Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Стандарты и обеспечение безопасности на транспорте | Издательский дом

Стандарты и обеспечение безопасности на транспорте

 

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Касьянов

 

 

2012 год не был простым в сфере обеспечения безопасности на транспорте, и, хотя удалось избежать крупных катастроф с большими человеческими жертвами, общая ситуация с частотой транспортных происшествий не улучшается.

 

 

В течение прошлого года было проведено более 90 тысяч проверок хозяйствующих субъектов. Выявлено 182 тысячи нарушений транспортного законодательства, выдано 43 тысячи предписаний на устранение нарушений. Привлечено к административной ответственности 107 тысяч нарушителей транспортного законодательства. Обеспечено поступление доходов в федеральный бюджет в сумме 280 млн рублей.

 

 

Анализ проделанной работы

 

На каждом виде транспорта остановимся отдельно.

 

Гражданская авиация

В сфере деятельности Госавианадзора находится около 5 тысяч субъектов гражданской авиации. Сравнительный анализ за предыдущие годы свидетельствует об общем повышении качества проводимых надзорных мероприятий. При одинаковом количестве выявленных нарушений количество принятых мер инспекторского реагирования увеличилось на 20%, количество мер административного воздействия – на 30%, а сумма наложенных штрафов – почти в 2,5 раза.

При проведении контрольно-надзорной деятельности выявлены нарушения, которые напрямую угрожают безопасности полетов, но по которым наши инспектора не могут применить мер административного воздействия в рамках КоАП. Это в первую очередь нарушения в противообледенительной обработке воздушных судов и нарушения командиром воздушного судна установленного метеоминимума аэродрома при производстве посадки. С каждым годом увеличивается количество частных воздушных судов авиации общего назначения и мест их базирования. Но с еще большей скоростью увеличивается количество авиационных происшествий – на 25%, количество катастроф – на 30%, а число погибших возросло в 1,5 раза. Большинство авиационных происшествий произошло с воздушными судами владельцев, не имеющих свидетельства эксплуатанта АОН (56% происшествий и 69% погибших в них от общего количества).

Снижению уровня безопасности полетов в АОН способствует несовершенство воздушного законодательства, в котором отсутствует порядок проведения надзорных мероприятий государственными инспекторами в отношении физических лиц. Большинство из которых ведет авиационную деятельность именно в сегменте авиации общего назначения. Также необходимо ужесточить ответственность владельцев посадочных площадок за выполнение норм воздушного законодательства.

Для повышения эффективности надзорной деятельности необходимо продолжить совершенствование мониторинга состояния безопасности полетов с использованием современных информационных технологий совместно с Росавиацией. Это позволит системно применять меры, направленные на выявление и устранение нарушений воздушного законодательства.

 

Железнодорожный транспорт

Обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте остается нестабильным. Общее количество транспортных происшествий возросло.

В прошлом году продолжали иметь место случаи изломов боковых рам тележек грузовых вагонов, которые привели к транспортным происшествиям с тяжелыми последствиями. Продолжаются массовые изломы и в 2013 году. С целью профилактики безопасности движения центральным аппаратом проведены совещания с участием представителей ОАО «РЖД», Минтранса России, Росжелдора, научных организаций, вагоностроительных и сталелитейных предприятий. По предписаниям Службы для проведения внеплановой дефектоскопии боковых рам отставлено более 75 тысяч новых вагонов. Проведено 3,5 тысячи проверок предприятий железнодорожного транспорта, выявлено более 41 тысячи нарушений. Выдано 3 тысячи предписаний, принято более 7 тысяч запретных мер.

Отставлено от эксплуатации 100 тысяч грузовых вагонов, 71 электропоезд, 1024 локомотива. Усовершенствован порядок организации проверок предприятий. В состав комиссий кроме работников Службы включаются представители аккредитованных экспертных организаций. Это повысило качество проверок, позволило глубже вникать в суть вопросов. Как следствие, количество привлеченных к административной ответственности возросло на 13%. С каждым годом увеличивается количество столкновений на переездах. В столкновениях гибнут не только пассажиры автотранспорта, но и локомотивные бригады. С целью профилактики безопасности движения в Воронеже проведено совещание с участием администрации области, ОАО «РЖД», балансодержателей переездов. По результатам совещаний выработаны конкретные меры и рекомендации, направленные на повышение безопасности.

Большое значение в период структурной реформы отрасли приобрело расследование транспортных происшествий с проведением необходимых экспертиз. За год проведено более 150 расследований. Для получения полноценных результатов расследования необходимо создание научно-исследовательской базы, которой в настоящее время Ространснадзор не имеет. Стоит отметить, что отставание нормативной базы, правовой и технической, от развития отрасли оказывает негативное влияние на обеспечение безопасности движения поездов. Отсутствуют основополагающие нормативные акты, что создает прямую угрозу безопасности движения. В соответствии с решением Совета СНГ по железнодорожному транспорту Службой разработан порядок согласования возможности продления срока службы грузовых вагонов, перевозящих опасные грузы. Однако Росжелдором данный порядок не выполняется. Также Росжелдором до сих пор не вынесен на рассмотрение Совета СНГ вопрос о признании недействительными свидетельств на право проведения работ по продлению сроков службы организаций, проводивших фиктивное продление срока службы.

 

Автомобильный транспорт

Аварийность на автомобильном транспорте остается на высоком уровне. Основной причиной ДТП является нарушение водителями Правил дорожного движения в условиях отсутствия должного контроля со стороны организатора перевозки. Исходя из этого в отчетный период особое внимание было уделено профилактической работе. А проводимые проверки органов исполнительной власти субъектов РФ позволили выявить следующие недостатки:

·      отсутствие нормативно-правовой базы по организации транспортного обслуживания населения;

·      отбор и допуск перевозчиков на маршруты упрощен до минимума.

В связи с увеличением числа транспортных средств наблюдается ситуация нехватки площадок отстоя автобусов на конечных остановочных пунктах. Автобусы ожидают выхода в рейс на проезжей части или во дворах соседних домов, что приводит к возникновению аварийных ситуаций.В результате проведенных проверок органами исполнительной власти субъектов РФбыли приняты региональные нормативно-правовые акты по организации транспортного обслуживания населения, проведены согласования паспортов автобусных маршрутов, обустроены остановочные пункты, выделены дополнительные финансовые средства на ремонт автомобильных дорог. На основании выявленных нарушений было выдано около 900 предписаний, привлечено к административной ответственности 69 должностных лиц.

На безопасность автомобильных перевозок влияет отсутствие четкой системы подготовки и переподготовки водителей, осуществляющих грузовые перевозки. Приказ Минтранса № 27 устанавливал проведение централизованной ежегодной переподготовки водителей по утвержденной программе. Проведение жестко контролировалось, проводились периодические разборы случившихся аварий и аварийных ситуаций с обсуждением мер, направленных на их недопущение. После отмены этого приказа грузовые перевозки в целом лишились правовой базы.

Немаловажной составляющей, влияющей на безопасность перевозок, является состояние автомобильных дорог. В сфере дорожного хозяйства проведено более 5 тысяч проверок, выдано более 3 тысяч предписаний, сумма наложенных штрафов составила около 2 млн рублей.

Стоит отметить, что требования к сохранности автомобильных дорог в настоящее время никаким нормативным правовым актом не установлены. Для повышения эффективности данного вида контрольной деятельности необходимо ввести административную ответственность за нарушение требований по обеспечению сохранности автомобильных дорог как перевозчиками, так и дорожно-эксплуатационными подразделениями.

В целях сохранности федеральных автомобильных дорог осуществлялся весогабаритный контроль транспортных средств на 30 стационарных пунктах весового контроля. По результатам проведенного совместно с Росавтодором и МВД России обследования выявлены проблемы, связанные с техническим состоянием весового оборудования, отсутствием освещения, камер видеофиксации, площадок для стоянки задержанного автотранспорта, переходно-скоростных полос. При этом Ространснадзор видит решение проблем не только в устранении этих недостатков, но и в использовании новых современных технологий контроля.

В части контроля международных автомобильных перевозок был принят ФЗ № 31, который наделил Ространснадзор полномочиями по задержанию иностранных транспортных средств в случае выявления нарушений российской разрешительной системы, а также осуществления каботажных перевозок. Однако за 2012 год иностранные перевозчики не уплатили порядка 40% наложенных штрафов. Учитывая их значительный размер, перевозчики делают все возможное, чтобы избежать уплаты, и действующее законодательство вполне позволяет им это делать.

 

Водный транспорт

На водном транспорте в прошедшем году проведены проверки около 2 тысяч организаций, почти 700 гидротехнических сооружений, свыше 16 тысяч осмотров судов на внутренних водных путях. Привлечено к административной ответственности свыше 3,7 тысячи человек, приостановлено движение около 1,5 тысячи судов, общая сумма наложенных штрафов составила почти 8 млн рублей.

Состояние аварийности на водном транспорте характеризуется снижением количества аварийных случаев на 49%. Основной причиной выявляемых нарушений по-прежнему остается осознанное нарушение бизнесом установленных требований к обеспечению безопасности с целью получения максимальной прибыли. Что опять-таки привело к авариям на водном транспорте.

Важным направлением деятельности был и остается государственный контроль за безопасностью портовых и судоходных гидротехнических сооружений. Проведено около 2 тысяч проверок и осмотров, в ходе которых выявлено почти более 500 несоответствий, выдано около 600 предписаний, направленно в суд 67 протоколов об административных правонарушениях.

Проводимые мероприятия способствовали закреплению позитивной тенденции последних лет по снижению числа аварийных и предаварийных гидротехнических сооружений. В Службе продолжается переоснащение. Появление 16 современных патрульных судов заставило потенциальных нарушителей уважительно относиться к Ространснадзору, оставить любые попытки уйти от ответственности и, самое главное, не нарушать установленные правила плавания. С использованием патрульных катеров фиксируется 70–80% нарушений от всех выявляемых Госморречнадзором.

 

Объекты транспортной инфраструктуры

Субъектами транспортной инфраструктуры под постоянным контролем Службы устранено свыше 8,5 тысячи нарушений законодательства в области обеспечения транспортной безопасности. Проведено 122 совместных проверки с ФСБ и МВД России, Генеральной прокуратурой и антитеррористическими комиссиями субъектов Российской Федерации.

 Выявлены такие системные проблемы, как:

·         низкие темпы категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

·         нарушение установленных сроков проведения и утверждения оценки уязвимости, а также разработки и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности.

В связи с отсутствием законодательной нормы, обязывающей субъекты транспортной инфраструктуры представлять в агентства сведения для проведения категорирования, сложилась патовая ситуация: Ространснадзор не может применить меры административного воздействия к субъекту при невыполнении им требований по обеспечению транспортной безопасности, а агентства не могут провести категорирование, пока не будет обращения от субъекта.

Для выхода из создавшейся ситуации целесообразно создание условий для понуждения субъектов к проведению категорирования. Одной из таких мер могло бы стать требование обязательного наличия присвоенной категории транспортного объекта или средства для выдачи агентствами различных регистрационных, разрешительных и квалификационных документов.

 

 

Решение кадровых проблем

 

Для полного и грамотного использования внедряемых систем необходимо иметь обученный и профессионально подготовленный персонал. В прошедшем году нам удалось добиться приостановки дальнейшего сокращения, а главное, возврата ранее сокращенной в плановом порядке штатной численности Ространснадзора. В настоящее время в Ространснадзоре сложилась ситуация, когда в результате чрезвычайно низкого уровня заработной платы государственных инспекторов в сочетании с высокой ответственностью, включая уголовную, происходит массовый отток квалифицированных кадров. А нам всем нужен государственный инспектор высокой квалификации, особенно для работы с иностранными компаниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика