Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Качество автомобильных дорог | Издательский дом

Качество автомобильных дорог

 

Применение современных дорожных материалов при их строительстве и ремонте

 

Директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Игорь Костюченко

 

 

Для дорожной отрасли всех развитых стран мира применение полимерных материалов – повседневная практика.Полимерные материалы, безусловно, хороший инструмент для улучшения качества автомобильных дорог. Работа по внедрению этих технологий идет, необходимые изменения в существующей системе Министерство транспорта прорабатывало с компаниями – производителями полимерных материалов. Прежде всего обсуждался план по применению в дорожном строительстве ПБВ (полимерно-битумных вяжущих) и полимерно-модифицированных битумов. Для внедрения этих материалов в повседневную практику необходимо разработать новые ГОСТы. Работа по созданию новых стандартов активно идет.

 

 

Ключевые направления

 

Ситуация на дорогах

Сегодняшняя ситуация на дорогах – результат хронического недоремонта: необходимые работы по поддержанию трасс в надлежащем состоянии проводились, но далеко не в полном объеме. Здесь сыграло роль долгое отсутствие достаточного финансирования: напомню, решение о создании дорожных фондов было принято только недавно. Однако сейчас ситуация должна измениться: несмотря на то что процесс утверждения нормативного содержания российских дорог проходил не так быстро, как хотелось бы, новая система запущена. Мы планируем поэтапный переход на нее уже к 2014 году.

 

Стандарты качества

В то же время идет серьезная работа по переходу на новые стандарты качества на дорогах и контролю за ним. Так, министерство транспорта получило от руководства страны поручение принять целый ряд мер: увеличить межремонтные сроки, провести классификацию ремонтных работ и нормативов денежно-затратных работ по ремонту и содержанию дорог. Совершенствование нормативных актов будет идти в комплексе с применением новых технологий. Все эти действия направлены на главную задачу: повысить качество проектирования и ремонтного содержания.

Что касается межремонтных сроков, то это должно быть 12 лет. Когда заказчик оплачивает услуги по содержанию или ремонту дорог, он должен иметь гарантийные обязательства, что результат выполненных работ просуществует в том же виде определенный срок. Этот принцип постепенно приживается на практике: так, уже есть целый ряд прецедентов, когда подрядчик был вынужден отремонтировать дорожное полотно за свой счет.

 

Контрактная система

Мы поддерживаем переход с 94 ФЗ, где определяющим фактором при выборе победителя тендера на госконтракт была цена, на новую систему. Новая федеральная контрактная система предлагает очень хорошие нормы госконтракта на оказание услуг, в том числе и в дорожном строительстве. Так, заключение договора будет проходить в два этапа. На первой стадии заказчик конкурса оценивает техническое и технологическое решения. На втором этапе уже рассматривается ценовая характеристика. Применение этой системы, безусловно, направлено в том числе и на улучшение транспортного состояния.

 

Гарантийное обслуживание

Что касается гарантийного обслуживания со стороны подрядчика построенного полотна, то эта инициатива давно назрела. Напомню, улучшить ситуацию в этой области должны также уже принятые поправки в Федеральный закон № 115 «О концессионных соглашениях», вводящие понятие контрактов жизненного цикла. Благодаря изменениям в законодательстве подрядные организации, получившие заказ на строительство дороги, теперь должны не только спроектировать и построить трассу, но и отвечать за ее содержание. В случае если допущены погрешности при строительстве, ремонт ложится также на плечи подрядчика. В результате концессионер изначально заинтересован в том, чтобы качественно строить: это сократит дальнейшие издержки на содержание дороги. Со своей стороны, концедент будет осуществлять оплату за качество дороги, а не за ее наличие. Ведь дорога не просто должна быть: необходимо, чтобы по ней можно было ездить.

 

Инновации на практике

Прививать полимерные материалы в дорожном строительстве нужно системно: необходимо разработать программу нормативно-технического обеспечения применения композиционных материалов в дорожном хозяйстве. Свои разработки есть у бизнеса, однако не хватает системного исполнения: все материалы нужно сертифицировать и проработать технические нормативы. Эта работа идет в рамках создания единого технического регламента по безопасности дорог для единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Для новых стандартов необходимо принять около 100 ГОСТов, этим занимаются российские специалисты совместно со своими зарубежными коллегами.

В то же время результаты их деятельности есть уже сейчас. Возьмем в качестве примера композитные материалы. Так, в техническом задании на разработку проектной документации к пешеходным переходам обязательным требованием стало рассматривать их строительство из композитных материалов. Со своей стороны, Минтранс способствует распространению инноваций, закрепляя их на документальном уровне. Так, мы расширяем спектр применения полимерно-композитных материалов. В рамках нормативно-технической поддержки этих решений подготовлен целый ряд ГОСТов, сертификаты. Кроме того, разработаны документы относительно применения композитных материалов при строительстве мостов, труб, конструкций из бетона или железобетона.

Помимо усовершенствования теории, Минтранс опробует инновации на практике. Так, на ряде трасс используются композитные материалы: на М-4 «Дон», в Воронежской области, Липецкой области на трассе М-6 «Каспий» и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика