Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Ускоренный вектор развития | Издательский дом

Ускоренный вектор развития

 

Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края

 

Хабаровский край как транзитная территория чрезвычайно важен для транспортной системы страны. Географическое расположение Хабаровского края предопределяет необходимость развития транспортных коммуникаций самых разных видов.

 

 

Устойчиво функционирующие транспортные коммуникации края являются потенциалом к развитию не только Хабаровского края, но и иных субъектов ДВФО. Например, для Сахалинской области Хабаровский край важен в целях транзитной транспортировки по территории России произведенных на острове товаров. Не меньшую важность для Сахалина имеет и устойчивая доставка грузов в обратном направлении – через порты Хабаровского края на Сахалин.

Промышленные производители Республики Саха (Якутия) также всецело заинтересованы в развитии морских портов края и железнодорожного сообщения. Нарастающие производственные возможности Якутии требуют устойчивого сообщения со странами АТР.

 

 

Транзитный потенциал края

 

Для реализации плана развития транспортных возможностей края, увеличения товарооборота требуется осуществить комплекс мер. Невозможно развивать порты без увеличения пропускной способности железных дорог или же при отсутствии дорог автомобильных. Поэтому в целях достижения нового уровня транспортных коммуникаций, способного удовлетворить нарастающие потребности, следует обеспечить развитие всех видов транспорта.

В настоящее время четко прослеживается положительная тенденция предоставления субъектам Федерации большей инициативы. Если прежде крупные проекты разрабатывались сугубо на федеральном уровне, не давая права на инициативу, то сейчас некоторые проекты могут и должны предлагаться самим регионом, на что ориентирует Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина. В числе прочего Послание Президента РФ нацеливает власти и общество на ускоренную адаптацию российской экономики к требованиям бурно развивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона. И будет ли эта адаптация успешной, на взаимовыгодных условиях, зависит и от Хабаровского края, играющего ключевую роль на востоке страны.

 

Конечно, приятно слышать мнение японских специалистов, высказанное на недавнем международном форуме во Владивостоке, что Дальний Восток России «имеет все составляющие, чтобы стать центром развития мировой экономики», но обольщаться не стоит. Предстоит не просто рывок с нашей стороны, но и готовность действовать решительно, предлагая проекты, выгодные в первую очередь нам самим. При этом следует учитывать и наличие острой конкурентной борьбы, поскольку соседи, а это крупнейшие индустриальные страны, будут действовать в своих интересах.

В этой связи стоит упомянуть документ, разработанный правительством Хабаровского края, определивший стратегию модернизации управления краем на основе общественно-государственного сотрудничества, народного участия и развития местного самоуправления. Документ (назовем его для краткости «Стратегией») предлагает комплекс мер и структурных изменений, в которых транспортная составляющая выделена отдельно.

 

 

Реализация транспортных проектов

 

Коснемся вкратце наиболее приоритетных транспортных проектов, реализуемых в настоящее время.

Это, прежде всего, формирование на побережье Татарского пролива особой экономической зоны, охватывающей порты Ванино и Советская Гавань, в которых сосредоточен огромный экспортный поток. В настоящее время морские порты Ванино и Советская Гавань переваливают приблизительно 20 млн тонн грузов в год, при этом совокупный тоннаж ежегодно возрастает. Одновременно с этим стоит отметить, что промышленные предприятия нуждаются в еще больших объемах перевалки, и даже возросшие портовые мощности не обеспечивают уже сложившихся потребностей.

В свое время министерство промышленности и транспорта края приняло самое активное участие в работе по формированию особой экономической зоны в Ванинско-Совгаванском транспортном узле. И прошедшее время показало, что эти труды были не напрасными. Конечно, работа в данном направлении далека от завершения, имеется ряд вопросов, требующих решения на федеральном уровне, вместе с тем на уровне полномочий краевых властей необходимые решения принимаются. Так, правительство Хабаровского края признало приоритетным проект комплексного развития Ванинского балкерного терминала, предоставив участникам строительства новых мощностей налоговые льготы.

 

Не меньшее значение для развития особой экономической зоны морских портов Ванино и Советская Гавань имеют и реализуемые в настоящее время проекты строительства трассы Хабаровск – Лидога – Ванино, а также расширение пропускной способности железных дорог на данном направлении. Строительство автомобильной дороги ведется в сложных условиях горных хребтов Сихотэ-Алиня, множества горных рек, что требует создания значительного количества мостов, эстакад и переходов. Но через трудности создается фундамент будущего социально-экономического роста не только Ванинского и Советско-Гаванского районов, но и Дальнего Востока в целом.

Введенный в строй Кузнецовский тоннель, строительство дополнительных разъездов, пунктов отстоя вагонов постепенно позволит увеличить пропускную способность железной дороги по направлению к морским портам до 45 млн тонн в год. Соответственно, морские порты увеличат более чем в два раза объем переваливаемых грузов.

Правительство края заинтересовано и в проекте строительства в Хабаровске нового аэропорта – крупнейшего аэроузла на российском Дальнем Востоке. Проект международный, с привлечением не только крупных инвестиций, но и самых передовых технологий. И этот проект можно считать заслугой краевых властей, сумевших найти и заинтересовать наших партнеров.

Ускоренно обновляются и аэродромы в северных районах края. Сооружается и реконструируется порядка 10 взлетно-посадочных полос и аэронавигационных комплексов, скрупулезно изучаются пассажиропотоки, во взаимодействии с авиаперевозчиками планируется рациональная маршрутная сеть. Проблема возрождения малой авиации многогранна и сложна, но имеет свое решение. В конечном итоге транспортная доступность малонаселенных пунктов края является элементом социально-экономического развития данных территорий.

 

В краевом центре строится крупный мостовой переход на китайскую территорию в районе Большого Уссурийского острова, что в ближайшие годы вызовет резкий скачок в объеме транспортных перевозок.

Надо отметить, что в последние годы в Хабаровском крае быстро формируется международный транспортный коридор, который прежде осуществлялся лишь в широтном направлении, а сейчас все больше ориентируется на север. И такой транспортный «перекресток» огромных масштабов – испытание нелегкое, но именно на такой размах и предприимчивость нацеливает президент В.В. Путин региональные власти.

 

Таким образом, можно с уверенностью заявить, что транспортная инфраструктура края последовательно модернизируется. Задача будущих периодов – придать данному процессу еще большую эффективность, обеспечить ускоренный вектор развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика