Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Транспортный комплекс в развитии Республики Саха (Якутия) | Издательский дом

Транспортный комплекс в развитии Республики Саха (Якутия)

 

Президент Республики Саха (Якутия)  Егор Борисов

 

 

Социально-экономическое значение транспортного комплекса для Якутии невозможно переоценить. Территория республики занимает 3,103,2 тыс. кв. км, составляя без малого пятую часть всей территории страны. При этом природно-климатические условия Якутии во многих отношениях характеризуются как экстремальные. Это самый холодный из обжитых регионов планеты. Свыше 40% территории республики находится за полярным кругом.

Климат резко континентальный, отличается продолжительным зимним и коротким летним периодами. Максимальная амплитуда средних температур самого холодного месяца – января и самого теплого – июля составляет 70–75 °С.

 

 

СХЕМА РАЗВИТИЯ

 

Транспортный комплекс республики на современном этапе характеризуется низким уровнем развития сети путей сообщения с круглогодичной эксплуатацией, что негативно отражается на развитии экономики, особенно тех отраслей, которые ориентированы на межрегиональные и внешнеторговые связи, а также на транспортной доступности населения республики.

Только 8% территории находится в зоне круглогодичного транспортного обслуживания, вся остальная часть имеет сезонную транспортную доступность. Плотность автодорог ниже среднероссийского показателя в 11 раз, при этом около 80% автомобильных дорог не соответствует нормативным требованиям.

Именно по этой причине развитие инфраструктуры стало одной из самых важных составляющих утвержденной 8 февраля 2007 года Правительством Российской Федерации «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года».

Формирование всесезонной опорной транспортной сети республики, надежно связанной с общенациональной транспортной сетью, стало приоритетной задачей на весь период реализации Схемы до 2020 года.

Было принято решение, что основу всесезонной опорной транспортной сети Якутии составят железнодорожная линия Беркакит – Томмот – Якутск и автомобильные дороги с твердым покрытием. Вместе с тем Схема учла необходимость ускоренного развития водного, воздушного и трубопроводного транспорта, строительство новых линий электропередач связи.

В рамках реализации Схемы только в минувшем году были построены и сданы в эксплуатацию две новые ЛЭП ВЛ-220 кВ «Нерюнгринская ГРЭС – Нижний Куранах» и «Сунтар – Олекминск». Продолжается строительство и реконструкция федеральных автодорог «Лена», «Колыма» и «Вилюй», а также региональных автомобильных дорог «Амга», «Кобяй», «Анабар», «Умнас», «Яна».

В 2010 году парк авиакомпании «Якутия» пополнился еще четырьмя единицами современных воздушных судов (три «боинга» и один Ан-140). Успешно реализуется механизм дотирования социально значимых авиаперевозок за счет средств республиканского бюджета, что позволило увеличить объем внутриулусных пассажирских авиаперевозок с 9 тыс. пассажиров в 2002 году до 22,4 тыс. в 2010 году.

За минувшие годы в Якутии построена и сегодня продолжает расширяться магистральная нефтепроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан».

В конце 2010 года правительством республики одобрена разработанная подразделениями ОАО «Газпром» Декларация о намерениях строительства объектов магистрального транспорта газа Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения. В прошлом же году полным ходом развернулось строительство железнодорожной ветки Улак – Эльга. Финансирование и строительство этого объекта ведет компания «Мечел».

Главным событием минувшего года для всех якутян стала укладка «серебряного» звена строящейся железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск на станции Кердем, что на правом берегу Лены всего в 80 кмот Якутска. Эта крупнейшая за последние 25 лет железнодорожная стройка страны является ключевым проектом создания опорной транспортной сети Республики Саха (Якутия) и главным стратегическим объектом транспортного строительства.

Уже сегодня, благодаря эксплуатируемому участку Беркакит – Томмот, начался разворот работ на Эльконском урановом месторождении. На подходе практическая реализация проекта по строительству Канкунской ГЭС, освоение железорудных месторождений компанией «Тимир», начало реализации ряда угольных и иных проектов. По-настоящему мультипликативный эффект от строительства железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск для всего социально-экономического развития нашей республики и страны в целом возможен лишь при условии завершения второго пускового комплекса: возведении участка Нижний Бестях – Якутск со строительством совмещенного мостового перехода через реку Лену.

Строительство железнодорожной линии до г. Якутска с сооружением совмещенного мостового перехода через р. Лену как проект общегосударственного значения включено в основные документы долгосрочного развития страны и регионов: Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года; Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года; Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года; Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года; Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)».

 

 

РАБОТА НА РЕЗУЛЬТАТ

 

Реализация планов по строительству железнодорожной линии до г. Якутска с сооружением совмещенного мостового перехода через р. Лену позволит решить сразу несколько крупных задач как местного регионального, так и стратегического общефедерального значения.

Столица республики город Якутск по показателю «транспортная доступность» проигрывает абсолютному большинству других городов России и Дальнего Востока, занимая 100-е место из 108 и 10-е место из 10 соответственно. Притом что из-за отсутствия надежной всесезонной транспортной артерии до 80% внутреннего рынка товаров и услуг формируется за счет «северного завоза» в летний период по реке Лене из иркутского порта Осетрово (ж/д ст. Лена) при сроке навигации 3,5–4 месяца. Это заставляет наши предприятия создавать большие сверхнормативные запасы и приводит к тому, что средний срок обращения основной массы товаров составляет 380 дней, а для арктических районов республики – до полутора лет. Из-за этих негативных факторов транспортная составляющая достигает 40% в себестоимости товаров, что приводит к удорожанию всех ресурсов, потребляемых в республике.

Доведение железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск на левый берег реки Лены приведет к резкому сокращению перевозочных расходов и уменьшению объемов кредитования товарных запасов за счет сокращения срока их хранения в среднем на 83 дня.

Завершение строительства совмещенного мостового перехода через р. Лену позволит интегрировать в зону круглогодичного транспортного сообщения центральные, восточные и западные районы республики с охватом 83% населения Якутии. Также обеспечит круглогодичную связь столицы республики г. Якутска и ее левобережной территории с сетью железных дорог России, соединит в единую транспортную сеть федеральные автомобильные дороги «Лена», «Колыма» и «Вилюй», обеспечит круглогодичное сообщение между Республикой Саха (Якутия), Амурской, Магаданской, Иркутской областями и Хабаровским краем.

Существенно изменится роль Якутского речного порта: значительно сократится число порожних рейсов судов от Якутска вверх по реке Лене; рейсооборот речных судов уменьшится на 4 тыс. км по сравнению с ныне действующим вариантом от порта Осетрово; не менее чем на треть увеличится производительность судов в короткий период навигации для арктических улусов. Создадутся условия для применения судов смешанного «река – море» плавания без промежуточной их дозагрузки, что приведет к снижению транспортных издержек.

Общее снижение затрат по завозу ресурсов для нужд республики в результате возведения железнодорожного участка Нижний Бестях – Якутск со строительством совмещенного мостового перехода через реку Лену и перехода к новой схеме материального обеспечения составит в зависимости от рода груза и районов доставки от 30 до 70%. С учетом возрастающего грузопотока это даст общую экономию средств от 2,5 до 12–15 млрд рублей ежегодно. Стоимость потребительской корзины снизится не менее чем на 15–20%. Возрастет транспортная доступность и транспортная подвижность населения.

Снижение от 30 до 70% затрат на вывоз продукции в сочетании со снижением затрат на материальное обеспечение создаст условия для развития новых конкурентоспособных производств и повысит эффективность уже действующих предприятий. Так, например, приход железной дороги на левый берег Лены простимулирует развитие Кангаласского угольного месторождения с балансовыми запасами более 1 млрд тонн. Станет реальностью строительство Селигдарского апатитового ГОК с утвержденными запасами для открытой разработки 1,3 млрд тонн пятиокиси фосфора и организацией производства фосфорных и комплексных удобрений с годовым объемом порядка 3,5 млн тонн.

Появятся перспективы вовлечения в хозяйственный оборот и других месторождений угля, золота, других полезных ископаемых. Также прогнозируется бурный рост лесопереработки и строительной деятельности.

В совокупности это приведет к созданию новых рабочих мест в объеме до 15–20 тыс. и увеличению ВРП Якутии в 4–5 раз, увеличению совокупных налогов в бюджет на 1–4 млрд рублей ежегодно.

 

 

РАЗВИТИЕ АРКТИКИ

 

Стратегически важным представляется осуществление актуальной национальной политики развития Арктики, которое предусматривает решение долгосрочных задач активизации разведки и разработки нефтегазовых месторождений на побережье и континентальном шельфе северных и дальневосточных регионов России. Освоение новых месторождений приведет к значительному увеличению грузопотоков в районе Арктики и дальневосточных морях.

С приходом железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск на левый берег реки Лены в среднем ее течении под Якутском с гарантированными глубинами от 2,9 и более метров судового хода образуется очень перспективный меридиональный транспортный коридор АТР – Европа: Китай – Россия (Благовещенск – Сковородино – Якутск – Тикси (Севморпуть) – Западная Европа), который обеспечит самый короткий на Евразийском континенте путь с востока на запад.

В то же время отказ от возведения совмещенного мостового перехода через реку Лену не позволит в полной мере решить ни одну из основных задач всего строительства железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск. Такой поворот событий приведет к необходимости строительства на правом берегу Лены нового речного порта со всей инфраструктурой, включая нефтебазу, общей стоимостью не менее 100 млрд рублей. В эту стоимость не входят затраты на проведение работ по укреплению берега, обеспечению нормативных глубин, а также ежегодные траты на проведение дополнительных дноуглубительных работ для прохождения речного транспорта.

В таком случае потребуется переправлять на левый берег реки Лены более половины (до 2/3) доставляемых по железной дороге грузов с использованием ледово-паромной переправы. Себестоимость такой перевалки будет в несколько раз выше, чем перевозка по стационарному автомобильно-железнодорожному мосту. К тому же сохранится сезонность доставки из-за невозможности любого транспортного сообщения в течение 4–6 месяцев в осенний и весенний периоды.

Придется забыть и о крупных промышленных проектах на левобережье Лены, так как освоение угольных, золоторудных и других месторождений полезных ископаемых, развитие производств газо- и нефтепереработки останутся нерентабельными.

Таким образом, расчеты доказывают, что строительство второго пускового комплекса железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск до города Якутска с совмещенным мостовым переходом через реку Лену, как ключевого проекта создания опорной транспортной сети Республики Саха (Якутия), является прорывным не только в целях дальнейшего социально-экономического развития Якутии, но и имеет стратегическое значение для страны в целом.

Нужно помнить, что во многих отношениях XXIвек будет веком Арктики. И в этих условиях знаменитая фраза Михайлы Ломоносова о том, что «Могущество государства российского будет прирастать Сибирью», приобретает совершенно новое, исключительно важное для будущего нашей страны звучание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика