Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Инвестиционные ресурсы – в развитие региона | Издательский дом

Инвестиционные ресурсы – в развитие региона

 

Калужская область де-факто считается общепризнанным лидером в привлечении иностранных инвестиций. Несколько десятков масштабных промышленных проектов, инновационное развитие, постоянный поиск новых инвесторов – администрация регионаявно не собирается останавливаться на достигнутом.

 

Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов

 

 

Инвесторам в регионе обеспечен прозрачный и предсказуемый режим работы. Это и размещение новых производств в индустриальных парках, и низкие риски инвестирования, налоговые льготы и административная поддержка со стороны органов власти.

Для достижения реальных результатов в данной деятельности в области работает команда профессионалов. Это образованные, грамотные управленцы, способные самостоятельно принимать ответственные решения и, что важно, – работать честно. Ее формирование началось в тот период, когда область поставила перед собой амбициозную и масштабную задачу – найти пути эффективного развития на перспективу. Сегодня калужане принимают немало делегаций из других российских регионов. К ним едут за опытом по построению системы привлечения инвестиций, посмотреть на уже состоявшиеся проекты – новые заводские цеха, оборудованные высокотехнологичными производственными линиями. При этом гостям глава региона говорит: «Вы подумайте, кто у вас в регионе этим всем будет заниматься? Кто возьмет на себя эту ответственность?» Наличие высококвалифицированной команды управленцев очень важное преимущество в этом деле.

 

 

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ

 

Реализацию своих планов область начала с формирования соответствующей законодательной и нормативной базы. Для инвесторов была предусмотрена система налоговых льгот и других преференций. Безусловными конкурентными преимуществами Калужской области являются выгодное географическое положение и близость к огромному столичному рынку сбыта. При этом важны низкие риски инвестирования, конкурентоспособные тарифы на услуги естественных монополий, административная поддержка со стороны органов государственной власти и размещение новых производств в индустриальных парках. Индустриальный парк «по-калужски» – это площадка с понятными юридическими правами, готовой инженерной и логистической инфраструктурой.

Инвестор, выбрав земельный участок в любом из них, гарантированно получает на его границе электроэнергию, газ, воду, автомобильную дорогу – все, что необходимо для реализации проекта. И все это область делает в максимально короткие сроки. Инвестору остается только построить производственные корпуса. Например, проект строительства автозавода концерна Volkswagen реализован с нуля всего за полтора года. И так происходит с каждым проектом.

По мнению калужан, те регионы, которые размещают у себя иностранных производителей, выигрывают по многим показателям. На новых заводах создаются рабочие места, растет заработная плата, пополняется за счет отчислений новых субъектов экономики налоговая база, что способствует решению социальных вопросов территорий. Кроме того, приходящие в Россию компании несут свои компетенции, культуру менеджмента, производственный опыт. Еще один немаловажный эффект заключается в том, что знакомство с лучшей практикой и мировыми стандартами способствует формированию нового поколения специалистов, которые смогут создавать новый продукт с высокой добавленной стоимостью. Партнерство с иностранными компаниями также может стать хорошим стимулом к развитию малого инновационного предпринимательства.

Что касается наших налоговых льгот, то в Калужской области они предоставляются по налогу на прибыль, налогу на имущество и распространяются на период от одного до четырех лет и зависят только от объема инвестиций.

В данное время на территории области сформировано восемь индустриальных парков, но их количество планируют увеличить. У бизнеса есть большая потребность именно в таких производственных площадках. Но к решению об их создании в регионе пришли не сразу, а серьезно изучив мировую практику в данной области. В частности, идея о создании индустриальных парков с необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой была заимствована в Китае. Как показала практика, это предложение наиболее востребовано инвесторами и позволяет им в короткие сроки с нуля создавать новые предприятия. В целях практической реализации этой задачи в области были созданы региональные институты развития: ГАУ «Агентство регионального развития Калужской области», ОАО «Корпорация развития Калужской области» и ООО «Индустриальная логистика». Они помогают оперативно решать все вопросы в ходе реализации каждого инвестиционного проекта и после его запуска.

