Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Профессиональное образование под контроль | Издательский дом
#

Профессиональное образование под контроль

 

Председатель комитета по транспортному строительству Национального объединения строителей, генеральный директор СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леонид Хвоинский

 

 

Важную роль высококвалифицированных кадров в обеспечении качества и безопасности строительных работ никто и никогда не подвергал сомнению. А вот подготовка профессиональных специалистов всегда вызывала и продолжает вызывать бесконечные нарекания.Причем за продолжительными дискуссиями о Едином государственном экзамене, о Болонской системе образования, о переходе средних специальных учебных заведений в систему Минобразования тема подготовки профессиональных рабочих кадров всегда отходила на задний план.

О мерах, принимаемых в этом направлении, рассказывает Председатель комитета по транспортному строительству Национального объединения строителей, генеральный директор СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леонид Хвоинский.

 

 

Кадровые рабочие – где они?

 

На многих предприятиях, связанных с дорожно-транспортным строительством, еще с 90-х годов прошлого века стали задаваться вопросом о том, где найти опытного грейдериста, бульдозериста, экскаваторщика, сварщика, токаря и т.д. Логичный ответ – обучить. Но где и как? Система профтехучилищ, которую, впрочем, в советское время многие считали неэффективной, в постперестроечный период почти прекратила свою работу. По оценке Национального объединения строителей, от строительных ГПТУ, ПТУ и техникумов осталось чуть более 20%.

Сейчас в системе профессионального образования проведена и продолжает идти своеобразная перезагрузка. Училища группируют в комплексные государственные автономные образовательные учреждения среднего профессионального образования (ГАОУ СПО) с единым руководством, объединяют с колледжами, перепрофилируют в соответствии со спросом на специалистов. Но, в принципе, обучение в них остается способом получения начальных знаний по профессии для вчерашних школьников, не имеющих шансов на хорошие результаты сдачи Единого госэкзамена. Принимая таких выпускников на работу, каждый руководитель понимает, что придется повозиться, превращая его в профессионального кадрового специалиста. Впрочем, уставы современных ГАОУ СПО не препятствуют развитию самофинансирования, и многие технологические колледжи объявляют наборы возрастной, сознательной и профессионально ориентированной категории граждан на обучение тем или иным рабочим специальностям или на переучивание. Некоторые ГАОУ СПО действуют по заявкам Центров занятости населения.Аналогичные наборы учащихся по многим рабочим специальностям объявляют десятки учебных центров, переживших сложные времена 1990-х – 2000-х годов. Но в современных условиях они заметно коммерциализировались и исходят больше из сиюминутного спроса, а не из реальной, стратегической потребности в кадрах.

 

 

Кадровое саморегулирование

 

С появлением института саморегулирования в строительстве вопрос подготовки и переподготовки кадров получил новое развитие. В соответствии с определенными законодательством обязанностями, саморегулируемые организации сначала взяли под контроль повышение квалификации и аттестацию инженерно-технического состава предприятий, затем обратили внимание на уровень подготовки рабочих кадров. Сейчас под эгидой Национального объединения строителей предпринимаются попытки создать в России сеть хорошо оснащенных ресурсных центров, которые смогли бы вести качественную подготовку профессиональных рабочих строительных специальностей. Первые результаты уже есть. Разработана концепция, отдельные СРО открывают новые учебные заведения. Так, например, на Нововоронежской АЭС создан учебный центр НП СРО «Союзатом».

Руководство СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ», участвуя в воплощении в жизнь идеи централизации подготовки рабочих кадров, не стало создавать учебные центры с нуля, с полным основанием считая, что незачем строить новое здание, набирать штат, создавать материальную базу. Исходя из того что загрузка существующих учебных центров не полная и неравномерная, проще выбрать в качестве базовых центров лучшие из ныне действующих учебных заведений, оказав им помощь в обеспечении методическими рекомендациями, дополнительным учебным оборудованием, в укомплектовании квалифицированными преподавательскими кадрами.

С этой целью СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» приступило к обследованию учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов для комплекса дорожно-транспортного строительства России. Началось с того, что от предприятий – членов Партнерства была собрана информация о том, где они обучали рабочих, соответствует ли уровень подготовленных кадров действующим требованиям и ожиданиям, есть ли у подрядных организаций потребность в дополнительном обучении рабочих специалистов.

 

 

На пути к рейтингу

 

Опросы показали, что большинство дорожно-строительных предприятий, входящих в Партнерство, легко находят возможности для подготовки людей по необходимым производству профессиям. У некоторых (например, ЗАО «Труд» и ОАО «Свердловскавтодор») действуют собственные учебно-курсовые комбинаты. Однако были и те, кто в момент опроса планировал направить одного-двух специалистов для обучения и не определился с выбором конкретного учебного заведения.

Принимая решение о продолжении работы по организации региональных базовых центров, СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» исходила из тщательного анализа полученных сведений, которые показали, что уровень, специфика и возможности обучения по определенным профессиям во всех учебных заведениях разные. Подготовка машинистов асфальтоукладчика, автогрейдера, операторов асфальтобетонных заводов и обучение другим дорожно-строительным специальностям в большинстве учебных заведений ведется разово, от случая к случаю. Поэтому наблюдается нехватка пособий, слабость материальной базы обучения, отсутствие возможностей для демонстрации способов и приемов работы на современной технике.

 

После всесторонней оценки результатов были выявлены 50 учебных центров, с которыми на постоянной основе взаимодействуют предприятия Партнерства по всей России. Из них с 28 заключены договоры о сотрудничестве.

 

Затем специалисты СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» начали работу по составлению рейтинга и определению тех заведений, которые могли бы стать базовыми для отдельных регионов нашей страны. В числе сравнительных характеристик оказались такие критерии, как количество обучаемых по специальностям за последние пять лет, наличие квалифицированного преподавательского состава, учебной техники и пособий, полигонов для практических занятий, общежития, столовой. Для составления рейтинга была разработана специальная система баллов. И обследование началось. Сначала в Москве и Центральном федеральном округе, а затем его планируется продолжить в других округах Российской Федерации.

 

 

Кто научит грейдериста?

 

В принципе, сегодня достаточно заглянуть в Интернет, чтобы подобрать подходящее предложение по обучению специалиста. Условно говоря, за 15 тысяч рублей (по прайсу Яхромской технической школы) через два месяца предприятие получит дипломированного грейдериста (машиниста асфальтоукладчика, бульдозериста и так далее). Но не все так просто.

Директор Яхромской технической школы Галина Шахинко, как, впрочем, и руководители каждого из обследованных центров, констатируют отсутствие массового спроса на обучение специалистов для дорожно-транспортного строительства. Практически все они готовы гарантировать организацию подготовки кадров по любой специальности – дайте только список обучающихся и название профессии. Причем занятия могут проводить с выездом преподавателей в любую точку России. Но, к их сожалению, подобные заказы довольно редки. А по дорожно-строительным профессиям таких вообще не было. И причин тут немало.

Одни – на поверхности. К примеру, легко набрать группу водителей автомобиля или даже водителей автоэлектропогрузчика. Это специальности широко востребованны. Легко организовать группы по охране труда: наличие удостоверений о прохождении такого обучения обязательно на производстве и тщательно проверяется Ростехнадзором, в отличие от проверки удостоверений дорожных рабочих, о необходимости наличия которых вспоминают лишь в экстренных ситуациях, при расследовании несчастных случаев на производстве.

И наоборот, очень сложно дождаться и почти нереально для учебного центра в современных условиях найти полтора-два десятка желающих получить специальность машиниста асфальтоукладчика или машиниста катка. Наряду с тем, что это не массовые, а узкопрофильные профессии, ситуацию усугубляет то, что работа по укладке асфальтобетона – сезонная, как и многие другие этапы дорожного строительства. Куда трудоустроить специалиста в межсезонье – этот вопрос для предприятий стоит довольно остро. Нередко происходит так, что к следующему сезону человек, на обучение которого были потрачены средства, устраивается в новую организацию или уходит в другую отрасль.

 

Все это в итоге также приводит к тому, что в длинном перечне профессий, представленных в лицензиях на образовательную деятельность, немало таких, по которым подготовка не осуществлялась ни разу или были единичные случаи. Например, в той же Яхромской технической школе обучали «группы» по два человека, объединяя их теоретическую подготовку с другими, близкими по специализациям классами. Но ведь главный вопрос подготовки специалиста заключается не в получении общих сведений, а именно в знании специфики той или иной рабочей профессии.

В сложившейся ситуации наиболее логичным было бы определить несколько учебных центров, специализировав их на подготовке специалистов по таким узкопрофильным, редко востребованным специальностям.

 

 

Результаты мониторинга

 

Проведенный в СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» мониторинг показал, что лишь в одном из 8 осмотренных учебных центров (в Каменском дорожном учебном комбинате) реально набирали и готовили полноценные группы грейдеристов по 15–20 человек. Их собирали со всей России, от Кавказа до Якутии. И, кстати, как отмечают потребители кадров, обучали очень хорошо. К примеру, там практические занятия велись не только на площадке, но и на реальном участке федеральной автодороги, который уже много лет содержится силами Каменского ДУК. В результате такой подготовки в реальных рабочих условиях специалист получает хорошие навыки и практически готов к самостоятельной работе. Этот учебный комбинат пока что оказался ближе других к уровню, предъявляемому к базовому региональному учебному центру. Во многом это связано с тем, что он всегда оставался в поле зрения Федерального дорожного агентства Минтранса России и пользовался поддержкой дорожников Северо-Кавказского региона. Поэтому из всех осмотренных центров Каменский ДУК оказался наиболее оснащенным соответствующим техническим парком. Там есть несколько грейдеров, погрузчик, бульдозер, машина для ямочного ремонта, старенький асфальтоукладчик, которым можно пользоваться как для учебных тренировок, так и для выполнения работ по благоустройству. Есть и новая техника, такая как комбинированные дорожные машины, со всем необходимым навесным оборудованием.

 

Но в целом вопрос учебной техники стоит очень остро. Приобретение современного асфальтоукладчика, асфальтобетонного завода для обучения кадров выглядит сложной задачей, если вспомнить об их высокой стоимости и ее соотношении с количеством обучающихся. Замена дорожно-строительных машин тренажерами тоже не снимает всех вопросов. Во-первых, по причине высокой цены не каждый центр в состоянии приобрести соответствующее оборудование. (Например, стоимость тренажера «КамАЗа» в Каменском ДУК сопоставима со стоимостью нового автомобиля.) Во-вторых, виртуальное управление техникой может быть хорошим подспорьем в освоении профессии, но получившему ее специалисту с первых дней работы придется сидеть за реальными рычагами и двигаться по настоящей, а не виртуальной площадке. Поэтому для полноценного обучения очень важно иметь полигоны для занятий по практическому вождению и получению элементарных навыков. Стоимость аренды земли достаточно высока, поэтому в большинстве городских учебных центров Москвы организованы лишь небольшие площадки для вождения автомобилей и тракторов. Для практического получения навыков управления рабочими органами землеройной техники возможностей там немного.

В этом отношении лучше обстоят дела в колледжах с хорошей историей. Например, в Московском автодорожном колледже имени А.А. Николаева есть загородный полигон, на котором базируется техника: погрузчик, грейдер, бульдозер, несколько старых автомобилей. Есть возможность временного проживания непосредственно на полигоне. Но, конечно, больной вопрос – возраст учебных машин. Понятно, что если обучать машиниста на морально устаревшей технике, а на производстве он увидит суперсовременные машины – опять-таки придется организовывать обучение на рабочем месте.

 

Проблему с оснащением современными учебными машинами и способами преподавания новейших технологий работы осознают все учебные центры и пытаются решить ее по-своему. Одни делают упор на компьютерные, виртуальные средства обучения, другие по старинке готовят макеты, позволяющие показать принцип работы современной техники, третьи ссылаются на то, что все решит организация практики на предприятии. Но уровень организации обучения должен быть единым, независимо от места расположения учебного заведения и способностей руководителей. Для достижения этого подготовке профессиональных кадров необходимо особое внимание со стороны государства. Министерство образования не должно пускать эти вопросы на самотек. Сегодня же очень многое зависит от разворотливости и предприимчивости администрации учебных заведений.

 

К примеру, в Московском сельскохозяйственном колледже, который в последние годы стал ориентироваться на подготовку специалистов для дорожно-транспортного строительства, нашли свой выход, создав при участии фирмы John Deere учебную лабораторию, в которой есть современная техника, оснащенная системами 3D-позиционирования. Это дает возможность изучить и освоить приемы применения в строительстве современных технологий, позволяющих, например, объединить возможности контроля отвала по высоте и поперечному уклону в единый комплекс, обеспечивающий профилирование дорожного покрытия и подготовку сложных поверхностей в автоматическом режиме. Так, грейдер, оснащенный системой 3D-позиционирования, может свободно перемещаться по всему рабочему объекту, автоматически создавая проектную поверхность на местности с точностью до 1–2 см в плане и по высоте с выдержкой проектных отметок. Практическое обучение по пользованию системой учащиеся колледжа проходят на оснащенном всем необходимым трактородроме.

В целом, общение с представителями учебных центров и руководителями предприятий, входящих в СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ», позволяет сделать вывод о том, что обучение кадровых специалистов должно строиться на серьезной основе. Подход должен быть единым. Недопустима профанация рабочих специальностей. Даже орудуя простыми инструментами – лопатой и метлой, – неквалифицированный рабочий, занятый на строительном объекте, должен обладать достаточными специфическими знаниями, уровень которых подтверждается соответствующим удостоверением, врученным после прохождения обучения. Только так можно обеспечить качество и безопасность выполнения строительных работ. Понимая это и то, что требования к кадровому составу участников дорожно-транспортного строительства в перспективе будут повышаться, СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» продолжает работу по мониторингу и составлению рейтинга учебных центров России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика