Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Авиация для космической отрасли | Издательский дом
#

Авиация для космической отрасли

 

Генеральный директор  ФГУП «ЦЭНКИ»  Александр Фадеев

 

9 февраля 1923 года по  инициативе Совета труда и обороны народных комиссаров РСФСР было принято постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на главное управление Воздушного флота и об организации Совета по Гражданской авиации». Благодаря Совету по Гражданской авиации стало обеспечиваться единое государственное руководство деятельностью Воздушного флота. Эта дата и является днем рождения гражданского воздушного флота России (ГВФ России).

 

     Освоение авиаторами воздушных путей проходило в сложных условиях: фактически не было средств навигации и связи, метеорологического обеспечения полетов. Однако, несмотря на эти трудности, значение авиации как транспортного средства из года в год возрастало. Сейчас услуги авиации востребованы во многих отраслях экономики. Сложно представить себе, с какими проблемами могла бы столкнуться и космическая отрасль без помощи авиации.

 

 

Исторические этапы становления авиации космодрома «Байконур»

 Рождение аэродрома «Крайний

 

     Хотелось бы вернуться к историческим этапам становления авиационного обеспечения нашего первого космодрома – космодрома «Байконур».

     Директивой Генерального штаба Советской армии от 2 июня 1955 года для оперативного решения задач доставки на полигон грузов различного назначения, оборудования, приборов, агрегатов и блоков ракет, материалов с телеметрической информацией, а также обеспечения прибытия руководителей и специалистов полигона (космодрома) было предусмотрено специальное подразделение – 6-е авиационное звено.

     Комплектование авиаподразделения нового ракетного полигона было возложено на 73-ю воздушную армию.

     Командующий 73-й ВА своими приказами в июле  и августе 1955 года назначил командиром авиационного звена старшего лейтенанта Николая Дмитриевича Лубнина, штурманом звена – старшего лейтенанта Евгения Владимировича Захарова, авиационным техником звена – капитана технической службы Ивана Павловича Фенога

     Первоначально авиационное звено базировалось на аэродроме в поселке Джусалы (Казахская СССР – Республика Казахстан), построенном в 1943 году для обеспечения перегона советскими летчиками американских  боевых самолетов, поставляемых союзниками в СССР по ленд-лизу. После войны аэродром был законсервирован, но с началом грандиозной стройки будущего ракетного полигона старый груновый аэродром возродили

     20 июня 1956 года, в трех километрах северо-западнее жилого поселка «Заря», начали строить первый аэродром южного полигона, и представлял он собой грунтовое летное поле размером 1400 x200 м.  Аэродром  имел взлетно-посадочную полосу 1200 x80 м с искусственным глиняным покрытием толщиной 7 сантиметров и стоянку по штатной численности самолетов Як-12 и Ли-2.

     18 мая 1955 года Совет министров  Казахской ССР принял решение о выделении земли в 9 километрах юго-западнее железодорожной станции Тюра-Там под летное поле будущего и ныне действующего  аэродрома «Крайний».

     Приказом начальника полигона от 4 декабря 1956 года был определен позывной аэродрома «Ласточка», и уже в середине лета 1957 года на данном аэродроме начались полеты.

     К 17 августа 1961 года 220-й Центральный – проектный институт МО СССР» разработал проект  на строительство аэродрома 1- го класса – аэродрома «Крайний», а в мае 1964 года аэродром с бетонной взлетно-посадочной полосой (ВПП) длиной 3100 м и шириной 56 м приступил к приему и обслуживанию воздушных судов, в том числе и нового поколения.

     В 2008 году на космодроме «Бойконур» закончился процесс расформирования войсковых частей, входивших в состав пятого государственного  испытательного космодрома минобороны России, и передачи его объектов предприятиям российской ракетно-космичесой отрасли.  Во исполнение Указа ПрезидентаРоссийской Федерации от 30 апреля 2008 года № 658, 30 декабря этого же года аэродром «Крайний» передан Федеральным космическим агентством (Роскосмос) в оперативное управление Федеральному государственному унитарному предприятию «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ФГУП «ЦЭНКИ»).

     Согласно приказу ФГУП «ЦЭНКИ» в 2008 году на космодроме 2Байконур» создается структурное подразделение «Космического центра «Южный» - «Аэропортовый комплекс «Крайний» и под руководством Валерия Васильевича Репяха (командир в/ч 43009, подполковник авиации, летчик – снайпер Российской Федерации) формируется коллектив данного комплекса.

     12 августа 2008 гоад Приазом ФГУП «ЦЭНКИ» создается Управление авиационной техники, отвечающее за развитие и аэропортовую деятельность аэродрома «Крайний» и авиационное обеспечение деятельности ФГУП «ЦЭНКИ».

     Принятый ФГУП «ЦЭНКИ» аэродром в полной мере не обеспечивал безопасность полетов воздушных судов, все элементы искусственных покрытий требовали срочного ремонта, радиотехнические средства навигации, локации и авиационной связи отслужили свой срок, аэродром мог принимать самолеты в простых метеорологических условиях и только в светлое время суток, необходимая аэродромная спецтехника отсутствовала.

     В то же время профессионализм и собственная инициатива специалистов Управления аиационной техники и «Авиапредприятия «Аэропорт «Крайний» при решении задач по авиационному обеспечению жизнидеятельности космодрома «Байконур» подтвердили – мы на верном пути, авиационное сообщение с космодромом будет всегда надежным!

 

 

 

Реконструкция аэродрома «Крайний» в соответствии с требованием времени

 

     В 2009 году Роскосмос одобрил предложение ФГУП «ЦЭНКИ» о реконструкции аэродрома «Крайний».

 

    Цель реконструкции – создание условий по надежному и безопасному авиационному обемпечению жизнедеятельности  города и космодрома «Байконур»

 

     22 октября 2009 года проектный институт ФГУП ГПИ и НИИ Гражданской авиации «Аэропроект» приступил к разработке проектной и рабочей документации на реконструкцию и техническое переоснащение аэродрома, а впоследствии успешно защитил в Федеральном автономном учреждении «Главное управление государственной экспертизы» свои решения.

     Подрядные организации приступили к воплощению данных замыслов. На сегодняшний день выполнен локальный ремонт асфальтобетонного покрытия ВПП, развернуты: новое светосигнальное оборудование фирмы TRANSCON, современные радиотехнические средства посадки СП – 200 с форматом сигнало ILS, радиомаяк дальномерный РМД – 90 с форматом сигнала DME/N, радиомаяк азимутный  РМА – 90 с форматом сигнала VOR, радиомаяк приводной РМП – 200 с форматом сигнала NDB, многоканальный  аэродромный автоматический  радиопеленгатор АРП – 95, аэродромный обзорный радиолокатор АОРЛ-1АС, комплекс дистанционного управления всеми объектами аэропорта.

      На командно-диспечерском пункте аэродрома установлены новые рабочие места, оснащенные современной системой автоматизации УВД «Альфа», комплексом средств автоматизации планирования воздушного движения «Планета», пультом с оборудованием рабочих мест серии «Пульт-А» и системой коммутации речевых сообщений «Мегафрн» и радиостанциями «Фазан – 19Р5». Для обеспечения точного захода на посадку воздушных судов смонтирована авиационная локально контрольно – корректирующая станция ЛККС-А-2000 (GBAS) (ГЛОНАСС/GSP).

       На основании «Акта обследования аэродрома на соответствие требованиям НГЭА» и «Акта технического рейса (Ту – 154)», утвержденного заместителем руководителя Росавиации 16 февраля 2010 года, аэродром «Крайний» 12 июля 2010 года зарегистрирован в Государственном реестре гражданских аэродромов Российской Федерации за № 27-С и допущен к приему и обслуживанию гражданских  воздушных судов на регулярной основе.

     Этому событию предшествовал плодотворный и кропотливый труд сотрудников авиапредприятия «Аэропорт «Крайний» и других подразделений  ФГУП «ЦЭНКИ», которые, зачастую не считаясь с личным временем, готовили к приему воздушных судов  аэродром, светосигнальное оборудование, объекты радиотехнического обеспечения  полетов и управления воздушным движением,  технические средства авиатопливообеспечения  и метееобеспечения. Немало усилий потрачено и на подготовку необходимой документации для проведения процедуры сертификации аэропортовой деятельности, которая насчитывает двенадцать видов  обеспечения полетов. Были получены сертификаты соответствия на аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению, обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты, метеорологическому обеспечению.

     Но самым первым был получен сертификат соответствия на аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов (12 февраля 2011 года, № ФАВТ ЦР А.03.00081), и в этом виден огромный труд и заслуга всего коллектива службы энергосветотехнического обеспечения полетов во главе с начальником службы ЭСТОП Сергеем Владимировичем Любимовым.

     Значимым событием прошедшего года является открытие в сентябре 2012 года современного аэровокзального комплекса аэропорта «Байконур». Здание командно-диспетчерского пункта превратилось в комфортабельный и высокотехнологический объект аэропорта по приему и обслуживанию пассажиров.

 

 

     Почти 50 лет аэродром и его персонал обеспечивают непрерывное воздушное сообщение между «Большой Землей» - Россией и первым в мире космодромом, космодромом «Байконур». Время изменило карту когда-то единого государства. «Байконур» для многих стал заграницей…  Но аэродром «Крайний», являясь воздушными воротами космодрома «Байконур», продолжает свою трудовую вахту на благо граждан России, Республики Казахстан и всего человечества.

 

 

Взгляд в будущее

 

     Время не стоит на месте. Поным ходом ведется проектирование нового современного аэропортового комплекса на территории  космодрома «Восточный». В настоящее время ФГУП «ЦЭНКИ» принимает активное участие в формировании концепции строительства аэропортового  комплекса и подготовки кадров для данного объекта.

     Мы уверены: аэропортовый комплекс «Восточный» будет достойно продолжать традиции аэродрома «Крайний» - нашей «Ласточки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика