Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: У транспортного комплекса Калининградской области большой потенциал развития | Издательский дом

У транспортного комплекса Калининградской области большой потенциал развития

 

Калининградская область – сравнительно небольшой субъект Российской Федерации, уникальный по своему географическому положению. Это единственный регион, изолированный от остальной части страны территориями двух иностранных государств и международными морскими водами. С одной стороны, это затрудняет связи области с другими российскими регионами. С другой стороны, область отличается крайним западным положением и, следовательно, близостью к промышленно развитым странам Европы – потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций. О перспективах и проблемах развития транспортной инфраструктуры региона мы беседуем с министром развития инфраструктуры Калининградской области Александром Рольбиновым.

 

Министр развития инфраструктуры Калининградской области Александр Рольбинов

 

 

 

– Александр Семенович, развитая транспортная инфраструктура является одним из ключевых условий социально-экономического развития региона. Что делается в этом направлении в Калининградской области?

 

– Мы строим новые дороги и в Калининграде, и в области. Калининград и города побережья соединит новая трасса «Приморское кольцо». Логистика становится проще. К примеру, дорога до аэропорта из Калининграда сократилась с 40 до 20 минут. В декабре мы открыли движение на отрезке трассы, ведущем в Светлогорск, который принимает туристов круглый год и который по праву называют жемчужиной балтийского побережья, и Пионерский, где построена государственная резиденция. Общая стоимость контракта составила более 10 млрд рублей. Трасса с четырьмя полосами движения, разделительной полосой и освещением на всем протяжении. Еще один объект, который планируется ввести до конца года, – мост через реки Старую и Новую Преголю в Калининграде. Объем финансирования на 2011 год – 2 млрд рублей. Открытие моста должно значительно облегчить дорожную ситуацию в городе.

Всего же в текущем году в областном бюджете и бюджетах муниципальных образований на реализацию программ строительства, ремонта и содержания дорог предусмотрено более 10 млн рублей, из них более 6,6 млн рублей – на строительство дорог. Что касается ремонта, то согласно уточненному плану будет выполнен ремонт 128 кмрегиональных дорог.

Еще один реализуемый нами масштабный проект – строительство моста через Неман и подходов к нему, российско-литовское межправительственное соглашение об этом было подписано в октябре этого года в Клайпеде. В настоящее время здесь принимаются меры по ускорению работ, протяженность этого участка составляет 11,87 км.

 

– Во время одной из рабочих поездок в регион вице-премьера Правительства РФ Александра Жукова шла речь о развитии скоростного железнодорожного сообщения между Калининградской областью и основной территорией Российской Федерации. На сколько, по предварительным оценкам, можно сократить время следования поезда по направлению, например, Москва – Калининград?

 

– Действительно, правительством Калининградской области инициирован вопрос ускорения скоростей движения поездов за счет проведения пограничного и таможенного контролей в пути следования, что позволит создать более комфортные условия для пассажиров и повысит конкурентоспособность железнодорожного транспорта по сравнению с авиационным.

Время движения поездов можно сократить на 6–7 часов: на 2,5–3 часа за счет проведения пограничного и таможенного контроля в пути следования и на 3–4 часа за счет повышения скоростей движения. Во время рабочих встреч с представителями Белорусской и Литовской железных дорог было установлено, что существующая инфраструктура позволяет на отдельных участках организовать движение пассажирских поездов со скоростью до 140 км/час. Подвижной состав Российских железных дорог позволяет следовать с такой же скоростью. Однако для этого необходимо согласие государственных железнодорожных администраций Литовской Республики и Республики Беларусь. Таким образом, время нахождения в пути на направлениях Москва – Калининград и Санкт-Петербург – Калининград и обратно может быть сокращено до 15–16 часов.

Мы понимаем, что сокращение времени на дорогу до других регионов страны – одно из средств достижения транспортной доступности нашей области. Областное правительство прорабатывает этот вопрос с федеральными органами власти, отвечающими за систему перевозок.

 

– Ожидается, что Калининград войдет в список городов, в которых будут проводиться отдельные матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году. Будет ли запланировано строительство аэроэкспресса в центр города?

 

– Сегодня Калининград рассматривается как один из ключевых претендентов на проведение матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году. В случае принятия ФИФА положительного решения в марте 2013 года, а шансы Калининграда на это весьма высоки, нам потребуется провести большую совместную работу не только по строительству объектов чемпионата мира, таких как стадионы, тренировочные площадки, гостиницы, но и обеспечить соблюдение иных критериев ФИФА, один из которых – это наличие линии железнодорожного экспресса от аэропорта до места проведения основных матчей или центра города Калининграда.

 

– Вопрос в продолжение темы железнодорожных перевозок. Какие меры предпринимаются по увеличению грузовых перевозок в направлении портов Калининградской области и в обратном направлении в целях использования транзитного потенциала региона и загрузки железнодорожной инфраструктуры?

 

– Вопрос транспортной доступности является одним из наиболее актуальных в равной степени и для пассажиропотока, и для грузопотока. В сложившейся ситуации необходимо принятие решения по ликвидации дефицита вагонного парка.  Для решения данного вопроса необходимо предоставить для области универсальный вагонный парк, передаваемый собственниками в консолидированное управление ОАО «РЖД» на условиях аренды с фиксированной ставкой арендной платы, либо установление тарифного коридора для грузов в/из Калининградской области. Такое решение позволит стимулировать грузоотправителей и рассматривать Калининградскую область составляющей одного из направлений развития транзита на торговых путях из Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, а также из России в страны Северной и Западной Европы, используя действующие мощности портовой инфраструктуры и потенциал проектируемого глубоководного порта.

В то же время имеется значительный потенциал в сфере железнодорожных контейнерных перевозок, позволяющих оперативно доставлять грузы как на основную территорию Российской Федерации, так и во встречном направлении. На текущий момент перевозки грузов в контейнерах в направлении Российской Федерации незначительны (за 2010 год они составили 2300 контейнеров). Для их интенсификации подготовлен проект ускоренного поезда сообщением Калининград – Москва, позволяющий обеспечить доставку грузов «точно в срок» менее чем за 2,5 суток (в настоящее время автотранспортом время транспортировки 5 суток, традиционным железнодорожным – свыше 14).

 

– Александр Семенович, вы сказали про потенциал глубоководного порта. Принято ли окончательное решение о выборе места размещения порта? Ранее сообщалось, что строительство порта планировалось в Балтийске, сейчас речь идет о побережье Калининградского залива в районе полуострова Бальга со строительством подходного канала, соединяющего порт с морем. Такое решение потребует внесения корректив в развитие инфраструктуры железной дороги?

 

– Ранее при проработке вопроса о размещении глубоководного порта на территории Калининградской области на рассмотрение выносились четыре варианта места размещения порта:

– на западном побережье, южнее Янтарного;

– в Балтийске на западном берегу Приморской бухты;

– в Приморской бухте на ее восточном берегу;

– на мысе Северном (полуостров Бальга).

Распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса России утверждена документация «Обоснования инвестиций в проект «Строительство глубоководного порта в г. Балтийске, Калининградская область. Объекты федеральной собственности», разработанная ЗАО «ГТ Морстрой», с рекомендованным вариантом размещения порта в районе мыса Северный (полуостров Бальга). Хотя и этот вариант неокончательный. На сегодняшний день Министерством транспорта Российской Федерации проводится комплекс предпроектных работ. Окончательное место размещения порта будет определено только после создания рабочего проекта, при этом в ходе проектирования будет рассматриваться как минимум два варианта. В случае принятия окончательного решения о выборе места размещения порта соответствующие коррективы будут внесены и в программу развития железнодорожного транспорта, чтобы обеспечить строительство железнодорожного обхода города Калининграда в увязке с местоположением порта: если порт в Балтийске – то северный обход города, если на полуострове Бальга – то южный обход.

При строительстве порта будет решена еще одна важная проблема: основной транзитный грузопоток будет вынесен за пределы центральной части города Калининграда, что благоприятно скажется на условиях проживания жителей областного центра и будет способствовать подъему экономики региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика