Авиация для космической отрасли
Генеральный директор ФГУП «ЦЭНКИ» Александр Фадеев
9 февраля 1923 года по инициативе Совета труда и обороны народных комиссаров РСФСР было принято постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на главное управление Воздушного флота и об организации Совета по Гражданской авиации». Благодаря Совету по Гражданской авиации стало обеспечиваться единое государственное руководство деятельностью Воздушного флота. Эта дата и является днем рождения гражданского воздушного флота России (ГВФ России).
Освоение авиаторами воздушных путей проходило в сложных условиях: фактически не было средств навигации и связи, метеорологического обеспечения полетов. Однако, несмотря на эти трудности, значение авиации как транспортного средства из года в год возрастало. Сейчас услуги авиации востребованы во многих отраслях экономики. Сложно представить себе, с какими проблемами могла бы столкнуться и космическая отрасль без помощи авиации.
Исторические этапы становления авиации космодрома «Байконур» Рождение аэродрома «Крайний
Хотелось бы вернуться к историческим этапам становления авиационного обеспечения нашего первого космодрома – космодрома «Байконур». Директивой Генерального штаба Советской армии от 2 июня 1955 года для оперативного решения задач доставки на полигон грузов различного назначения, оборудования, приборов, агрегатов и блоков ракет, материалов с телеметрической информацией, а также обеспечения прибытия руководителей и специалистов полигона (космодрома) было предусмотрено специальное подразделение – 6-е авиационное звено. Комплектование авиаподразделения нового ракетного полигона было возложено на 73-ю воздушную армию. Командующий 73-й ВА своими приказами в июле и августе 1955 года назначил командиром авиационного звена старшего лейтенанта Николая Дмитриевича Лубнина, штурманом звена – старшего лейтенанта Евгения Владимировича Захарова, авиационным техником звена – капитана технической службы Ивана Павловича Фенога. Первоначально авиационное звено базировалось на аэродроме в поселке Джусалы (Казахская СССР – Республика Казахстан), построенном в 1943 году для обеспечения перегона советскими летчиками американских боевых самолетов, поставляемых союзниками в СССР по ленд-лизу. После войны аэродром был законсервирован, но с началом грандиозной стройки будущего ракетного полигона старый груновый аэродром возродили 20 июня 1956 года, в трех километрах северо-западнее жилого поселка «Заря», начали строить первый аэродром южного полигона, и представлял он собой грунтовое летное поле размером 1400 x200 м. Аэродром имел взлетно-посадочную полосу 1200 x80 м с искусственным глиняным покрытием толщиной 7 сантиметров и стоянку по штатной численности самолетов Як-12 и Ли-2. 18 мая 1955 года Совет министров Казахской ССР принял решение о выделении земли в 9 километрах юго-западнее железодорожной станции Тюра-Там под летное поле будущего и ныне действующего аэродрома «Крайний». Приказом начальника полигона от 4 декабря 1956 года был определен позывной аэродрома «Ласточка», и уже в середине лета 1957 года на данном аэродроме начались полеты. К 17 августа 1961 года 220-й Центральный – проектный институт МО СССР» разработал проект на строительство аэродрома 1- го класса – аэродрома «Крайний», а в мае 1964 года аэродром с бетонной взлетно-посадочной полосой (ВПП) длиной 3100 м и шириной 56 м приступил к приему и обслуживанию воздушных судов, в том числе и нового поколения. В 2008 году на космодроме «Бойконур» закончился процесс расформирования войсковых частей, входивших в состав пятого государственного испытательного космодрома минобороны России, и передачи его объектов предприятиям российской ракетно-космичесой отрасли. Во исполнение Указа ПрезидентаРоссийской Федерации от 30 апреля 2008 года № 658, 30 декабря этого же года аэродром «Крайний» передан Федеральным космическим агентством (Роскосмос) в оперативное управление Федеральному государственному унитарному предприятию «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ФГУП «ЦЭНКИ»). Согласно приказу ФГУП «ЦЭНКИ» в 2008 году на космодроме 2Байконур» создается структурное подразделение «Космического центра «Южный» - «Аэропортовый комплекс «Крайний» и под руководством Валерия Васильевича Репяха (командир в/ч 43009, подполковник авиации, летчик – снайпер Российской Федерации) формируется коллектив данного комплекса. 12 августа 2008 гоад Приазом ФГУП «ЦЭНКИ» создается Управление авиационной техники, отвечающее за развитие и аэропортовую деятельность аэродрома «Крайний» и авиационное обеспечение деятельности ФГУП «ЦЭНКИ». Принятый ФГУП «ЦЭНКИ» аэродром в полной мере не обеспечивал безопасность полетов воздушных судов, все элементы искусственных покрытий требовали срочного ремонта, радиотехнические средства навигации, локации и авиационной связи отслужили свой срок, аэродром мог принимать самолеты в простых метеорологических условиях и только в светлое время суток, необходимая аэродромная спецтехника отсутствовала. В то же время профессионализм и собственная инициатива специалистов Управления аиационной техники и «Авиапредприятия «Аэропорт «Крайний» при решении задач по авиационному обеспечению жизнидеятельности космодрома «Байконур» подтвердили – мы на верном пути, авиационное сообщение с космодромом будет всегда надежным!
Реконструкция аэродрома «Крайний» в соответствии с требованием времени
В 2009 году Роскосмос одобрил предложение ФГУП «ЦЭНКИ» о реконструкции аэродрома «Крайний».
Цель реконструкции – создание условий по надежному и безопасному авиационному обемпечению жизнедеятельности города и космодрома «Байконур»
22 октября 2009 года проектный институт ФГУП ГПИ и НИИ Гражданской авиации «Аэропроект» приступил к разработке проектной и рабочей документации на реконструкцию и техническое переоснащение аэродрома, а впоследствии успешно защитил в Федеральном автономном учреждении «Главное управление государственной экспертизы» свои решения. Подрядные организации приступили к воплощению данных замыслов. На сегодняшний день выполнен локальный ремонт асфальтобетонного покрытия ВПП, развернуты: новое светосигнальное оборудование фирмы TRANSCON, современные радиотехнические средства посадки СП – 200 с форматом сигнало ILS, радиомаяк дальномерный РМД – 90 с форматом сигнала DME/N, радиомаяк азимутный РМА – 90 с форматом сигнала VOR, радиомаяк приводной РМП – 200 с форматом сигнала NDB, многоканальный аэродромный автоматический радиопеленгатор АРП – 95, аэродромный обзорный радиолокатор АОРЛ-1АС, комплекс дистанционного управления всеми объектами аэропорта. На командно-диспечерском пункте аэродрома установлены новые рабочие места, оснащенные современной системой автоматизации УВД «Альфа», комплексом средств автоматизации планирования воздушного движения «Планета», пультом с оборудованием рабочих мест серии «Пульт-А» и системой коммутации речевых сообщений «Мегафрн» и радиостанциями «Фазан – 19Р5». Для обеспечения точного захода на посадку воздушных судов смонтирована авиационная локально контрольно – корректирующая станция ЛККС-А-2000 (GBAS) (ГЛОНАСС/GSP). На основании «Акта обследования аэродрома на соответствие требованиям НГЭА» и «Акта технического рейса (Ту – 154)», утвержденного заместителем руководителя Росавиации 16 февраля 2010 года, аэродром «Крайний» 12 июля 2010 года зарегистрирован в Государственном реестре гражданских аэродромов Российской Федерации за № 27-С и допущен к приему и обслуживанию гражданских воздушных судов на регулярной основе. Этому событию предшествовал плодотворный и кропотливый труд сотрудников авиапредприятия «Аэропорт «Крайний» и других подразделений ФГУП «ЦЭНКИ», которые, зачастую не считаясь с личным временем, готовили к приему воздушных судов аэродром, светосигнальное оборудование, объекты радиотехнического обеспечения полетов и управления воздушным движением, технические средства авиатопливообеспечения и метееобеспечения. Немало усилий потрачено и на подготовку необходимой документации для проведения процедуры сертификации аэропортовой деятельности, которая насчитывает двенадцать видов обеспечения полетов. Были получены сертификаты соответствия на аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению, обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты, метеорологическому обеспечению. Но самым первым был получен сертификат соответствия на аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов (12 февраля 2011 года, № ФАВТ ЦР А.03.00081), и в этом виден огромный труд и заслуга всего коллектива службы энергосветотехнического обеспечения полетов во главе с начальником службы ЭСТОП Сергеем Владимировичем Любимовым. Значимым событием прошедшего года является открытие в сентябре 2012 года современного аэровокзального комплекса аэропорта «Байконур». Здание командно-диспетчерского пункта превратилось в комфортабельный и высокотехнологический объект аэропорта по приему и обслуживанию пассажиров.
Почти 50 лет аэродром и его персонал обеспечивают непрерывное воздушное сообщение между «Большой Землей» - Россией и первым в мире космодромом, космодромом «Байконур». Время изменило карту когда-то единого государства. «Байконур» для многих стал заграницей… Но аэродром «Крайний», являясь воздушными воротами космодрома «Байконур», продолжает свою трудовую вахту на благо граждан России, Республики Казахстан и всего человечества.
Взгляд в будущее
Время не стоит на месте. Поным ходом ведется проектирование нового современного аэропортового комплекса на территории космодрома «Восточный». В настоящее время ФГУП «ЦЭНКИ» принимает активное участие в формировании концепции строительства аэропортового комплекса и подготовки кадров для данного объекта. Мы уверены: аэропортовый комплекс «Восточный» будет достойно продолжать традиции аэродрома «Крайний» - нашей «Ласточки».
|
|
|