Сформированная в области система работы с инвесторами получила поддержку федерального центра. В создании инфраструктуры индустриальных парков для размещения новых производств надежным партнером региона стал Внешэкономбанк. Более того, изучив уже реализованные в области инвестиционные проекты, эта крупная и авторитетная кредитная организация стала акционером ОАО «Корпорация развития Калужской области».

 

 

ПОШАГОВЫЙ СЦЕНАРИЙ

 

Одним из первых и крупных инвесторов, привлеченных на территорию региона, стал немецкий концерн Volkswagen. Безусловно, это был знаковый шаг в реализации намеченных планов и одновременно сигнал для других иностранных компаний, которые пришли в область позже. Немецкий автопроизводитель изначально анализировал вероятность своего присутствия в разных российских регионах, но в итоге сделал выбор в пользу Калуги. Столь крупного инвестора привлекла, прежде всего, удобная логистика, близость Калужской области к Москве – глобальному рынку сбыта. И конечно, сыграло свою роль то, что область смогла обеспечить своему потенциальному партнеру режим наибольшего благоприятствования. Достигнутые сторонами договоренности полностью соответствовали инвестиционным ожиданиям, о чем свидетельствует дальнейшее развитие проекта автоконцерна в Калуге. Через короткое время за ним в область пришли и другие автомобильные компании Volvo и Peugeot-Citroen-Mitsubishi. В свою очередь за ними вслед пришли производители автокомплектующих. Важно отметить, что калужский регион делает ставку не только на автомобилестроение, в области работают предприятия компаний Samsung, JohnDeere, Nestle, Hemofarm, Lotte, L’Oreal, GeneralElectricи другие.

 

 

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ

 

На сегодня регион имеет партнерские отношения с более чем 150 зарубежными компаниями. Более 50 из них уже разместили свой бизнес на территории области. За последние пять лет построены 42 новых предприятия, 9 открыты в прошлом году. Только в индустриальных парках создано более 15 тыс. рабочих мест. По словам губернатора, регион готов принять любого инвестора, если у него успешный бизнес, серьезные экономические планы и большое желание работать в России. Исключения составляют проекты, реализация которых наносит большой вред экологии.

При этом было бы неправильным утверждать, что Калужская область сделала ставку только на иностранных инвесторов. Инвестиционный портфель делится примерно поровну между отечественными и иностранными партнерами. К примеру, на территории индустриального парка «Ворсино» известная российская компания построила крупный электрометаллургический завод. В этом году состоится запуск его первой очереди.

 

 

ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

 

Одной из главных составляющих организации производственного процесса всех без исключения компаний является грамотная разработка схемы поставок, а также создание многофункциональной терминальной инфраструктуры, которая является связующим звеном всех внешнеторговых отношений. Осознавая всю важность решения данного вопроса, власти Калужской области пришли к необходимости создания на своей территории транспортно-логистического кластера с привлечением зарубежных логистических операторов. Это компании «Жефко», «Грин Лоджистикс», «Ренус Лоджистикс», «Трансконтейнер» и другие. В регионе ведется строительство транспортно-логистических терминалов, уверенно развивается автомобильная и железнодорожная инфраструктуры.

В настоящее время в регионе идет реализация двух крупных логистических проектов: строительство транспортно-логистического центра «Росва» под Калугой и мультимодального логистического центра в районе индустриального парка «Ворсино» в Боровском районе.

 

 

1.    Транспортно-логистический центр «Росва»

 

Транспортно-логистический центр «Росва» (далее – ТЛЦ «Росва») создан с целью оптимизации логистических операций резидентов индустриальных парков Калужской области («Грабцево», «Росва», «Калуга-Юг»), а также обслуживания других участников ВЭД. Расположение ТЛЦ «Росва» в месте скопления производственных предприятий, наличие вблизи разветвленной сети возможных маршрутов обслуживания грузовладельцев (5 кмот автомобильной трассы М-3, 4 кмот железнодорожной станции Воротынск Московской железной дороги, 20 кмот города Калуги, в центре индустриального парка «Росва») создали предпосылки его использования не только для обслуживания резидентов индустриальных парков, но и в качестве одного из опорных объектов сети распределения на территории Центрального федерального округа.

 

 

ТЛЦ «Росва» включает в себя следующие объекты:

 

1.    Автомобильный терминалобщей площадью 5 га(начал свою работу 6 июня 2011 года), состоящий из:

•  25 000 кв. моткрытых площадей;

•  двух складов временного хранения общей площадью 4000 кв. м;

•  административно-бытового корпуса площадью 1500 кв. м;

•  зоны таможенного контроля на 500 автомобилей;

•  подъездных автомобильных дорог;

•  автомобильный терминал оборудован специальной грузоподъемной техникой, весовым оборудованием, системой контроля радиоактивности и досмотровым рентгеновским комплексом.

Территория терминала разделена на две зоны: Калужский таможенный пост Калужской таможни, Акцизный пост Центральной акцизной таможни.

 

2.    Контейнерный терминалобщей площадью 3 га(ввод в эксплуатацию запланирован на конец июля 2012 года):

•железнодорожный грузовой парк (6 ж.д. путей необщего пользования общей протяженностью более 10 км);

•площадка для хранения контейнеров;

•навес для досмотра контейнеров;

•административно-бытовой корпус с наличием таможенного органа;

•подъездные автодороги;

•производительность терминала с максимальной нагрузкой до 150 тыс. TEUв год;

•перегрузочная техника – ричстакеры Kalmar.

 

 

2.    Мультимодальный логистический центр в р-не с. Ворсино Боровского р-на Калужской области

 

С целью обеспечения иностранных инвесторов и других участников ВЭД, расположивших производство на территории Калужской области, необходимой логистической инфраструктурой было принято решение о создании на севере области мультимодального логистического центра. Данный объект будет обладать рядом преимуществ: возможностью принятия грузов железнодорожным транспортом, обеспечения перевалки больших объемов грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт, что позволит осуществить недорогостоящее и длительное хранение товаров, а также производить грузопереработку с высокой скоростью. Несомненным преимуществом индустриального логистического парка будет являться и его географическое местоположение – в 70 кмот Москвы, в 90 кмот Калуги, в непосредственной близости от трассы М-3 Москва – Киев и железной дороги направления Москва – Киев.

Строительство этого объекта позволит удовлетворить потребность в обработке грузов всей Калужской области, сосредоточить большие потоки при распределении грузов в Московский регион, а также создать распределительный центр при осуществлении транзита через Москву с востока на запад и с запада на восток. Реализация данного проекта позволит решить не только транспортные, но складские и таможенные вопросы.

В рамках данного проекта к настоящему времени разработана стратегия развития транспортно-логистистической инфраструктуры Калужской области. На основании результатов исследований мультимодальный логистический центр признан стратегически важным логистическим объектом на уровне Правительства РФ.

Реализацию данного проекта на территории Калужской области осуществляет западногерманская компания SIF&B, ведущий девелопер на рынке логистических и инфраструктурных проектов в Центральной и Восточной Европе.

Основные характеристики проекта:

·             общая площадь – 450 га(150 гадля строительства логистического парка и 300 гадля создания индустриального парка);

·             срок реализации проекта – 5 лет.

В составе логистического парка планируется строительство: железнодорожного грузового парка, автомобильного и контейнерного терминалов, складского комплекса. В индустриальной зоне предполагается представить промышленные предприятия различной отраслевой принадлежности.

 

 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СООБЩЕНИЕ

 

Кроме создания терминальной инфраструктуры, резидентам индустриальных парков предоставляется возможность подведения к территории предприятий железнодорожных путей необщего пользования.

К настоящему времени организовано железнодорожное сообщение для следующих производителей:

1.    ООО «Фольксваген Груп Рус» (ИП «Грабцево»),

2.    ООО «ПСМА Рус» (ИП «Росва»),

3.    ООО «Фукс Ойл» (ИП «Росва»).

 

Ведется проектирование ж.д. пути для компании «Континентал» в ИП «Росва», ввод его в эксплуатацию запланирован на IIквартал 2013 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика