Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Всем бедам вопреки | Издательский дом

Всем бедам вопреки

 

Министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия Александр Егоров

 

В последние годы развитие транспортной инфраструктуры Республики Хакасия осуществлялось в достаточно тяжелых, если не сказать экстремальных условиях. Две подряд техногенные катастрофы существенно изменили логику транспортных связей внутри республики.

Так, в августе 2009 года произошла серьезная авария на Саяно-Шушенской ГЭС, а в мае 2011 года обрушились два пролета железнодорожного моста через реку Абакан.

 

 

Наложение друг на друга столь непредсказуемых событий заставило руководство республики не только на ходу менять планы, но и где-то сознательно жертвовать дорогами Хакасии.

Изначально было ясно, что процесс восстановления крупнейшей в России гидроэлектростанции потребует доставки особо тяжелых грузов. Для осуществления названной задачи предполагалось использовать две схемы: доставку водным и сухопутным путями. Таким образом мы получали возможность довезти по воде колеса турбин до Майнской ГЭС, там их перегрузить на автопоезд и отправить до места установки. Относительно трансформаторов планировалось, что по железной дороге они прибудут в Саяногорск и оттуда также автопоездом до гидростанции.

И первый и второй варианты однозначно предполагали реконструкцию 22-километрового участка автодороги Саяногорск – Черемушки – СШ ГЭС. Что оказалось тоже не просто. В результате обследования специалисты выяснили, что девять мостов не выдержат тяжесть груза. Кроме того, была смоделирована компьютерная модель автопоезда и его проезда по предполагаемому маршруту. Тут мы наглядно и убедились в том, что автопоезд явно не попадает в поворот, если его радиус меньше 100 метров. Собственно, по этим причинам и было принято решение о реконструкции дороги.

Однако не успел подрядчик в марте 2011 года приступить к работе, как в мае произошло крушение железнодорожного моста через реку Абакан. Данное обстоятельство сразу же перечеркнуло саму возможность доставки 250-тонных трансформаторов до Саяногорска. Более того, от снабжения и возможности отгружать свою продукцию были отрезаны два крупнейших предприятия республики: Саяногорский алюминиевый завод и Восточно-Бейский угольный разрез.

Около месяца понадобилось, чтобы навести временную переправу через частично разрушенный мост (окончательно он был восстановлен в октябре 2011 года). Но это решило проблему лишь названных предприятий, тяжесть трансформаторов она бы не выдержала.

В данной ситуации единственно возможной транспортной нитью явилась автодорога Абакан – Саяногорск, которая к тому времени уже была повреждена большегрузами угольщиков и алюминщиков. И мы понимали, чем грозит запуск по ней автопоезда общим весом в 318 тонн.

В сложившихся обстоятельствах правительство республики приняло твердое решение – грузы доставить. И до конца 2011 года, после разгрузки на станции «Подсинее», шесть трансформаторов были перевезены на СШ ГЭС, и график ее восстановления не был нарушен.

Последующее обследование дорожного полотна выявило 12 первоочередных участков (общей протяженностью 10 км), которым требовался капитальный ремонт либо полная реконструкция.

Специально для проведения этих дорожных работ республика оформила 356 млн бюджетного кредита, и после пропуска сверхтяжелых грузов наш подрядчик – ГУП РХ «Алтайское ДРСУ» – взялся за их восстановление. По ходу дела дорожникам пришлось реконструировать мост через оросительный канал, переносить инженерные коммуникации, менять профиль дороги и радиусы поворотов.

К сегодняшнему дню все работы практически завершены и очередные трансформаторы уже идут по ней в сторону СШ ГЭС.

 

 

ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

При реконструкции мостовых сооружений, речь в первую очередь идет о трассе Саяногорск – Черемушки – СШ ГЭС,были использованы новые гидроизоляционные материалы «Гермакрон-гидро», рулонный материал «Техноэластмост-Б», ремонтные смеси ЭМАКО, лакокрасочные материалы Stelpant для антикоррозионной защиты металлоконструкций, химические анкера HIT-RE500/500, деформационные швы фирмы «Торма-Джойнт».

Для повышения надежности и долговечности дорожных конструкций использованы геосинтетические материалы: армирующая и разделяющая прослойка из геотекстиля для укрепления земляного полотна, геосетка для армирования асфальтобетона, позволяющая повышать сопротивление покрытия растягивающим деформациям, тем самым увеличивая несущую способность дорожного полотна при движении специализированного тяжеловесного автотранспорта.

Должен заметить, что на этом работы на дороге Абакан – Саяногорск не завершаются. Настала очередь следующих проблемных участков общей протяженностью более 42 км. Благодаря активной позиции главы Хакасии Виктора Михайловича Зимина на уровне Москвы уже прошла защита нашего проекта. В результате утверждены сроки и суммы.

В период с 2012 по 2015 год на этом стратегическом участке республика должна освоить 1,5 млрд рублей.

 

 

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РЕСПУБЛИКИ

 

Не надо думать, что вышеуказанные события заставили нас забыть о республике в целом. На самом деле правительство Республики Хакасия ведет целенаправленную и взвешенную политику по улучшению инвестиционного климата и созданию условий для реализации инвестиционных проектов на территории республики. И все это в первую очередь зависит от состояния транспортной инфраструктуры.

Строительство, реконструкция, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования в Хакасии осуществляются в соответствии с долгосрочной республиканской целевой программой «Совершенствование и развитие автомобильных дорог РХ (2011–2013 годы)».

Только в текущем году дорожники Хакасии ведут реконструкцию участков дорог Сарала – Приисковый, Пригорск – Ербинская, Абакан – Ак-Довурак. На очереди участки дорог Белый Яр – Аршаново – Бея, Усть-Абакан – Чарков – Ербинская, Усть-Чуль – Отты и подъезд к станции Камышта.

Все эти годы ни на минуту не прекращалась работа и по аэропорту Абакан, который сегодня уже находится в собственности республики и обеспечивает транспортные связи Хакасии с другими регионами России.

В настоящее время аэродром нашей воздушной гавани позволяет принимать суда типа: Ан-124-100, Ил-86, Ил-76, Ту-154 и классом ниже.

В 2011 году количество обслуживаемых в аэропорту самолетов выросло с 603 до 796. Увеличилось количество принятых и отправленных пассажиров с 82 тыс. человек до 94 тыс. человек. На 13% вырос объем обрабатываемых грузов.

Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» предусмотрены мероприятия по реконструкции аэропорта Абакан в период 2012–2014 годов. На эти цели программой предусматриваются средства федерального бюджета в объеме 1925,2 млн рублей.

В связи с этим министерством была проведена работа в соответствующих федеральных ведомствах по ускорению процесса открытия работ по реконструкции инфраструктуры аэропорта в рамках проекта «Реконструкция аэродромных покрытий и установка светосигнального оборудования в аэропорту Абакан, Республика Хакасия».

При непосредственном участии правительства Республики Хакасия, по решению Росавиации за счет перераспределения средств федерального бюджета, расходы по финансированию данного проекта включены в федеральную адресную инвестиционную программу, предусматривающую открытие финансирования работ по этому проекту с 2012 года в сумме 700,0 млн рублей. Затем в 2013 году – 715,0 млн рублей и на завершение работ в 2014 году – 509,0 млн рублей.

Республика Хакасия также вошла в пилотный проект Федерального центра по развитию региональной авиации Красноярского края с использованием воздушных судов L-410 UVPЕ-20 и ATR-42-500. Согласно этому проекту в Красноярске создается казенное предприятие, филиал которого будет зарегистрирован в Абакане. Это позволит расширить географию полетов – а именно выполнять авиаперевозки  до   Кызыла,  Томска,  Кемерово,  Новокузнецка,  Красноярска, Туруханска,  Иркутска, Улан-Удэ, а также, по просьбе киргизской диаспоры, проживающей в Республике Хакасия, организовать чартерные рейсы в Бишкек.

Как видите, несмотря на череду катастроф и неблагоприятно складывающихся обстоятельств, Республика Хакасия справляется с любыми задачами и содержит свою транспортную сеть в надлежащем порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика