Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Воздушная опора | Издательский дом
#

Воздушная опора

 

Территория Хабаровского края простирается с юга на север на 1800 км, с запада на восток – на 125–750 км, площадь 787 633 кв. км – 4-е место среди субъектов РФ или 4,6% всей территории РФ.

Значительная площадь края и большая удаленность его населенных пунктов от региональных центров, отсутствие развитой сети железных и автомобильных дорог, круглогодичной речной и морской навигации предопределяют важность для края авиатранспорта по грузовым и пассажирским перевозкам. К территориям, где наличие воздушного сообщения первостепенно и где оно выступает в качестве основного, относят:

·        Охотский район;

·        Аяно-Майский район;

·        Тугуро-Чумиканский район.

 

Генеральный директор КГУП «Хабаровские авиалинии» Валерий Зедгенизов

 

 

Этапы становления

 

С целью реализации полномочий Хабаровского края в части организации транспортного обслуживания населения Распоряжением Губернатора от 29 сентября 2003 года № 801-р образовано краевое государственное унитарное предприятие (КГУП) «Хабаровские авиалинии», созданное в апреле 2004 года на базе ГАП «Николаевский объединенный авиаотряд».

Официальная дата рождения Николаевского авиаотряда, согласно приказу ГВФ № 98, – 8 августа 1934 года. На дату создания авиазвено насчитывало 3 самолета Ш-2; в 1948 году на базе этого звена организовался 257-й авиаотряд, парк которого пополнился 3 самолетами ПО-2.

В 1951 году организован 144-й объединенный авиаотряд; в этом же году в авиаотряд пришел первый самолет Ан-2. В 1956-м на смену самолетам ПО-2 пришли самолеты Як-12Т. В этом же году в аэропорту появился первенец вертолетной техники Ми-1. В 1958-м начали выполнять полеты на более мощных и тяжелых самолетах Ли-2. В 1960 году в эксплуатацию поступили новые вертолеты Ми-4.

В 1963 году 144-й летный отряд преобразован в Николаевский-на-Амуре объединенный авиаотряд. В 1971 году в небе над Николаевском-на-Амуре появился первый комфортабельный вертолет Ми-8, в дальнейшем поступил вертолет Ми-2, заменивший Ми-1.

В 1984 году в Николаевский-на-Амуре объединенный авиаотряд на эксплуатацию поступили новые турбореактивные самолеты Л-410УВП, Л-410УВП Э. В 1994 году авиапредприятие начало эксплуатацию собственных комфортабельных самолетов Як-40.

КГУП «Хабаровские авиалинии» продолжило освоение новых для предприятия типов воздушных судов. Так, в 2005 году введен в эксплуатацию грузопассажирский самолет Ан-26-100, в 2009-м приобретены и эксплуатируются до настоящего времени пассажирские самолеты Ан-24.

 

 

В новом качестве

 

Краевое государственное унитарное предприятие «Хабаровские авиалинии» обслуживает северную часть Хабаровского края, в которую входят шесть муниципальных районов: Николаевский, Ульчский, им. П. Осипенко, Тугуро-Чумиканский, Аяно-Майский и Охотский. Доля КГУП «Хабаровские авиалинии» на рынке транспортных услуг местных воздушных линий края составляет более 85%.

Предприятие предоставляет весь спектр авиационных услуг, в том числе: регулярные перевозки пассажиров, почты и грузов; чартерные перевозки в различных регионах Дальнего Востока; поисковые и аварийно-спасательные работы на суше и на море и другие работы.

Пассажирооборот, выполненный КГУП «Хабаровские авиалинии» в 2012 году, составил 55 615,5 тысячи пасс.-км (рост по сравнению с 2011 годом на 17,0%), в 2011-м – 47 525,8 тысячи пасс.-км (рост по сравнению с 2010 годом на 29,5%), в 2010-м – 36 708,7 тысячи пасс.-км (рост по сравнению с 2009 годом на 9,5%), в 2009-м – 33 537,5 тысячи пасс.-км.

Тоннокилометраж в 2012 году составил 5669,8 тысячи т-км (рост по сравнению с 2011 годом на 16,0%), в 2011-м – 4887,3 тысячи т-км (рост по сравнению с 2010 годом на 34,3%), в 2010-м – 3639,5 тысячи т-км (рост по сравнению с 2009 годом на 8,3%), в 2009 году – 3359,5 тысячи т-км.

Динамика перевозок пассажиров, выполненных КГУП «Хабаровские авиалинии» в 2009–2012 годах, представлена на рисунке.

 

По итогам деятельности за 2012 год КГУП «Хабаровские авиалинии» получена прибыль в размере 12,8 млн рублей, выручка увеличилась относительно 2011 года на 16,9%.

 

 

Обновление парка воздушных судов

 

Учитывая, что развитие транспортной системы Хабаровского края в настоящее время становится необходимым условием реализации инновационной модели его экономического роста и улучшения качества жизни населения, Правительством Хабаровского края решается вопрос обновления парка воздушных судов краевого предприятия. Принято решение о закупке трех самолетов чешского производства Л-410 УВП Е-20 на 19 пассажирских мест. Краевые власти остановили свой выбор именно на этой машине после детального анализа всех предложений на рынке малой авиации. Данный самолет – это современная модификация Л-410, который уже работал на краевых воздушных линиях и хорошо себя зарекомендовал.

Закупка воздушных судов пройдет в два этапа. До конца 2013 года будут приобретены два Л-410 УВП Е-20, в 2014 году – еще один самолет. Также в планах на следующий год – модернизация двух Л-410, которые сейчас находятся в краевой собственности. Эти самолеты будут приспособлены под так называемый грузодесантный вариант. На этих бортах будут возить продукты в северные районы края.

Обновление парка воздушных судов проходит в рамках краевой целевой программы «Развитие транспортной системы Хабаровского края» на период 2013–2020 годов». Помимо приобретения трех Л-410 УВП Е-20, планируется закупка четырех самолетов вместимостью до 60 пассажиров, а также трех вертолетов Ми-8.

 

 

Сохранить и развивать

 

Краевое государственное унитарное предприятие «Хабаровские авиалинии» – одна из немногих оставшихся в стране организаций, осуществляющих как авиаперевозочную, так и аэропортовую деятельность. В состав предприятия входят семь аэропортов и четыре посадочные площадки.

Деятельность аэропортовых комплексов КГУП «Хабаровские авиалинии» имеет большое значение для предприятий воздушного транспорта региона, осуществляющих полеты на внутрирегиональных и местных воздушных линиях, является социально значимой для населения районов Хабаровского края ввиду отсутствия альтернативного регулярного пассажирского вида транспорта.

В 2012 году из аэропортов КГУП «Хабаровские авиалинии» произведено 6034 самолето-вылетов воздушных судов (рост по сравнению с 2011 годом на 6,9%).

Стабильное функционирование аэропортов местных воздушных линий на территории Хабаровского края является одним из основных условий обеспечения регулярности и безопасности полетов по местным маршрутам. Сертификационные требования, предъявляемые к аэропортам, требуют высоких затрат на модернизацию оборудования, содержание аэропортовых служб, восстановление износа основных средств. Доходы от аэропортовой деятельности, несмотря на высокую стоимость услуг, не покрывают затраты – формируются убытки. Дефицит финансовых ресурсов препятствует проведению необходимых вложений в поддержание материально-технической базы местных аэропортов на уровне действующих сертификационных требований.

Финансовая стабилизация деятельности авиапредприятия в целом обеспечивается за счет субсидий из федерального бюджета на частичную компенсацию расходов, связанных с оказанием комплекса услуг по обеспечению вылета и посадки ВС, и субсидий из краевого бюджета на сдерживание роста тарифов на пассажирские авиаперевозки. Однако предприятие жестко ограничено в собственных инвестиционных возможностях, имеет минимальный бюджет расходов на модернизацию и поддержание эксплуатационной годности аэропортовой инфраструктуры, что приводит к ограничениям в эксплуатации парка и развитии инфраструктуры, а также к снижению качества авиаобслуживания и уровня транспортной безопасности.

В этих условиях без должной государственной поддержки сохранить имеющуюся сеть северных аэропортов местных воздушных линий Хабаровского края практически не представляется возможным.

В соответствии с принятым Правительством Хабаровского края решением, имущество аэропортов, находящихся в хозяйственном ведении КГУП «Хабаровские авиалинии», будет передано в федеральное казенное предприятие, основной целью которого является приведение в нормативное состояние и дальнейшее развитие аэропортов местных воздушных линий.

 

 

682460, г. Николаевск-на-Амуре, аэропорт,

Тел./факс: (42135) 306-14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика перевозок пассажиров
КГУП «Хабаровские авиалинии» в 2009–2012 годах

 

     

 

Яндекс.Метрика