Всё начинается с дорог
Министр дорожно-транспортного комплекса и связи Республики Тыва Игорь Грейсеров
Всё начинается с дорог – сближение городов и сел, людей, реализация инвестиционных проектов, рост экономики, расширение межсубъектных и международных отношений.
ИСТОРИЯ ДВУХ НАРОДОВ
Дороги на территории современной Тувы существовали давно, о чем говорит тот факт, что 390 лет назад, в октябре 1616 года, в сторону Убсу-Нура продвигались конные повозки. Это было первое русское посольство. Ехали на подводах царские послы: атаман Василий Тюменцев и десятник Иван Петров, ехали в сопровождении служилых людей. Временами продвигались вьючно, переходя небольшие реки вброд. Теми же путями, вьючными тропами 26 октября 1616 года отправилось к русскому царю и первое посольство Алтына-хана во главе с Скаяном Мергеном и Кичен-бакшей. В апреле 1617 года их принял в Грановитой палате сам Михаил Федорович Романов. Постоянные контакты русских и тувинцев возникли в течение XVIIвека. В верховьях Енисея были построены Абаканский и Саянский остроги. Сторожевые казачьи посты выдвинулись в самую глубь Саян. Казаки, отправляясь туда, брали с собой для обмена промышленные товары: топоры, котлы, ножи – и получали от тувинцев за них овчины, дохи и скот. Позже возник на речке Иджиме, вблизи границы, постоянный русский обменный пункт. Удобным местом для обмена стал и пограничный знак Бом-Хемчик. Значительную роль в укреплении русско-тувинских связей сыграло село Верхне-Усинское, основанное в начале XIXвека старообрядцами. Шли переселенцы охотничьими тропами, преодолевая буреломы, каменистые осыпи и топи. После заключения в ноябре 1860 года Пекинского дополнительного договора об определении русско-китайских границ, порядке дипломатических сношений и о торговле еще более расширились связи между Россией и тувинскими племенами. Русским купцам разрешили беспошлинную торговлю в Урянхайском крае. Минусинские торговцы, преодолевая большие расстояния, труднопроходимые места в горах и по Енисею, стали отправлять целые караваны с товарами за Саяны. Так началась история постоянных торговых, экономических отношений русских с тувинцами. Бытует даже утверждение, что тувинцев повернули к России купцы. Расширение торговли русскими купцами, которые в 70–80 годы XIXстолетия стали открывать в Туве торговые фактории, привело к мысли о строительстве дороги через Саяны. 26 августа 1910 года в деревне Григорьевка в 10 часов утра был отслужен молебен в честь начала строительства колесной Усинской дороги. 1914 год ознаменовался установлением протектората России над Тувой и началом Первой мировой войны. Эти события привели к замедлению темпа строительства дороги. Создание государства Танну-Тува улус, который провозгласил Всетувинский учредительный хурал (съезд), проходивший с 13 по 16 августа 1921 года в местности Суг-Бажы, где находился русский поселок Атамановка (ныне Кочетово), позволило по-настоящему возобновить строительство дороги. И молодое правительство этого государства, кроме решения государственного строительства, занимается и строительством дорог. Так, в 1933 году начинается строительство Усинского тракта со стороны города Кызыла Тувинской Народной Республики. Старожилы Усинского тракта вспоминают: переломным был 1934 год, тогда в ТНР доставлено 4212 тонн грузов. В то время подобная цифра считалась рекордной. В 1937 году строительство Усинского тракта в грунтовом исполнении завершилось и из Москвы пришло указание оформить приемку дороги в эксплуатацию. Завершение строительства Усинского тракта для молодого государства имело огромное значение. По этой единственной дороге, которая связывает ТНР с внешним миром, завозились товары народно-хозяйственного значения, от иголки до станков, от автомобилей до стройматериалов. В 1925 году по Усинскому тракту из Минусинска в Кызыл пришел первый автомобиль. Это был легковой «Додж» на колесах с деревянными спицами. С приходом автомобилей социально-экономическая жизнь Тувинской Народной Республики получила несравнимое развитие. О необходимости усилить работу по улучшению дорог между хошунами (районами), сумонами (селами) и центром говорилось еще в постановлении Совета министров ТНР от 16 августа 1933 года. Началом развития дорожного дела в Республике Тыва можно считать рапорт начальника строительства дороги «Госграница – Кызыл-Хото» Курбатского и председателя рабочкома Хасановича председателю Совета министров ТНР т. Чурмит-Тажи, заместителю председателя Совета министров и министру торговли и промышленности ТНР т. Ойдуп, председателю ЦК ТНРП т. Тока, что «Задание Правительства ТАР устроить улицу им. Ленина в г. Кызыле и построить грунтовую пригородную дорогу к 1 июня 1936 года – нами выполнено, работы закончены, и 3 июля по улице и пригородной дороге можно открыть движение».В этом же году при Совете министров ТНР создан отдел по эксплуатации дорог и строительству мостов.
ОПОРНАЯ СЕТЬ
С тех пор прошло 75 лет. За это время территория Республики Тыва покрылась паутиной дорог разных значений и технических категорий. Протяженность автомобильных дорог общего пользования – 5257,4 км, в том числе 378 кмфедерального значения, 1891,1 кмрегионального или межмуниципального значения, местного – 2988,3 км. Автомобильных дорог с твердым покрытием – 3094,7 км. С созданием Дорожного фонда Республики Тыва муниципальные дороги районов войдут в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. В самом центре Азии, в верховьях реки Енисей, находится Республика Тыва. Ее основными путями сообщения, в силу географического положения, являются автомобильные дороги (расстояние от г. Кызыла до ближайшей железнодорожной станции – 430 км). Тыва – горная республика, высокие отроги занимают более 80% ее территории. И это накладывает свой отпечаток на развитие региональной опорной сети автомобильных дорог. Автотрассы проходят через тайгу по сложному рельефу с котловинами и горными массивами Западными и Восточными Саянами, Танну-Олу, Хемчикским хребтом, пролегают по степям Эрзинского, Тес-Хемского и Овюрского районов. Опорную сеть составляет 378-километровый участок федеральной магистрали М-54 «Енисей» Красноярск через Абакан – Кызыл – государственная граница с Монголией. Эта дорога от г. Минусинска до г. Кызыла до 11 октября 1944 года называлась Усинским трактом. На участке Кызыл – государственная граница с Монголией дорога проходит через перевал Калдак-Хамар. В 1938 году Центральный комитет Тувинской народно-революционной партии и Совет сайытов (министров) ТНР принял постановление о начале строительства дороги по Калдак-Хамару. Это была воистину народная стройка. Мобилизованы были жители всех кожуунов (районов). Эту стройку по праву можно сравнить со строительством БАМ. Со дня вхождения Тувы в многонациональную семью народов СССР народное хозяйство республики получило бурное развитие, в том числе активно строились автомобильные дороги на территории Тувинской автономной области. Остальные транспортные артерии имеют региональное или межмуниципальное значение. Среди них значимая автодорога Кызыл – Ак-Довурак протяженностью 295 км, которая соединяет столицу республики с девятью западными районами. В 1949–1951 годы разрабатывается проектно-сметная документация на строительство этой дороги. Строительство начинается в 1951-м и заканчивается в 1968 году. Вторым выходом на железнодорожную станцию к соседней Хакасии, где действует железнодорожное сообщение, является 238-километровая автомобильная дорога Ак-Довурак – Абаза. Строительство, связанное с возведением горно-обогатительного комбината «Туваасбест», началось с двух сторон: со стороны г. Абаза и г. Ак-Довурак в 1951 году. Вследствие такого решения строительство дороги завершено за сравнительно короткий срок – в 1968 году, в результате чего время доставки асбеста до ближайшей железнодорожной станции сократилось в три раза.
ТЫВА СЕГОДНЯ
В настоящее время республика все еще отстает от большинства других регионов страны по показателям развития сети дорог с твердым покрытием. Их плотность у нас составляет 19 кмна 1000 кв. км территории. Для сравнения: в Алтае – 32 км, в Хакассии – 41 км. Нам остро не хватает современных, надежных в эксплуатации трасс, в том числе асфальтированных. До сих пор есть два района, куда не всегда можно добраться на машине. Правительство республики принимает все необходимые меры по решению этой проблемы. Для этой цели разработаны РЦП «Модернизация транспортной системы Республики Тыва» и ведомственная целевая программа со сроками действия на 2 года «Концепция транспортной политики Республики Тыва». Также утверждена трехлетняя программа дорожно-строительных работ, где учтены новые нормативы денежных затрат на содержание и ремонт автодорог регионального значения. В документе на эти цели заложен 30%-ный прирост финансирования по отношению к предыдущему году. Кроме того, в 2009–2011 годах субсидии местным бюджетам на модернизацию автомобильных дорог будут выделяться из Республиканского фонда софинансирования расходов по разделу «дорожное хозяйство», причем предусмотрено их ежегодное увеличение на 30%. Строительство сельских автомобильных дорог финансируется за счет средств ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». Проведение всех вышеперечисленных мероприятий позволит предприятиям дорожной отрасли республики четко планировать свою деятельность и работать на перспективу. 14 октября 2011 года общественность, работники и ветераны дорожной отрасли республики отметили 75-летний юбилей со дня создания дорожной отрасли Республики Тыва. В этот день отдали дань памяти, уважения и восхищения тем людям, кто стоял у истоков развития дорожного дела в республике. Их очень много. Первыми были: Намчак С.К.,начальник отдела эксплуатации и строительства мостов при Совете министров ТНР; Ензак О.Т.,начальник управления автодорог; Степанов И.С.,начальник управления автодорог; первый инженер-дорожник с высшим образованием, окончивший Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ) Дамба Чымбаевич Монгуш. Мы с гордостью вспомним всех тех, кто отдал свою жизнь, свой опыт, свою молодость, чтоб на территории республики были современные дороги.
|
|
|