Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Направления дальнейшего развития | Издательский дом

Направления дальнейшего развития

 

Министр транспорта РФ Максим Соколов

 

 

Миссия государства в сфере транспорта – создание условий для повышения качества жизни и удовлетворения потребностей человека и экономики через доступ к безопасным, экономичным и качественным транспортным услугам.

По итогам предыдущего года можно отметить, что деятельность Минтранса была сконцентрирована на следующих важнейших направлениях:

·       повышение качества и доступности услуг пассажирского транспорта;

·       развитие инфраструктуры всех видов транспорта и обновление парка транспортных средств;

·       повышение уровня комплексной безопасности на транспорте;

·       обеспечение потребностей внешней торговли и повышение конкурентоспособности транспортной системы;

·       внедрение новых подходов к финансированию отраслей транспортного комплекса и повышение их инвестиционной привлекательности.

 

 

Результаты по отраслям

 

Авиационный комплекс

 Российскими авиакомпаниями перевезено 74 млн пассажиров, что на 15,4% выше уровня предыдущего года. При этом мировые темпы прироста авиаперевозок – чуть более 5 процентов (5,3%). На долю региональных перевозок, исключая маршруты на Москву и Санкт-Петербург, приходится менее 7% от общего объема, что оказывает существенное влияние на мобильность значительной части населения. В этой связи одним из приоритетных направлений является развитие региональных и местных перевозок.

В настоящее время реализуется семь программ государственной поддержки. В программу субсидирования пассажирских перевозок из Центральной части России в Дальневосточный регион включены девять дополнительных маршрутов, что увеличило маршрутную сеть до 42 направлений. В целях сохранения и развития наземной аэропортовой инфраструктуры на труднодоступных и северных территориях реализуется Программа субсидирования федеральных казенных предприятий (ФКП). На базе 60 аэропортов создано 7 ФКП. На условиях лизинга при государственной поддержке 6 авиакомпаний приобрели 23 самолета. Разработан комплекс мер по развитию сети региональных и местных аэропортов. Для реализации данной программы сформирована и постоянно действует рабочая группа при Правительственной комиссии по транспорту, разработана и утверждена поручением Правительства «дорожная карта» «Развитие авиаперевозок», включающая 18 мероприятий, часть из которых уже выполнена.

 

С вступлением в силу новых федеральных авиационных правил была продолжена работа по совершенствованию существующей структуры воздушного пространства Московской зоны, что позволит увеличить ее пропускную способность в 1,5 раза. Результатом этой работы является сокращение количества задержек рейсов и времени ожидания воздушных судов.

 

Железнодорожный транспорт

В сфере железнодорожного транспорта особое внимание было уделено мероприятиям по улучшению доступности услуг для населения и обеспечению безопасности движения.

В 2012 году:

·       организованы интермодальные пассажирские перевозки по маршруту Владивосток – аэропорт Кневичи;

·       завершена реконструкция четырех железнодорожных терминалов г. Сочи и их адаптация к использованию лицами с ограниченными физическими возможностями;

·       выполнены мероприятия по проекту «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи – Адлер – Веселое»;

·       завершено строительство Кузнецовского тоннеля на БАМе, что позволит удвоить пропускную способность магистрали на подходах к Ванинскому порту.

Железнодорожным транспортом общего пользования перевезено более 1 млрд пассажиров. Этому способствовали не только меры государственной поддержки, но и повышение качества обслуживания пассажиров, прежде всего внедрение программы поэтапного повышения скоростей движения с сокращением времени в пути, развитие скоростного движения, совершенствование услуг электронной регистрации пассажиров.

 

Водный путь

Важную роль в обслуживании внешнеторгового оборота страны играют морские порты. Перевалка грузов в морских портах России в 2012 году выросла по сравнению с 2011 годом почти на 6% и составила около 570 млн тонн (в 2011 году – 535,6 млн тонн). Введено в строй 72,5 млн тонн новых портовых мощностей. В 2012 году предприняты активные действия по освоению Арктики. Принят закон (№ 132-ФЗ) о государственном регулировании торгового мореплавания в акватории Севморпути. Уже в этом году будет возрождена Администрация Северного морского пути, в том числе с базой в Архангельске. В целях обеспечения прохождения судов впервые за всю историю современной России начато строительство пять ледоколов, в том числе одного атомного, которые имеют улучшенные характеристики и способны эффективно выполнять более широкий круг задач. Для развития Северного морского пути предусматривается также создание семь опорных базовых пунктов. Это позволит вывести арктическое судоходство на новый уровень. В навигацию 2012 года по Северному морскому пути уже перевезено около 4 млн тонн грузов, в том числе 1,2 млн тонн – транзитных. Сегодня есть уверенность, что в ближайшей перспективе мы достигнем уровня перевозок советского периода.

Объем перевозок грузов на внутреннем водном транспорте вырос почти на 12% и составил 140,8 млн тонн. Эффективность речных перевозок напрямую зависит от габаритов внутренних водных путей и надежности функционирования судоходных гидротехнических сооружений. Поэтому особое внимание уделяется их качественным характеристикам.

 

Повышение комфорта и безопасности перевозок

Благоприятные тенденции складываются на автомобильном транспорте, который представлен на рынке транспортных услуг в основном субъектами малого бизнеса. В данном секторе занято 1,5 млн человек. Коммерческий грузооборот автомобильного транспорта вырос почти на 20%, растет его конкурентоспособность и доля в структуре коммерческого грузооборота.

Завершена работа по подготовке ФЗ РФ «О ратификации Соглашения об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза».

4 марта 2013 года закон подписан Президентом РФ В.В. Путиным. Данный закон формирует условия для переноса транспортного (автомобильного) контроля с российско-белорусской и российско-казахстанской границ на внешнюю границу Таможенного союза, создает правовую основу для организации информационного обмена между органами транспортного (автомобильного) контроля Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

В целях повышения качества и безопасности перевозок автомобильного транспорта разработан и принят в первом чтении ГД законопроект «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам…». Ускорение принятия данного законопроекта позволит систематизировать работу в данном направлении, повысить комфорт и безопасность пассажиров.

 

Кроме того, Минтрансом подготовлен проект ФЗ «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», который впервые определяет правовую основу регулирования функционирования и развития метрополитенов и других видов внеуличного транспорта. Законопроект находится в Правительстве РФ.

 

Автомобильные дороги

Развитие автомобильных дорог по-прежнему является приоритетной задачей. Создание дорожных фондов позволило построить и реконструировать в 2012 году более 2 тысяч км автомобильных дорог федерального значения в однополосном исчислении. Развивались сельские дороги: 232 населенных пункта, в которых проживает около 100 тысяч человек, получили выход к сети дорог общего пользования за счет субсидий Минтранса РФ.

В регионах были приняты законодательные акты о создании региональных дорожных фондов. Объем составил более 590 млрд рублей при фактическом объеме финансирования в 2010 году в размере немногим более 200 млрд рублей, т. е. рост практически в три раза. В целях совершенствования механизма финансирования дорожного хозяйства целесообразно внести в Налоговый кодекс РФ изменения, направленные на увеличение ставок акцизов на автомобильное топливо с учетом решения задачи, поставленной в Послании Президента РФ по удвоению объемов ввода в эксплуатацию автомобильных дорог по сравнению с прошедшим десятилетием.

Подготовка соответствующих предложений должна стать одной из основных задач Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса и Росавтодора в 2013 году. Реально заработал механизм концессионных соглашений, который позволил структурировать взаимоотношения государства и бизнеса в сфере дорожной деятельности. Сегодня на условиях концессий реализуется два проекта, строительство которых будет завершено в ближайшие два года. Таким образом, на практике реализуется принцип «контрактов жизненного цикла».

Сегодня на механизмах его дальнейшего внедрения и распространения должно быть сконцентрировано внимание Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, Росавтодора и ГК «Автодор». В 2012 году в эксплуатацию введен второй платный участок на трассе М-4 «Дон» протяженностью 22,7 км. Таким образом, общая протяженность участков, которые эксплуатируются на платной основе, составила более 75 км. Сбор платы за проезд в 2012 году составил около 750 млн рублей.

В рамках исполнения Указа Президента «О долгосрочной государственной экономической политике» Минтрансом России разработаны и в установленном порядке внесены в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, направленные на расширение практики привлечения иностранных компаний, обладающих современными технологиями и управленческими компетенциями, к участию в конкурсах и аукционах на строительство автомобильных дорог федерального и регионального значения, в том числе путем совершенствования градостроительного законодательства.

И наконец, отрасль постепенно переходит к внедрению инновационных механизмов, новых технологий, материалов и конструкций. В настоящее время они применяются при реализации программ строительства почти на 15 процентах федеральной дорожной сети. Это позволяет повысить эксплуатационные характеристики, а значит, комфорт пользователей. Такую практику необходимо применять более масштабно.

 

 

Развитие транспортных узлов

 

Сегодня задачи по развитию Московского и Санкт-Петербургского транспортных узлов перешли в плоскость практической реализации. Правительством РФ поручено к июлю 2013 года актуализировать Программу развития транспортного комплекса Московского региона с учетом расширения границ Москвы и уточнения приоритетных мероприятий. В соответствии с поручением Президента РФ разрабатывается модель развития аэропортов Московского авиационного узла.

 

 

Безопасность на транспорте

 

Повышение интенсивности работы транспортной отрасли и развитие путей сообщения выдвигает новые задачи к комплексной транспортной безопасности.

Наша позиция: с одной стороны – концентрация на реализации современных принципов работы контрольных органов, включая введение практики публичной отчетности об итогах проверок, оптимизацию затрачиваемых на их проведение ресурсов. С другой – усиление ответственности за действия, которые могут привести к нарушениям требований технологической безопасности. Этому будет способствовать принятый в 2012 году ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам». Он устанавливает общий размер ответственности перевозчика за гибель пассажира на всех видах транспорта в размере 2 млн рублей.

В октябре 2012 года коллегией Минтранса России были одобрены основные направления государственной политики в сфере организации дорожного движения. В настоящее время подготовлено и внесено в Правительство РФ и Государственную думу 3 федеральных закона по вопросам безопасности дорожного движения.

Наша основная цель – создать условия для эффективного функционирования цивилизованного рынка и предоставления потребителям качественных и безопасных транспортных услуг. Решить эти задачи возможно только при эффективном взаимодействии контролирующих, эксплуатирующих и надзорных органов.

 

Реализация мероприятий Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте позволила оснастить наиболее уязвимые объекты транспортной инфраструктуры новой техникой, повысить уровень профессиональной подготовки специалистов. Все станции восьми метрополитенов РФ оснащены минимальным набором средств стационарного и ручного досмотра пассажиров. Завершено оснащение первоочередных объектов дорожного хозяйства Северо-Кавказского региона. Оснащены средствами досмотра и контроля железнодорожные вокзалы Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, 23 железнодорожных вокзала Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, построено более 100 км периметровых ограждений в аэропортах, входящих в национальную опорную сеть.

Проводимые исследования общественного мнения по вопросам транспортной безопасности показывают, что основная часть населения поддерживает эту работу.

 

 

Инновационные процессы

 

Катализатором инновационных процессов и ускоренного развития транспорта является внедрение и использование спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС. В 2012 году 14 аэропортов оснащены наземными средствами функциональных дополнений ГЛОНАСС для обеспечения захода воздушных судов на посадку. Общее количество установленных станций достигло 52 единиц. Внедрены электронные навигационные карты для 44 тысяч км внутренних водных путей. Завершить эту работу мы планируем к 2016 году. В отчетном году аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС было оснащено 120 тысяч автобусов и около 14 тысяч грузовых автомобилей, перевозящих опасные грузы. Полностью оснащен транспорт 1000 пассажирских предприятий в 52 регионах. Начата реализация проекта «ЭРА-ГЛОНАСС», который позволит сократить время до начала оказания помощи при авариях на 30%, что обеспечит ежегодное спасение до 4 тысяч человеческих жизней. В целях продвижения российских технологий ГЛОНАСС на мировом рынке высокотехнологичных услуг создана Рабочая группа по развитию международного сотрудничества в области внедрения и использования технологий ГЛОНАСС.

 

 

Когда не хватает специалистов

 

В Минтрансе уделяется достаточное внимание проблемам формирования кадровой политики и образования, поскольку задачи развития транспортного комплекса могут быть решены только высококвалифицированными кадрами. В Правительство РФ на рассмотрение вынесен проект закона в части снятия ограничений на использование иностранных граждан в качестве членов экипажей воздушных судов. Это задача Департамента государственной политики в области гражданской авиации. Вопросы образования на транспорте были рассмотрены в декабре прошлого года на Коллегии Минтранса России и разработан комплекс мер по повышению эффективности деятельности государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

 

 

Правовые механизмы

 

Одной из важнейших составляющих реализации государственной транспортной политики является совершенствование законопроектной базы транспортного комплекса. В 2012 году Президентом России подписано 13 федеральных законов в сфере транспорта.

Защита и продвижение интересов российского транспорта на международном уровне постоянно находится в центре внимания министерства. На повестке дня, в условиях вступления ВТО и формирования Евразийского экономического союза, стоит задача эффективной интеграции транспортной системы России в мировое транспортное пространство и реализации ее транзитного потенциала. Это предполагает развитие сотрудничества как в двустороннем формате, так и в рамках международных организаций. Выдвинутые нами инициативы на Конференции министров транспорта стран АТЭС в рамках российского председательства в этой международной организации были поддержаны представителями всех экономик АТЭС и нашли весомое отражение в итоговых документах саммита. Подобная интеллектуальная работа «на опережение» позволяет формировать системные предпосылки для успешной работы российской транспортной отрасли на мировом рынке.

 

 

Подведем итоги

 

Реализация перечисленных мероприятий и мер государственного регулирования позволила повысить эффективность деятельности транспортного комплекса. Основными результатами для общества стали рост доступности транспортных услуг и, как следствие, подвижности населения, для экономики – снижение транспортных издержек и рост экспорта транспортных услуг. Это подтверждают результаты исследования по качеству транспортных услуг, проведенного по заказу Министерства Всероссийским центром изучения общественного мнения.

В целях повышения результативности работы отрасли и эффективного использования бюджетных расходов деятельность Минтранса в 2013–2015 годах будет направлена на достижение целей и решение задач государственной программы «Развитие транспортной системы». Для мониторинга программы в настоящее время разработан и представлен в Правительство План реализации программы на 2013–2015 годы.

Усилия в плановом периоде будут сконцентрированы на следующих приоритетах. Первый – комплексное, сбалансированное развитие транспортной инфраструктуры – путей сообщения и транспортных узлов, обеспечивающих ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек. Предполагается, что транспортная инфраструктура различных видов транспорта будет развиваться на основе единого скоординированного плана. При этом необходимо обеспечить приоритетность проектов и максимальную прозрачность их выбора.

 

 

К основным задачам 2013 года

 

Эффективное и динамичное развитие транспортной системы, конкурентоспособность российских транспортных предприятий обусловлены в значительной мере нормативным правовым регулированием. За период 2013–2015 годов предполагается принятие порядка 30 важнейших федеральных законов. Продолжится работа по совершенствованию государственной политики в сфере транспорта. В 2013 году предусмотрено утверждение откорректированной Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года и ряда отраслевых документов.

В целях повышения эффективности бюджетных инвестиций в транспортную инфраструктуру Департаменты государственной политики и Агентства должны сосредоточить свое внимание на развитии механизмов проектного финансирования, определении приоритетности проектов, пересмотре норм и регламентов проектно-сметного дела, ценообразования и государственной экспертизы в соответствии с практикой стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Реализация в полном объеме мероприятий программы позволит существенно улучшить ключевые показатели эффективности транспортного комплекса и будет способствовать достижению целевых индикаторов, установленных указами Президента РФ от 7 мая 2012 года. Только объединив усилия государственных структур всех уровней, деловых кругов, научного и экспертного сообщества мы сможем достичь запланированных результатов.

 

 

Материал подготовлен на основе выступления М.Соколова на итоговой коллегии Минтранса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика