Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Будущее создается сегодня | Издательский дом

Будущее создается сегодня

 


О сохранении традиций и дальнейшем развитии отраслевого (транспортного) образования рассказал в интервью нашему журналу

И. о. ректора Новосибирской Государственной академии водного транспорта (НГАВТ), д. т. н., профессор Бик Юрий Игоревич.

 

 

Юрий Игоревич, за последние годы было много реформ, в том числе и в образовании. Насколько это актуально сегодня для транспортного вуза?

 

 Начну с того, что для нашей академии транспортное образование – это, в первую очередь, многопрофильная система подготовки и переподготовки инженеров и техников в области конструирования, проектирования, строительства и эксплуатации морского и речного транспорта.

В настоящее время такая подготовка осуществляется еще в 5 вертикально интегрированных учебно-научно-инновационных комплексах, созданных в 2005–2006 годах путем присоединения к подведомственным вузам образовательных учреждений среднего профессионального образования. Тем самым были сконцентрированы ресурсы для подготовки специалистов начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного образования. То, что Росморречфлот был первым в таких преобразованиях, отчетливо говорит, что отраслевое образование является одной из важнейших сфер его деятельности. Присоединение речных училищ не только позволило сохранить десятками лет складывавшуюся систему подготовки среднего звена, которая сегодня очень востребована, особенно на внутренних водных путях, но и продолжило традиции флотского воспитания и решение социальных вопросов. Это форма, питание, обеспечение общежитием и др.

  Особенностью наших вузов является осуществление образовательной деятельности для плавательских морских специальностей с учетом вступления в Международную морскую организацию (ИМО) и признание ее соответствующей требованиям конвенции ПДНВ 78/95. Так что реформы реформами, а у водно-транспортных вузов, кроме выполнения лицензионных и аккредитационных показателей, есть еще большой круг задач, который требует не только наличия высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, но и соответствующей современным требованиям тренажерной и лабораторной базы, которая при финансовой поддержке учредителя – Федерального агентства морского и речного транспорта – есть сегодня во всех образовательных комплексах.

 

  Каким будет качество подготовки с учетом перехода на стандарты 3-го поколения и введение с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в РФ»?

 

  Законы приняты, и их надо выполнять. Очень жаль, что многие предложения Министерства транспорта РФ, Ассоциации транспортных вузов не нашли отражения как в принятых стандартах, так и в основном законе. Очень будет трудно подготовить специалистов по программам бакалавриата для кораблестроения и гидротехнического строительства. Это не только теоретические знания, но и невозможность прохождения производственной практики у гидротехников на весь навигационный период на штатных должностях. Отсутствует на сегодня возможность сокращенной подготовки для выпускников речных училищ, не решена проблема призыва их в армию. Академия никогда не гналась за открытием специальностей коммерческого плана, а всегда опиралась в первую очередь на задачи, которые ставили перед воднотранспортной отраслью Министерство транспорта РФ и Росморречфлот. Были открыты специальности «Комплексное использование и охрана водных ресурсов», «Инженерная защита окружающей среды», «Защита в чрезвычайных ситуациях», «Информационные системы и технологии» и «Пожарная безопасность». К сожалению, появившееся за последние годы деление на профильные и непрофильные специальности может нарушить сложившуюся систему подготовки. Особенно странно, что в непрофильные специальности попала «Гидротехническое строительство», подготовка по которой ведется со дня открытия нашего вуза и которая являлась всегда базовой не только для плавсостава (командный состав земснарядов), но и для большинства штатного состава бассейновых управлений. В этом году мы впервые получили государственный заказ на прием от Минобрнауки РФ, где тенденция профильных и непрофильных специальностей отчетливо видна. Так, проводя большую работу по организации олимпиады для школьников «Паруса надежды», мы не сможем принять к себе победителей на направление подготовки «Экономика», так как не имеем ни одного бюджетного места. Они просто поступят в другие вузы. Если учесть, что на следующий год планируется 70% принять за счет местного бюджета и 30% за счет федерального, то вопросы транспортного образования могут пострадать. Это отчетливо видно из тех цифр потребностей в специалистах, которые представлены регионами на 2013 год. Так, за Уралом только Новосибирская область и Приморский край дали предложения по направлению и специальностям «Морская техника», то есть там, где есть отраслевые вузы. В тоже время все регионы показали потребность по специальности «Пожарная безопасность», и Минобрнауки выделило нам 15 бюджетных мест с пятилетним сроком обучения (специалист). Поэтому при утверждении государственного задания, а также при планировании необходимой кадровой потребности в регионах нужна поддержка Минтранса РФ и Росморречфлота, особенно в направлении тесных контактов с региональными министерствами транспорта, так как мы работаем на все бассейны. От решения вышеперечисленных вопросов будет зависеть и дальнейшее развитие отраслевого образования. Залогом этого является многолетняя образовательная, научная и воспитательная деятельность вузов Росморречфлота, авторитет их ученых, преподавателей и выпускников, успешно работающих во всех регионах РФ и на обширных морских просторах.

 

  Юрий Игоревич, что бы вы хотели пожелать нашим читателям?

 

   Наше интервью проходит в преддверии профессионального праздника «День работника морского и речного флота». Поэтому от всего нашего многотысячного коллектива хочу сердечно поздравить всех, кто преданно служит воднотранспортной отрасли. Счастья вам, здоровья, всего самого доброго вам и вашим близким!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика