Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Эффективность субсидирования авиаперевозчика | Издательский дом

Эффективность субсидирования авиаперевозчика

 

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева Минтрансом России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении субсидий организациям воздушного транспорта в целях развития региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом на территории Российской Федерации и формирования региональной маршрутной сети Российской Федерации в 2013 году».

В федеральном бюджете в 2013 году на указанные цели предусмотрено 1,6 млрд рублей.

 

Заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов

 

 

Механизм субсидирования

 

Действующие в настоящее время программы государственной поддержки авиаперевозок (постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года № 1095, постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года № 1321, постановление Правительства Российской Федерации от 16 января 2013 года № 1 и постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года № 265)основаны на механизме субсидирования части тарифа на перевозку одного пассажира, то есть субсидия предоставляется только на перевезенного пассажира.

Данный механизм направлен в первую очередь на обеспечение доступности авиаперевозки для наименее социально защищенных групп населения (студентов, пенсионеров, инвалидов).

Вместе с тем в целях создания условий для развития внутренних региональных перевозок и, соответственно, новой региональной маршрутной сети необходимо создать новый механизм субсидирования, в рамках которого будут разделены финансовые риски, связанные с эксплуатацией новых маршрутов и повышением частоты полетов по действующим маршрутам, между эксплуатантами и государством.

 

В основе указанного механизма заложены следующие параметры:

·     Субсидирование маршрута воздушной перевозки между узловым и региональным аэропортом, на расстоянии до 1800 км, если узловой аэропорт расположен на территории Дальневосточного федерального округа, и 1200 км, если узловой аэропорт расположен на территориях Северо-Западного, Сибирского, Уральского, Северо-Кавказского, Южного и Центрального федеральных округов.

Данный подход обеспечивает полное покрытие территории Российской Федерации маршрутной сетью воздушных перевозок при минимальной потребности в бюджетных ассигнованиях на субсидирование данного сегмента авиаперевозок.

·     Ежегодный пассажиропоток на субсидируемом маршруте не должен превышать 10 000 пассажиров.

Это обусловлено необходимостью поддерживать только те маршруты, на которых пассажиропоток не обеспечивает среднеотраслевую коммерческую загрузку в 70–80% на воздушных судах с пассажировместимостью до 30 человек, что, соответственно, не обеспечивает рентабельность перевозки и приводит к закрытию маршрута.

Кроме того, учитывая, что одной из основных задач программы является создание новых и развитие действующих авиасвязей, необходимо обеспечить максимально возможную частоту полетов, что позволит предложить пассажирам перевозку в удобное для них время и эффективно конкурировать с другими видами транспорта.

В этой связи проектом предусмотрено ограничение минимальной частоты для новых маршрутов не менее 3 рейсов в неделю; для исторических маршрутов необходимо увеличить частоту полетов не менее чем на один рейс в неделю, но не менее четырех рейсов в неделю.

 

 

Узловые аэропорты

 

В качестве узловых аэропортов определено восемь: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды.

Это аэропорты, расположенные на территории Дальневосточного, Северо-Западного, Сибирского, Уральского, Северо-Кавказского, Южного и Центрального федеральных округов, с ежегодным объемом обслуженных пассажиров не менее 1300 тысяч человек и долей обслуженных трансферных пассажиров не менее 5% от общего пассажиропотока, что в соответствии с международной практикой является одним из основных признаков узлового аэропорта.

Одним из отличий данной программы от ранее действующих является то, что субсидии предоставляются одному авиаперевозчику на одном субсидируемом маршруте, при этом конкуренция на данном маршруте не ограничивается.

 

 

Оформление субсидии

 

Для получения субсидии авиаперевозчик представляет в Росавиацию заявление о готовности осуществлять воздушную перевозку пассажиров по субсидируемому маршруту, составленное в произвольной форме, с указанием:

·     маршрутов и их ортодромии;

·     частоты выполнения регулярных рейсов;

·     типов воздушных судов (с указанием количества пассажирских мест);

·     требуемой суммы субсидии на маршрут (полеты в обоих направлениях в течение месяца);

·     специального тарифа в одном направлении;

·     планируемых показателей предельного пассажирооборота и эффективности субсидирования предельного пассажирооборота за месяц.

 

В целях обеспечения эффективности субсидирования авиаперевозчиком проектом ограничен размер предельной субсидии, которая предоставляется авиаперевозчику на маршрут.

 

Размер предельной субсидии установлен с учетом основных факторов, определяющих экономику пассажирских авиаперевозок на региональных и местных маршрутах:

·     частоты полетов в неделю по маршруту;

·     дальности авиаперевозок (по ортодромии), которая определяет соотношение между условно постоянными для маршрута полета затратами на авиаперевозки, связанными в основном с операциями по наземному обслуживанию воздушных судов, и переменными затратами, пропорциональными продолжительности или дальности полета;

·     группами типов самолетов, применяемых заявителями на субсидируемых маршрутах (при этом в соответствии с принятыми подходами самолеты классифицируются на группы: до 10 пассажирских мест, 11–20 пассажирских мест, 21–40 пассажирских мест, 40–103 пассажирских места; и на основе статистики авиакомпаний, которая осредняется внутри группы близких по размерности самолетов), учитываются реальные различия в экономике указанных групп самолетов, которая в рыночных условиях является значительно более рискованной и «дорогостоящей» (в расчете на предельный пассажирооборот) для самолетов меньшей размерности;

·     расчетной рентабельности (5%) и НДС (18%);

·     расчетной степенью покрытия субсидией стоимости рейса, которая, с учетом различного риска и удельной себестоимости авиатранспортного «бизнеса» на самолетах различной размерности, принята в расчетах изменяющейся в диапазоне от 70% (для самолетов размерности до 10 кресел) до 50% (для самолетов размерности свыше 40 кресел).

 

 

Обеспечение гарантий

 

Для обеспечения гарантий по доступности авиаперевозки правилами предусмотрено ограничение предельного специального тарифа на перевозку по субсидируемому маршруту.

 

Предельный размер специального тарифа установлен с учетом тех же основных факторов, что и предельные размеры месячного субсидирования маршрута, и дифференцируется в зависимости от следующих факторов:

·     дальности авиаперевозок по ортодромии;

·     групп типов самолетов, применяемых заявителями на субсидируемых маршрутах;

·     расчетной рентабельности (5%) и НДС (18%);

·     расчетной степени покрытия субсидией стоимости рейса;

·     расчетного минимального уровня занятости пассажирских кресел в условиях промежуточной стадии «раскрутки» субсидируемого рейса (принят на уровне 45%).

 

 

Перечень субсидированных маршрутов

 

Исходя из представленных авиаперевозчиками заявлений и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Росавиации на цели реализации данной программы, Росавиация формирует перечень субсидируемых маршрутов.

В перечень в первую очередь включаются новые маршруты.

Приоритет отдается авиаперевозчикам, планирующим использовать для осуществления воздушной перевозки по субсидируемому маршруту современные воздушные суда отечественного производства.

Эффективность субсидирования авиаперевозчика предполагается оценивать в следующем порядке:

а) для исторических маршрутов – если по итогам трех предшествующих месяцев, включая отчетный, комплексный показатель эффективности субсидирования фактического пассажирооборота (перевозок пассажиров) превышает предельное значение, предусмотренное приложением № 3 к правилам, субсидия не предоставляется;

б) для новых маршрутов – если по итогам пяти предшествующих месяцев, включая отчетный, комплексный показатель эффективности субсидирования фактического пассажирооборота (перевозок пассажиров) превышает предельное значение, предусмотренное приложением № 3, к правилам субсидия не предоставляется.

Комплексный показатель эффективности субсидирования фактического пассажирооборота определяется как частное суммы предоставленных субсидий и фактического пассажирооборота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика