойпалатой РФ, Академией инженерных наук, Российской академией образования, Российской академией наук, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Российским Союзом научных и инженерных объединений и др.

Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ технических вузов и сертификация специалистов в области техники и технологий на соответствие мировым стандартам становятся все более востребованными как механизмы повышения качества инженерного образования и обеспечения глобальной конкурентоспособности выпускников, их международному признанию и авторитету.

Аккредитационные критерии АИОР системно ориентируют вузы в части постановки целей образовательных программ и планирования результатов обучения, формирования структуры и содержания программ, а также их организационного, информационного, методического, материального и кадрового обеспечения, активного взаимодействия свыпускниками и работодателями.

В соответствии с требованиями критериев АИОР выпускники-бакалавры в областитехники и технологий должны быть подготовлены к решению комплексных инженерныхпроблем, а выпускники-магистры и специалисты должны быть способны решать инновационные инженерные проблемы.

 

В настоящее время АИОР использует следующиекритериидля аккредитации инженерных образовательных программ подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров .

 

1.    Цели программы(задает требования к формулированию целей образовательнойпрограммы:цели программы формируются на основе запросов основных потребителейпрограммы и согласуются с миссией вуза государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования; должны разделяться коллективом, бытьопубликованы и доступны всем заинтересованным сторонам).

2.    Содержание программы(задает требования к содержанию образовательной программы:образовательная программа должна иметь четко сформулированные результатыобучения, согласующиеся с целями образовательной программы; удовлетворять требованиям к структуре учебного плана, к соотношению между объемами циклов дисциплин).

3.    Студенты и учебный процесс(задает требования к учебному процессу и контингенту студентов:учебный процесс должен обеспечивать возможность достижения результатов обучения всеми выпускниками программы; образовательная программа должна иметь механизм, обеспечивающий непрерывный контроль выполнения учебного плана и об­ратную связь для его совершенствования).

4.    Профессорско-преподавательский состав(задает требования к профессорско-преподавательскому составу, обеспечивающему реализацию образовательной программы, уровню его квалификации, участию преподавателей в научно-методической и исследовательской работе).

5.    Подготовка к профессиональной деятельности(задает требования к результатам обучения –знаниям, умениям и опыту, – которыми студент должен обладать на момент окончания обучения по программе:каждый результат обучения должен обязательно обеспечивать достижение одной или нескольких целей программы; результаты обучения должны быть конкретными для каждой образовательной программы и измеримыми).

6.  Материально-техническая база.

7.  Информационное обеспечение.

8.   Финансы и управление.

Критерии 6–8 задают требования к ресурсному обеспечению программы:имеющиеся ресурсы должны соответствовать целям программы и обеспечивать достижение резуль­татов обучения всеми выпускниками программы.

9.    Выпускники(задает требования к работе вуза с выпускниками образовательной программы:в вузе должна существовать система изучения трудоустройства, востребованности, сопровождения карьеры и непрерывного профессионального совершенствования выпускников вуза; полученные при помощи этой системы данные должны использоваться для дальнейшего совершенствования программы).

 

Представленныекритерииимеют следующие характеристики:

 

1.  Целостность(предусматривают оценку всех составляющих образовательного про­цесса: цели и содержания программы; результатов обучения, которые должны демонстри­ровать выпускники по окончании обучения по программе; ресурсного обеспечения про­граммы; квалификации профессорско-преподавательского состава; организации учебного процесса; наличие в вузе системы оценки и непрерывного совершенствования образова­тельной программы).

2.  Международное      измерение(соответствуют положениям Болонской декларации и различают программы первого и второго уровней; учитывают мировой опыт обеспечения качества инженерного образования).

3.  Компетентностный    подход(ориентированы на оценку достижения планируемыхрезультатов обучения).

4.  Соответствие требованиям ФГОС(критерии вписываются в рамочные требования, определенные Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального  образования, дополняют и расширяют его для программ подготовки специалистов в области техники и технологий).

 

Требования ккомпетенциям, которые должны приобретать выпускники образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов, раскрываются в Критерии 5«Подготовка к профессиональной деятельности». В соответствии с требованиями АИОР выпускники-бакалавры в области техники и технологий должны быть подготовлены к решениюкомплексных инженерных проблем, а выпускники-магистры и специалисты в области техники и технологий –к решению инновационных инженерных проблем.

 

Требования АИОР к компетенциям выпускников новых уровневых инженерныхпрограмм, создаваемых по ФГОС третьего поколения, согласованы с требованиямиWAGraduateAttributes(бакалавриат) и сEUR-ACEFrameworkStandardsforAccreditationofEngineeringProgrammes(магистратура, специалитет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика