Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Дорога для села - это жизнь и символ будущего развития | Издательский дом
#

Дорога для села - это жизнь и символ будущего развития

 

Строительство современных дорог в сельской местности всегда было актуальной задачей для Новосибирской области. В последнее время значимость этой темы повысилась еще больше, уверен генеральный директор ООО «Новосибирскагропромдорстрой», депутат Законодательного собрания Новосибирской области, заслуженный строитель РФ Александр Барсуков. В связи с вступлением России в ВТО наличие дорог с твердым покрытием для аграриев означают возможность сокращения затрат, оптимизации деятельности и повышения конкурентоспособности производимой ими продукции.

 

Генеральный директор ООО «Новосибирскагропромдорстрой» Александр Барсуков

 

 

– Александр Филиппович, вы с 1986 года являетесь генеральным директоромООО «Новосибирскагропромдорстрой», расскажите об истории создания вашей компании.

 

– Специализированный дорожно-строительный трест «Дорспецстрой» был создан в России в декабре 1980 года. В его задачи входило строительство сельских, внутрихозяйственных и технологических дорог, зернотоков, взлетно-посадочных полос аэродромов и других объектов сельхозназначения, а также благоустройство населенных пунктов. В то время для России это была крайне актуальная задача, в решении которой было заинтересовано правительство, и подобные структуры создавались по всей стране.

Мы входили в систему Министерства сельского хозяйства РСФСР и выполняли его заказы. К началу 90-х годов прошлого века ООО «Новосибирскагропромдорстрой» был одной из крупнейших дорожно-строительных организаций области. Мы ежегодно строили более 300 кмдорог и около 100 тысяч кв. м зернотоков, много других объектов.

С тех пор многое в стране изменилось: структура и дорожно-строительных, и промышленных общестроительных организаций, серьезно сократились коллективы дорожных организаций, но вся эта система продолжает успешно работать. Наши структурные подразделения ведут деятельность в 12 районах области. Часть из них являются самостоятельными юридическими лицами и платят налоги на местах, являясь бюджетообразующими организациями района.

В отдельное предприятие выделен и входящий в структуру нашей компании карьер – ООО «Скала» – в связи с существенным ростом производства щебня и щебеночно-песчаных смесей.

 

         – Сколько километров дорог в области вы курируете сегодня?

 

         – Структура, техническая оснащенность наших организаций изначально была нацелена на решение вопросов по строительству и ремонту дорог именно сельского, областного назначения. Сегодня мы постоянно участвуем в электронных торгах в соответствии с 94-ФЗ и во многих конкурсах выходим победителями. В том числе за счет наличия подразделений на местах и их оснащенности. В среднем мы строим и ремонтируем более 40 кмсельских дорог в год, содержим около 2000 км.Кроме того, мы также благоустраиваем села, больницы и школы в тех районах, где работают наши организации. Стоит отметить, что в последние годы объемы работ, которые выполняет наша компания, постоянно растут.

 

– Насколько актуален вопрос качества сельских дорог в настоящее время?

 

– Он всегда был крайне актуальным, а в последнее время, в связи с вступлением нашей страны в ВТО, его значимость возросла еще больше. Мировая практика показывает: наличие хороших дорог способствует подъему экономики почти на 30%. У нас пока многим сельхозпроизводителям приходится убирать урожай по бездорожью. Построенные более 20 лет назад внутрихозяйственные, технологические дороги, зернотока пришли в негодность, а во многих хозяйствах они вообще не строились. Техника и транспорт вязнут, что приводит к значительным простоям и росту убытков у аграриев. Хотя потребность на эти цели составляет многие миллиарды, выделено на 2013 год всего 87 млн рублей, идет сокращение средств.На мой взгляд, и законодательной власти, к которой я отношусь как депутат, и исполнительной сегодня нужно обратить на это особое внимание. Но, учитывая дефицит регионального бюджета, усилиями субъекта не решить эту проблему. Необходима значительная поддержка федерации. Минсельхозом РФ до 1992 года выделялось области на эти цели более 1 млрд рублей в год в действующих ценах.

 

– К вам как к депутату Законодательного собрания Новосибирской области поступает много обращений от избирателей по решению дорожных вопросов на селе? Можете вспомнить наиболее яркие из тех просьб, которые удалось воплотить в жизнь?

 

– Половину от всех наказов, поступающих ко мне как к депутату, составляют обращения по дорогам и водоснабжению сел. Что касается их выполнения… К примеру, муниципальным образованиям выделяются субсидии на строительство дорог с твердым покрытием в населенных пунктах. В 2013 году на эти цели в рамках областной ДЦП будет направлено порядка 600 млн рублей, в 2014-м – более 700 млн. Так что эта задача в регионе более-менее решается.

Наиболее яркий пример: в Новокремлевском муниципальном образовании Коченевского района один поселок – Молот – был совершенно оторван от цивилизации. К нему построили дорогу, мост. Теперь у жителей нет проблем с подвозом продовольствия, приездом скорой, пассажирского транспорта, ученики ездят в ближайшую школу, расположенную за рекой, а не в другой район, как раньше.

 

– Используете ли вы в своей работе новые технологии?

 

– Безусловно. Сегодня в дорожном строительстве повсеместно широко применяются научно-технические разработки. Без этого нельзя идти в ногу со временем и быть конкурентоспособным, в том числе и на сельских дорогах.

Стоит отметить, что мы в течение многих лет совместно с учеными Сибирского государственного университета путей сообщения изучали различные образцы и технологии стабилизации грунтов, опираясь на зарубежный опыт. В итоге нашли те, которые нас устроили по всем показателям. Например, в 1997 году мы построили в области участок дороги в 30 км, который до сих пор находится в идеальном состоянии.

Применение стабилизаторовпозволяет нам экономить при строительстве до 20% бюджетных средств, выделяемых на один километр.К сожалению, отечественные разработки в этой сфере пока не дают необходимого нам результата. Хотя мы следим за появляющимися технологиями и периодически опробуем их на практике.

Кроме того, производим ремонт асфальтобетонных покрытий струйно-инъекционным методом, также используем литой бетон. Для укрепления основания дорог применяем стабилизаторы.

 

– Вы назвали одним из своих конкурентных преимуществ техническое оснащение. Удается ли вам модернизировать парк техники и оборудования?

 

– При тех требованиях, которые сегодня предъявляет заказчик к качеству дорог, при том уровне вневедомственного технического контроля за качеством проделанной работы, крайне необходимо располагать соответствующей техникой. Мы в последние годы обновили свой парк более чем на 70% на сумму выше 150 млн рублей. Часть техники и оборудования приобретена за счет собственных средств, большую мы взяли в лизинг по договору с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК).

Напомню, эту компанию, предоставляющую льготные условия по лизинговым программам для дорожников, создало Правительство РФ и мы благодарны за такую поддержку. Без этого лизингодателя мы бы не смогли провести такую масштабную модернизацию.

 

– Насколько эффективно развивается ваше дочернее предприятие ООО «Скала»?

 

– Производство щебня в ООО «Скала» за последние 3 года выросло более чем в 3 раза. Частично материал используется на нужды области: щебень поступает на объекты, расположенные в 5 прилегающих к карьеру районах. Кроме того, он поставляется в северные регионы Сибири.

В прошлом году во время навигации мы направили на север 50%, или порядка 400 тысяч тонн произведенного ООО «Скала» щебня. В этом году, думаю, объемы поставки будут аналогичными, в то же время у нас существенно возрастет потребление щебня и щебеночно-песчаных смесей внутри области.

 

– Что можете рассказать о планах дальнейшего развития вашего предприятия?

 

Сейчас завершаем уже второйлизинговый проект с ГТЛК, работаем над формированием следующего лизингового договора. Кроме того, мы продолжаем поиск вариантов удешевления стоимости строительства и ремонта сельских дорог с сохранением высокого качества. Асфальтобетон применять очень дорого, покрытие из щебня не совсем эффективно, так как он разлетается, дает много пыли и требует больших затрат на содержание. Так что тестируем различные эмульсии, способствующие обеспыливанию и укреплению щебня, а в стратегической перспективе поставили задачу найти более эффективное дорожное покрытие.

Стремимся не стоять на месте. Если мы не будем развиваться, то потеряем свои конкурентные преимущества. Хотелось бы, конечно, чтобы существующая государственная политика в области стандартизации и нормативов по проведению ремонтных и строительных работ, содержанию дорог, была усовершенствована. Это позволит дорожникам более активно применять новые технологии, и эффективнее расходовать бюджетные средства.

 

– Одним из обязательных слагаемых успеха любой компании являются кадры. Насколько этот вопрос актуален для вас?

 

– На сегодняшний день в компании работает около 500 человек. Среди них есть представители трудовых династий. Например, в нашем дочернем предприятии ООО «Ин-транс» много лет работает слесарь-агрегатчик Николай Рябов. Его сын Николай трудится вместе с отцом. Он водитель КамАЗа. Здесь же работают машинист автогрейдера Александр Гиль и его сын – механик-диспетчер Станислав. Большинство старожилов – передовики производства, их опыт и отношение к труду перенимают дети.

Тем не менее для предприятия, как и в целом для нашей экономики, кадровый вопрос сегодня является одним из самых сложных. Виной тому и демографический провал, и потеря престижности производственного сектора. Молодежь нацелена на то, чтобы зарабатывать большие и быстрые деньги, поэтому идет в финансовые, силовые и государственные структуры, торговлю. Между тем по сельским меркам у нас неплохая зарплата – в среднем от 16 до 22 тысяч рублей, и выплачивается она стабильно. Кроме того, мы направляем ребят на учебу в вузы и профтехучилища, выплачиваем им стипендию и пособия. Молодым специалистам оказываем поддержку при строительстве жилья на селе, предоставляя недорогие ссуды. Постепенно нам удается нормализовать ситуацию, но пока этот процесс идет достаточно медленно.

 

– Каковы перспективы дальнейшего развития сети сельских дорог в регионе?

 

– Динамичное развитие области, рост налоговых и прочих доходов региона, которые сегодня уже перевалили за 100 млрд рублей, предполагают увеличение финансирования не только на решение социально значимых вопросов, но и рост бюджетных отчислений на развитие инфраструктуры, в том числе дорожной сети. В 2013 году на дороги из регионального бюджета в общей сложности будет направлено более 12 млрд рублей.

         Кроме того, в области создана трехлетняя долгосрочная целевая программа, которая предусматривает развитие автотранспортной сети в регионе, в том числе сельских дорог. На эти цели в 2014–2015 годах планируется направить более 30 млрд рублей.

Конечно, это существенные объемы в целом для дорожной инфраструктуры области. Но лично мне хотелось бы, чтобы на сельские дороги выделялось больше средств. На сегодняшний день почти 2,5 тысячи км дорог в области остаются грунтовыми, и если мы будем хотя бы щебенить их текущими темпами – 2% в год, – то для решения вопроса с их доведением до требуемого уровня понадобится более 50 лет. При более высоких темпах финансирования, с тем высоким потенциалом дорожно-строительного комплекса, которым обладает наша область, ремонтируя по 7–8% дорог в год, мы могли бы решить эту задачу гораздо раньше.

Я уверен, что при сегодняшнем развитии экономики области в ближайшие годы объемы средств, направляемых на дорожное строительство, в том числе на сельские дороги, существенно увеличатся. Большую роль в этом мог бы сыграть и федеральный бюджет, который пока в этой программе участвует недостаточно. В этом году на сельские дороги в область из Минтранса РФ в рамках соглашения с Министерством сельского хозяйства РФ поступит187 млн рублей. Этих денег хватит на строительство 20 кмдорог. Но существует масса ограничений по их использованию, и по факту далеко не ко всем населенным пунктам на них можно провести дороги. Я считаю, что Минтранс РФ должен пересмотреть положение по условиям финансирования и снять ограничения как по количеству проживающих в этих населенных пунктах, так и по расстоянию до них. Необходимо учитывать, что на этих территориях есть сельхозпроизводство, засеваются тысячи гектаров земли, вывозится продукция, где-то требуется транспортная доступность для их освоения и т.д.

 

– Что, по вашим оценкам, для селян означает появление новой дороги?

 

– Вы даже не представляете, как меняется село, когда к нему построена современная дорога! С улиц исчезает грязь, у людей появляется блеск в глазах и оптимизм в отношении будущего своего села, которое начинает возрождаться. Так что для сельской местности хорошая дорога – это жизнь, будущее и совсем другой, цивилизованный образ жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика