Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Автомобильные дороги в транспортной системе Амурской области | Издательский дом
#

Автомобильные дороги в транспортной системе Амурской области

 

Министр транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Сергей Садовников

 

Амурская область занимает ключевое место в транспортной системе Дальнего Востока, связывая Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Объединение транспортных систем России и КНР через Амурскую область сформирует кратчайший континентальный международный транзит Европа – Азия.

По территории области проходят крупнейшие железнодорожные магистрали – Транссибирская и Байкало-Амурская – с выходом на морские порты Приморского края и Хабаровского края общей протяженностью около 3 тысяч км.

 Обслуживая все отрасли экономики, социальную сферу и население, обеспечивая перевозки к местам потребления практически всей продукции, транспорт оказывает влияние на всю жизнедеятельность региона.

 

 

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

 

Сеть автомобильных дорог общего пользования Амурской области представлена автодорогами федерального, регионального и местного значения.

Федеральная автомобильная дорога «Амур» (Чита – Хабаровск), соединяющая центральные, сибирские и дальневосточные регионы России, обеспечивает сквозное круглогодичное движение от Балтики до Тихого океана.

Около 80% автомобильных дорог расположены в южных районах области. Северные и северо-восточные районы, включая территории прилегания к зоне Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (73 населенных пункта, население – 118 тысяч человек), как менее освоенные, с низкой плотностью населения, обеспечены в основном локальными, технологическими дорогами.

 Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в этих районах составляет менее 4 на 1 тысячу кв. км, что в 5 раз ниже среднеобластного уровня.

В целях устранения инфраструктурных ограничений территорий, прилегающих к зоне БАМ, для развития богатейших минерально-сырьевой и лесосырьевой баз, вовлечения месторождений в хозяйственный оборот требуется постоянное участие дорожников.

Протяженность автодорог, проходящих по территории области, составляет 15,3 тысячи км. Протяженность автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения составляет 6224,9 км, в том числе с твердым покрытием 6093,2 км, грунтовых – 131,7 км. На региональных автодорогах находятся 626 мостов и путепроводов общей протяженностью 20,4 тысячи пог. м.

О месте и значении транспортной системы в экономике области свидетельствует ее значительный удельный вес в структуре валового регионального продукта – 21,9%.

Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт к числу приоритетных отраслей экономики.

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И ФИНАНСОВАЯ БАЗА

 

Осуществление деятельности дорожно-транспортного комплекса Амурской области и обеспечение финансирования дорожной отрасли производится в соответствии с принятыми на региональном уровне основными документами:

– Закон Амурской области от 7 сентября 2011 № 527-ОЗ «О дорожном фонде Амурской области»;

– Стратегия социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением правительства Амурской области от 13 июля 2012 года № 380;

         – Концепция инновационного развития транспортного комплекса и дорожного хозяйства Амурской области на 2010–2020 годы, утвержденная постановлением правительства Амурской области от 15 июля 2010 года № 383;

         – постановление правительства области от 28 декабря 2011 года № 956 «Об утверждении Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Амурской области»;

– постановление правительства области от 12 мая 2010 года № 223 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Амурской области»;

– постановление правительства области от 30 декабря 2008 года № 335 «Об утверждении критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Амурской области».

Координатором, уполномоченным органом по формированию и использованию бюджетных ассигнований фонда, является министерство транспорта и дорожного хозяйства области.

На развитие дорожного хозяйства области в 2012 году согласно Закону Амурской области «Об областном бюджете Амурской области на 2012 год и плановый период 2013–2014 годов» направлены средства дорожного фонда в сумме 3,2 млрд рублей (151,2% к уровню 2011 года), в том числе:

– субсидии федерального бюджета – 0,5 млрд рублей;

– ассигнования областного бюджета – 2,7 млрд рублей.

В 2012 году выполнялись работы по содержанию 6 224,9 кмавтодорог общего пользования Амурской области регионального или межмуниципального значения.

Значительно увеличился объем финансирования из федерального бюджета, который составил в 2012 году 511,56 млн рублей. В 2013 году объем средств, направленных из федерального бюджета, возрастет на 23,3%. Это означает, что именно в 2013 году необходимо будет выполнить основные объемы работ.

С 2012 года финансирование дорожного хозяйства области ведется в рамках созданного дорожного фонда.

Создание дорожного фонда позволило увеличить объем финансирования отрасли в 2012 году в 1,5 раза по отношению к уровню 2011 года, средства областного бюджета увеличились на 94% это дополнительно более 1 млрд рублей.

Если в 2011 году из бюджетов всех уровней на развитие дорожного хозяйства было направлено 2,1 млрд рублей, то в 2012 – 3,2 млрд рублей.

 

 

ОБЪЕМЫ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ

 

Дополнительные ассигнования позволили увеличить объемы выполняемых работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию действующей сети региональных автомобильных дорог.

Так, на ремонт автодорог было направлено более 750 млн рублей – в 2,5 раза больше, чем в 2011 году.

Отремонтировано 19 кмрегиональных автодорог, проходящих транзитом через населенные пункты. Это участки автодорог, проходящие через населенные пункты в Бурейском, Белогорском, Ивановском и Селемджинском районах.

В целях повышения безопасности дорожного движения отремонтировано 175 кмавтодорог, по которым проходят школьные и муниципальные автобусные маршруты.

Увеличены расходы на выполнение мероприятий по безопасности дорожного движения, объем работ по ямочному ремонту асфальтобетонных покрытий, цикличность работ по планировке проезжей части гравийных автомобильных дорог.

Также в целях обеспечения безопасности движения в рамках мероприятий по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования на региональных автодорогах установлено 4,6 тысячи пог. м барьерного ограждения.

В прошедшем году было построено и реконструировано более 27 кмрегиональных автодорог и 37 пог. м мостов.

Сданы в эксплуатацию подъезд к г. Свободному от автомобильной дороги «Амур», подъезд к с. Красноярово, выполнена реконструкция участков автомобильной дороги Екатеринославка – Тамбовка – Константиновка, Благовещенск – Гомелевка.

Проведена реконструкция мостов на 258 кмавтомобильной дороги Введеновка – Февральск – Экимчан (Селемджинский район), на 18 кмавтодороги Заречное – Могилевка – Грибовка (Архаринский район), на 14 и 15 кмавтодороги Муравьевка – Корфово (Тамбовский район).

 

 

ОБЛАСТНОЙ ДОРОЖНЫЙ ФОНД

 

Создание областного дорожного фонда позволило увеличить объем субсидий муниципальным образованиям на софинансирование расходов по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В связи с этим приняты следующие нормативно-правовые акты:

– постановление правительства области от 2 февраля 2010 года № 28 «Об утверждении Порядка содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Амурской области»;

– постановление правительства области от 4 сентября 2009 года № 376 «Об установлении стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Амурской области»;

– постановление правительства области от 7 ноября 2011 года № 736 «Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения Амурской области»;

– постановление правительства области от 27 января 2009 года № 12 «О нормативах финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правилах их расчета».

Ежегодно в весенне-летний период вводится ограничение на движение тяжеловесных автомобилей с нагрузкой на одиночную осьболее 6 тонн.

В настоящее время рассматривается вопрос приобретения передвижного пункта весового контроля и заключения соглашения о взаимодействии с УГАДН по Амурской области в части привлечения перевозчиков к административной ответственности за нарушение требований нормативов по весу.

 

 

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ

 

Уровень качества выполнения работ по содержанию и ремонту обеспечен квалифицированной службой лабораторного контроля ГКУ «Амурупрадор». Организация контроля качества строительства и ремонта имеет системный характер и учитывает интересы всех участников инвестиционного процесса: от подрядной организации до органов исполнительной власти. За каждым районом закреплен ответственный сотрудник, отвечающий за организацию исполнения мероприятий по содержанию и ремонту дорог (участков дорог).

Кроме того, например, при строительстве подъезда к г. Свободному от автомобильной дороги «Амур» лабораторный контроль качества строительства объекта осуществляется центральной дорожно-строительной лабораторией ЗАО «Асфальт». Для устройства верхнего слоя основания, устройства нижнего и верхнего слоев покрытия дорожной одежды лаборатория осуществляла подборы состава органоминеральных, асфальтобетонных смесей.

 

 

ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ НА ПЕРСПЕКТИВУ

 

Состояние дорожной сети Амурской области, как и во многих регионах России, вызывает немало нареканий со стороны пользователей. Мы решаем эту проблему по программно-целевому принципу:

– долгосрочная целевая программа «Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Амурской области в 2010–2015 годах», утверждена постановлением правительства области от 15 сентября 2009 года № 399;

– ведомственная целевая программа «Развитие и совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования Амурской области, на 2012–2014 годы», утвержденная приказом министерства экономического развития, промышленности и транспорта области от 28 декабря 2011 года № 236-пр (в редакции приказа министерства транспорта и дорожного хозяйства области от 26 июня 2012 года № 27-од).

         Можно назвать несколько главных направлений в рамках долгосрочной программы, по которым мы сегодня работаем. Это капитальный ремонт дорог, реконструкция мостовых переходов, развитие улично-дорожной сети.

В прошлом году капитальный ремонт проводился на участках автодороги Зея – Тыгда. Полностью работы по участку завершатся в 2013 году.

Построено 16,9 кмавтодорог, в том числе:

– сдан в эксплуатацию третий участок подъезда к г. Свободному от автодороги «Амур» протяженностью 16,2 км. Строительство объекта велось с привлечением субсидий федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»;

– сдан в эксплуатацию подъезд к с. Красноярово протяженностью 0,7 км(Мазановский район). Объект строился в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» с софинансированием из федерального бюджета.

Сдано в эксплуатацию по завершению реконструкции 10,2 кмавтодорог и 37,4 пог. м мостов, в том числе участок автодороги Екатеринославка – Тамбовка – Константиновка, участок автодороги Благовещенск – Гомелевка, мостовые переходы на 14 и 15 кмавтодороги Муравьевка – Корфово, мостовой переход через р. Талаго-1 на 258 кмавтодороги Введеновка – Февральск – Экимчан, мостовой переход через суходол на 18 кмавтомобильной дороги Заречное – Могилевка – Грибовка.

Из средств дорожного фонда предоставлены субсидии бюджетам 45 муниципальных образований на обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и сооружений на них. Объем субсидии составил 619 млн рублей, что в 3,5 раза выше уровня 2011 года.

С использованием субсидий областного бюджетаприведено в нормативное состояние 71,851 кмавтодорог общего пользования местного значения, отремонтировано 56,682 тысячи кв. м улично-дорожной сети и дворовых территорий в г. Благовещенске, 21,621 тысячи кв. м улично-дорожной сети в г. Тынде, выполнен ремонт и капитальный ремонт 333,9 тысячи кв. м улично-дорожной сети и 101,549 тысячи кв. м дворовых территорий и проездов к ним в городских и сельских поселениях области, освещено более 37 кмавтодорог местного значения.

 

В 2012 году из средств дорожного фонда впервые предоставлялись субсидии на возмещение части затрат на уплату первоначального взноса по договорам лизинга дорожным организациям Амурской области на приобретение техники и оборудования. Мероприятие направлено на укрепление технической базы дорожных организаций области. Субсидии в сумме более 19 млн рублей получили 8 предприятий дорожной отрасли.

 В рамках ведомственной целевой программыв 2012 годуотремонтировано 279,3 кмавтодорог, в том числе 63,2 кмс асфальтобетонным покрытием и 216 кмгравийных автодорог, 186,4 пог. м искусственных сооружений (в т.ч. 7 мостов протяженностью 134 пог. м). В целях обеспечения безопасности движения в рамках мероприятий по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования на региональных автодорогах установлено 4,6 тысячи пог. м барьерного ограждения.

В 2013 году ожидается окончание работ более чем по 40 объектам. Так, в результате строительства будет введено в эксплуатацию 38,3 тысячи км дорог и более 300 пог. м мостов, реконструировано и отремонтировано 51 кмдорог и более 500 пог. м аварийных мостов. 195 млн рублей будет направлено на проектно-изыскательские работы, в том числе на наиболее значимые объекты, такие как мостовой переход через р. Зею в г. Благовещенске, строительство путепровода через Транссибирскую железнодорожную магистраль в трех различных муниципальных образованиях области (Завитинск, Новобурейск, Серышево).

Для сельскохозяйственной отрасли области имеет важное значение, что в настоящем и последующих годах будет продолжено строительство подъездов к сельским населенным пунктам. Всего в ходе реализации программы будут обеспечены транспортной связью 16 сельских населенных пунктов.

 В Федеральное дорожное агентство направлено предложение о включении объектов в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». Объем финансирования составит 104,3 млн рублей, в том числе: субсидии федерального бюджета – 44,5 млн рублей; средства областного бюджета – 59,8 млн рублей.

Сохранность автомобильных дорог и искусственных сооруженийобеспечивается применением инновационных технологий, а именно армированием откосов насыпи геотекстилем, объемной георешеткой, что уменьшает величину осадки насыпи, сокращает период стабилизации грунтов, повышает надежность и долговечность объектов.

Немаловажное значение имеет и привлечение в дорожную отрасль квалифицированных специалистов. Дальневосточный государственный аграрный университет, государственное образовательное учреждение профессионального образования «Амурский строительный колледж» в г. Благовещенске, некоммерческое образовательное учреждение среднего профессионального образования «Покровский горный колледж» в г. Зее, Профессиональный технический лицей № 1 в г. Благовещенске обучают по специальностям «мелиоративное дорожное строительство», «строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов», «машинисты дорожных и строительных машин».

 

Основной приоритет дорожной деятельности областного правительства – развитие и улучшение состояния опорной сети дорог, обеспечение надежности и безопасности их эксплуатации, а также безаварийного движения.

Доступность транспортных услуг относится к числу важнейших параметров, определяющих качество жизни населения и уровень развития экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика