Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Новости Росавиации | Издательский дом

Новости Росавиации

 

Руководитель РосавиацииАлександр Нерадько

 

 

На сегодняшний день всего в Реестре эксплуатантов зарегистрировано: авиакомпаний, имеющих действующий Сертификат эксплуатанта для осуществления коммерческих воздушных перевозок, – 119 (в том числе 117 действующих); имеющих Сертификат эксплуатанта для выполнения авиационных работ – 218 (в том числе 211 действующих); имеющих Свидетельство эксплуатанта АОН – 88 (в том числе 73 действующих).

 

 

Итоги 2012 года

 

В 2012 году российскими авиакомпаниями было перевезено более 74 млн пассажиров. Российские аэропорты обслужили более 92 млн российских и иностранных граждан.

Доля 15 ведущих авиакомпаний в общем объеме пассажирских перевозок продолжает неуклонно повышаться и составила 86,5% , 35 пассажирских авиакомпаний в целом обеспечили перевозку 98,3% всего пассажиропотока. Объем перевозок грузов и почты составил 963 тысяч тонн, грузооборот – 5 млрд тонно-км.

В настоящее время в реестр аэродромов гражданской авиации включено 304 аэродрома, 117 из них образуют национальную опорную аэродромную сеть.

В 2012 году введены в эксплуатацию 4 аэровокзальных комплекса: Владивосток, Внуково, Якутск, Казань, а также построены 2 новых гражданских аэродрома Бованенково и Талакан, введены в эксплуатацию после реконструкции аэродромные комплексы аэропортов Анадырь, Богородское, Улан-Удэ, Сасово, Чумикан, завершено строительство, и введен в эксплуатацию вертодром на острове Русский.

 

 

Задачи 2013 года

 

 Наиболее важными задачами на 2013 год являются подготовка к Олимпийским играм (завершение реконструкции аэропортовых комплексов Сочи, Краснодар), к Универсиаде в Казани (завершение реконструкции аэропортового комплекса Казань), завершение реконструкции аэродромного комплекса Внуково (ввод в эксплуатацию ИВПП-1).

 В 2013 году планируется ввести в эксплуатацию 1-ю очередь нового аэропорта на о. Итуруп с ИВПП длиной 1450 м, начать реконструкцию ВПП в аэропортах Махачкала и Владикавказ, строительство новой ИВПП взамен ИВПП-2 в аэропорту Домодедово, продолжить строительство новой ИВПП в аэропорту Шереметьево.

 В соответствии с проектом ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» планируется осуществить реконструкцию уже 20 объектов: Нюрба, Сеймчан, Северо-Эвенск, Тиличики, Оссора, Палана, Тигиль, Зея, Охотск, Аян, Чара, Краснокаменск, Нижнеангарск, Горячинск, Ербогачён, Мама и др., с объемом финансирования 32,7 млрд рублей.

Развитие региональных и местных перевозок: программы субсидирования перевозок, региональных воздушных судов, федеральных казенных предприятий.

 Начиная с 2013 года на территории Приволжского федерального округа (ПФО) будет реализовываться пилотный проект, целью которого является повышение заинтересованности авиакомпаний в осуществлении регулярных региональных перевозок и росте пассажиропотока. Перевозки в ПФО будут выполняться по 114 маршрутам, из федерального и регионального бюджетов на реализацию этого проекта будет выделено 600 млн рублей.

Субсидирование пассажирских региональных перевозок на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов.

В 2013 году планируется к реализации проект по субсидированию региональных пассажирских перевозок в 4 федеральных округах Российской Федерации. Перевозки будут осуществляться по 168 маршрутам с бюджетным финансированием в размере 2,9 млрд рублей.

В 2013 году для обеспечения воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока и Сибири в европейскую часть страны и в обратном направлении в федеральном бюджете предусмотрено 3 млрд 550 млн рублей. В текущем году в программу субсидирования включены 10 дополнительных маршрутов, что увеличило маршрутную сеть до 43 направлений, а также субсидирование пассажирских перевозок из Калининграда в европейскую часть страны.

С 2013 года данная программа субсидирования распространяется на всех жителей Российской Федерации без возрастных ограничений с бюджетным финансированием 493,877 млн рублей.

 

 

Обновление парка ВС

 

В рамках государственной финансовой поддержки обновления парка воздушных судов российских авиакомпаний с 2012 года началась реализация государственной финансовой поддержки по предоставлению единовременной субсидии авиакомпании, получающей в лизинг воздушное судно не старше 10 лет с количеством пассажирских мест не более 72 мест.

В 2012 году для реализации этой программы из федерального бюджета было выделено 1,5 млрд рублей, данной мерой государственной поддержки воспользовались 6 авиакомпаний (ЗАО АК «РусЛайн», ООО «Авиакомпания «Томск Авиа», ОАО «Авиакомпания «Таймыр», ОАО «АК БАРС АЭРО», ЗАО «Авиа Менеджмент Груп», ОАО «Авиационная компания «Якутия»), приобретших 23 самолета. Из них самыми востребованными типами самолетов явились СRJ-200LR (7 ВС), ATR 42-500 (5 ВС).

В 2013 году предусмотренный федеральным бюджетом объем субсидий на указанные цели составляет 2 млрд 150 млн рублей, в целом предусмотренный механизм государственной поддержки представляется востребованным авиакомпаниями.

 

 

Субсидирование казенных предприятий

 

В целях сохранения и развития наземной аэропортовой инфраструктуры труднодоступных и северных территорий реализуется программа субсидирования федеральных казенных предприятий, создаваемых на базе аэропортов регионального и местного значения.

Основной целью создания федеральных казенных предприятий является сохранение и развитие наземной инфраструктуры аэропортов и аэродромов, которые в силу особенностей районов их расположения (территориальная удаленность, малонаселенность, суровые климатические условия, низкая интенсивность полетов) не могут осуществлять безубыточную деятельность в соответствии с требованиями авиационных властей страны.

В настоящее время в соответствии с решениями Правительства РФ на базе 50 аэропортов создано 7 федеральных казенных предприятий, отнесенных к ведению Росавиации: ФКП «Аэропорты Севера», ФКП «Аэропорты Камчатки», ФКП «Аэропорты Чукотки», ФКП «Аэропорт Сахалина», ФКП «Аэропорты Красноярья», ФКП «Аэропорт Амдерма», ФКП «Аэропорты Приамурья».

Планируется создание в 2013 году ФКП «Аэропорт Кызыл» (аэродром Кызыл) на базе ФГУП «Аэропорт «Кызыл» и филиала ФКП «Аэропорты Приамурья» на базе аэропорта Экимчан Амурской области. Планируется создание ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» на базе ФКП «Аэропорта Приамурья» и имущественных комплексов аэропортов Хабаровского края (Херпучи, Аян, Чумикан и Охотск, Богородское).

Таким образом, создание федеральных казенных предприятий способствует обеспечению коммуникативных связей населенных пунктов, расположенных в районах Крайнего Севера, и приравненных к ним местностей с центром России и другими регионами России, содействует повышению качества жизни населения и преодолению низкой транспортной доступности, активному участию субъектов экономики и населения в социально-экономической жизни страны.

 

 

Кадровая составляющая

 

В целях повышения качества подготовки специалистов летных специальностей в летных учебных заведениях подведомственных Росавиации в Управлении летной эксплуатации создан Отдел летной подготовки в учебных заведениях гражданской авиации.

В соответствии с решениями Минтранса России и Росавиации ежегодно увеличивается прием курсантов (студентов) в летные учебные заведения гражданской авиации с 240 человек (2006 год) до 790 человек в 2012 году.

В 2012 году введены в учебно-летный процесс воздушные суда нового поколения (с так называемой стеклянной кабиной) Cessna-172, DA-40NG, DA-42, DA42NG, Л-410, вертолет Ми-171. Планируется организовать в 2013 году первоначальную подготовку курсантов на вертолетах Eurocopter AS 350 В-2.

В учебные заведения ГА в 2012 году поставлены тренажеры B737NG, Ан148, А320CL и SSJ100. В 2013 году будут поставлены тренажеры B737NG, ATR 42/72-500, CRJ 200 и A320 (аванс оплачен). Внедрение в учебный процесс указанных тренажеров воздушных судов, эксплуатирующихся в авиакомпаниях, позволит начать подготовку курсантов на конкретный тип воздушного судна, эксплуатирующийся в авиакомпаниях.

Деятельность Росавиации направлена на обновление и реконструкцию материально-технической базы летных учебных заведений гражданской авиации в целях ее дальнейшего развития.

 

 

Центры ЕС ОрВД

 

В рамках реализации ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009–2015 годы)» в 2012 году завершены работы по строительству Калининградского районного центра ЕС ОрВД, разработана и внедрена зональная унифицированная военно-гражданская автоматизированная система планирования использования воздушного пространства (ИВП) в Ростовском укрупненном центре ЕС ОрВД, новыми средствами автоматизации УВД и планирования ИВП оснащены аэропорты Владивосток, Чита, Воронеж, Южно-Сахалинск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре и местный диспетчерский пункт ОВД Хабаровск.

Выполнен большой объем работ по созданию Самарского и Иркутского УЦ ЕС ОрВД, разработана проектная документация на строительство Екатеринбургского и Санкт-Петербургского УЦ ЕС ОрВД. Внедрены системы ближней навигации в аэропортах Сочи, Владивосток, Иркутск, Самара, Краснодар, Казань, аэродромные радиолокаторы в а/п Полярный, Томск, Казань, Набережные Челны, вторичный радиолокатор в а/п Вологда, 12 автоматизированных приемо-передающих центров, 4 земных станции спутниковой связи.

Всего в 2012 году закуплено и установлено более 200 новых средств УВД, РТОП и электросвязи.

В 2012 году завершено строительство нового здания Московского центра управления полетами, развернута автоматизированная система ОрВД и начаты ее испытания.

В 2012 году утвержден план оснащения радиомаячными системами посадки и светосигнальным оборудованием 17 аэропортов регионального значения, финансирование работ предполагается осуществить за счет средств компенсационных платежей и средств федерального бюджета в объеме 1 млрд 765 млн рублей.

С целью внедрения в гражданской авиации спутниковых технологий в 2012 году 14 аэропортов оснащены наземными средствами функциональных дополнений ГЛОНАСС для обеспечения захода воздушных судов на посадку. Общее количество установленных станций достигло 52 единиц.

 

 

Схема прилета – вылета

 

С целью отработки перспективных технологий обслуживания воздушного движения в 2012 году продолжались работы по организации опытных районов (пилотных проектов) внедрения систем автоматического зависимого наблюдения вещательного и контрактного типа на полуострове Ямал и в Центральном регионе.

В 2012 году Росавиацией, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» в рамках «ФЦП «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007–2015 годы)» выполнены работы по реконструкции трассовых радиолокационных позиций двойного назначения Астрахань, Светлоград, Красноярск, Киренск, Котлас и оснащению Калининградского, Самарского и Иркутского центров ЕС ОрВД системами информационно-технического взаимодействия (СИТВ) с пунктами управления Минобороны России.

В 2012 году вступили в силу новые федеральные авиационные правила, предложенные Росавиацией в области организации воздушного движения и организации планирования использования воздушного пространства Российской Федерации, основанные на российском воздушном законодательстве с учетом их гармонизации со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО.

Продолжается реализация мероприятий по совершенствованию существующей структуры воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД. В результате проделанной работы приняты решения по реструктуризации 13 запретных зон и 106 зон ограничения полетов, находящихся сегодня в Московской зоне ЕС ОрВД.

Основным преимуществом предлагаемой новой структуры воздушного пространства является полная бесконфликтность схем прилета и вылета.

При этом достигнута оптимизация общего числа участков воздушных трасс (их количество сократилось с 347 до 279), полностью исключены 167 имеющихся в настоящее время участков встречного воздушного движения. Суммарная протяженность сети воздушных трасс возрастет с 21 098 до 22 271 км.

Росавиацией организована независимая экспертиза новой структуры воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД и предложений по модернизации структуры воздушного пространства смежных зон ЕС ОрВД – Екатеринбургской, Ростовской, Самарской и Санкт-Петербургской.

Регулярная работа по внесению изменений в существующую структуру воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД, по отзывам представителей ведущих авиакомпаний, уже сейчас позволила значительно сократить количество задержек рейсов и времени ожидания воздушных судов.

В настоящее время в воздушном пространстве Российской Федерации общее количество используемых воздушных трасс достигло 869, из них международных – 556.

Протяженность воздушных трасс возросла до 678 тысяч км, из них международных – до 508 тысяч км.

Для организации выполнения полетов пользователями воздушного пространства установлено 14 районов аэроузлов, 498 районов аэродромов, 8 районов вертодромов и 15 районов посадочных площадок.

Общее количество запретных зон и зон ограничения полетов составляет 78 и 852 соответственно.

 

 

RVSM

 

В 2012 году в воздушном пространстве Российской Федерации центрами ЕС ОрВД было обслужено более 1300 тысяч полетов, в том числе с использованием сокращенных минимумов вертикального эшелонирования (RVSM) выполнено около 1180 тысяч полетов, что составило более 89% от общего числа полетов.

Внедрение RVSM позволило:

·       в 2 раза увеличить пропускную способность;

·       на 45% сократить задержки вылетов воздушных судов по причине занятости эшелонов;

·       в 5 раз снизить количество полетов на невыгодных эшелонах.

 

 

Система поиска и спасения

 

Продолжалась работа по переходу от службы аэронавигационной информации к управлению аэронавигационной информацией, а также по совершенствованию предоставления аэронавигационной информации пользователям воздушного пространства Российской Федерации.

За прошедший год службами авиационной безопасности аэропортов досмотрено около 49 млн пассажиров, пресечено более 68 тысяч попыток проноса в воздушные суда и на контролируемую территорию аэропортов опасных предметов и запрещенных к перевозке воздушными судами предметов и веществ, из которых более 37 тысяч составляют попытки проноса оружия и боеприпасов.

В 2012 году Росавиацией осуществлен комплекс работ по дальнейшему совершенствованию функционирования единой системы авиационно-космического поиска и спасания.

Дежурство в единой системе авиационно-космического поиска и спасания ежедневно осуществляли 75 экипажей поисково-спасательных воздушных судов гражданской авиации от 42 авиационных предприятий и АТСК ДОСААФ России.

Совместно с экипажами поисково-спасательных воздушных судов дежурство осуществляли 64 спасательные парашютно-десантные группы от 60 региональных поисково-спасательных баз.

В 2012 году проведены 32 поисково-спасательные операции, в результате которых спасено 120 человек (26 членов экипажа и 94 пассажира).

Росавиация успешно организовала поисково-спасательное обеспечение 4 запусков транспортных пилотируемых кораблей «Союз ТМА», 4 посадок их спускаемых аппаратов и 5 запусков транспортных грузовых кораблей на Международную космическую станцию.

В 2012 году закончено строительство здания для размещения авиационного поисково-спасательного центра с координационным центром поиска и спасания в г. Екатеринбурге и начато строительство в г. Самаре.

 

 

Инженерно-техническое оснащение

 

В целях реализации мероприятий Комплексной программы Росавиацией в 2012 году осуществлялись мероприятия по строительству и оснащению периметровых ограждений и их оснащению инженерно-техническими средствами охраны в аэропортах гражданской авиации: Анапа, Минеральные Воды, Менделеево, Владивосток, Воронеж, Горно-Алтайск, Казань, Екатеринбург (Кольцово).

В 2013 году планируется завершить строительство периметрового ограждения и оснащение его инженерно-техническими средствами в аэропортах Сочи, Магас, Самара, Владикавказ, Махачкала, Томск, Пенза, Москва (Внуково), а также оборудовать дополнительными инженерно-техническими средствами контрольно-пропускные пункты и периметровые ограждения в 5 аэропортах: Воронеж, Минеральные Воды, Геленджик, Горно-Алтайск, Самара (Курумоч).

 

 

Принцип «единого неба»

 

В феврале 2012 года подготовлена и проведена Международная конференция государств – не членов Европейского союза по вопросам снижения эмиссии гражданской авиации и разработке возможных ответных мер, связанных с односторонними действиями ЕС в вопросе торговли квотами на эмиссию парниковых газов.

Росавиация приняла участие в 12-й Аэронавигационной конференции ИКАО, созванной в ноябре 2012 года для рассмотрения программных вопросов создания глобальной аэронавигационной системы международной гражданской авиации.

Полномочные делегации 125 стран и 33 международных организаций обсудили положения нового глобального аэронавигационного плана, содержащего разработанный ИКАО концептуальный инструмент создания системы ОрВД по принципу «единого неба». Участники конференции одобрили разработанную ИКАО для этих целей модель блочной модернизации авиационных систем. В соответствии с этой моделью в период 2013–2028 годов предусматривается поэтапное проведение блоков мер по обеспечению совместимости национальных и региональных систем ОрВД. Одновременно в блоках определен комплекс мер по повышению эффективности операций в зоне аэродромов, оптимизации пропускной способности воздушного пространства, обеспечению построения эффективной траектории полета воздушных судов.

Значимым мероприятием явилось участие представителей Росавиации в Конференции высокого уровня ИКАО по авиационной безопасности, которая проходила в сентябре 2012 года в Монреале, Канада. Росавиация поддержала предложения российских авиаперевозчиков и инициировала начало переговорного процесса о признании эквивалентности применяемых стандартов по авиационной безопасности между Российской Федерацией и Евросоюзом и подписании соответствующего Соглашения. Заключение данного Соглашения предоставит российским авиапредприятиям возможность избежать дополнительных проверок по обеспечению авиационной безопасности в аэропортах на территории стран – членов Евросоюза, которые зачастую приводят к задержкам вылетов воздушных судов, а также позволит российским гражданам не проходить повторный досмотр после прилета в аэропорт на территории страны – члена Евросоюза в случае дальнейшего транзита в другую страну Евросоюза.

Российские авиаперевозчики в течение длительного времени прочно удерживают значительную долю на рынке авиатранспортных услуг в рамках обеспечения миротворческих операций и миссий ООН в регионах мира, оставаясь абсолютными лидерами поставок авиауслуг и обеспечивая свыше 50% всех коммерческих контрактов ООН. 99% заключаемых ООН с российскими авиакомпаниями контрактов приходится на грузовые авиаперевозки, доставку воинских контингентов, аренду вертолетов и самолетов.

Данную положительную тенденцию отмечает и Постоянное представительство Российской Федерации при ООН, подчеркивая, что за последние пять лет России удалось добиться значительного прогресса в предоставлении товаров и услуг для миротворческих миссий ООН (доля России в общей сумме оплаченных за год подрядов ООН в период с 2007 по 2011 год выросла с 11 до 13,8%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика