Дороги Горного Алтая: от вьючных троп до современных магистралей
Начальник БУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» Николай Нечаев
Горный Алтай –настоящая жемчужина Сибири. Редкое место на земле сравнится с Алтаем по красоте, по тому неповторимому великолепию, которое создала здесь природа.
Во все времена дороги были движущей силой экономического и социального развития как отдельно взятого региона, так и России в целом. С дорогами в Горный Алтай приходила цивилизация, с ними неразрывно связана история субъекта. Говоря о становлении дорожной отрасли в Республике Алтай, нельзя не упомянуть знаменитый Чуйский тракт (трасса М-52), который вот уже 90 лет носит статус дороги федерального значения. Трудно представить, что там, где сегодня пролегают современные магистрали, по которым мчатся потоки машин, когда-то тянулась труднопроходимая вьючная тропа. Дорога купцов и воинов... Сегодня по трассе М-52 – живописнейшему месту на земле – в Горный Алтай едут туристы со всех уголков России и мира. Ежегодно республику посещают более миллиона отдыхающих.
Географические особенности республики обусловили развитие двух видов транспорта: автомобильного (более 90% всех видов перевозок) и авиационного (пассажирские и почтовые перевозки). Автомобильный транспорт является ведущим и связующим звеном в республике, состоящей из 10 районов, каждый из которых отличают свои (подчас суровые) природно-климатические особенности. В зависимости от времени года дорожникам приходится иметь дело с обильными снегопадами, наледью, подтоплениями, зажорными явлениями. Особенности местного рельефа создают дополнительные трудности в эксплуатации региональных дорог, на которых насчитывается 34 горных перевала. Поскольку практически все дороги республики проходят через сложную пересеченную местность, возникает необходимость строительства большого количества искусственных сооружений.
Сохранить и приумножить
С каждым годом в Республике Алтай увеличивается объем грузоперевозок, возрастает интенсивность движения автомобилей, которых становится всё больше. В летние месяцы ежегодно в республику приезжают десятки тысяч отдыхающих, в связи с чем нагрузка на дорогах усиливается в разы. В разгар туристического сезона, по информации республиканского ГИБДД, по региональным трассам проходит более 15 тысяч транспортных средств в сутки. Эти факторы сказываются на состоянии дорог и мостов, многие из которых построены еще в начале прошлого столетия. Ежегодный недоремонт дорог ведет к их преждевременному износу и выходу из строя. В зависимости от категории автомобильных дорог межремонтные сроки по ремонту покрытий составляют 5–6 лет, а по капитальному ремонту – 10–12 лет. На региональных трассах ежегодно требуется ремонтировать около 828 км дорог, а из имеющихся 410 мостов необходимо обновлять не менее 35 в год. Однако в настоящее время в этом вопросе наблюдается четкая положительная динамика: к примеру, в 2008 году объем недоремонта составлял 98%, в текущем году – 84% от общей протяженности региональных дорог. Необходимость модернизации и усовершенствования дорог, развития новых дорожных направлений назрела давно, а это сопряжено с очень большими бюджетными расходами. Решать столь непростые задачи РУАД «Горно-Алтайавтодор» помогает работа с целевыми федеральными и региональными программами. На сегодня крупнейшая из действующих программ – РЦП «Развитие транспортной инфраструктуры РА на 2011–2015 годы». В 2012 году на ее реализацию было выделено 6 540 326,37рублей. Финансирование программ осуществляется за счет средств дорожного фонда РА, утвержденного законом о бюджете Республики Алтай. Дорожники Горного Алтая верят, что создание дорожного фона и финансовое обеспечение разработанных долгосрочных программ позволят привести дорожную сеть в состояние, отвечающее современным требованиям.
Объекты-2013
Строительство мостового перехода через р. Тюгурюк на автомобильной дороге Черга – Беш-Озек – Усть-Кан – Талда – Карагай – граница Казахстана с подъездом Талда – Тюнгур (природный парк «Белуха») на 40 + 880 км подъезда
По состоянию на 1 июля 2013 года силами подрядных организаций завершены работы по возведению опор моста, смонтированы балки пролетных строений 2-3. Выполнены работы по устройству земляного полотна и устройство дополнительного слоя основания из гравийно-песчаной смеси С7 на подходах к мосту. Выполнено устройство водопропускной трубы из полуколец R-1,0 м на ПК 9 + 00. Ведутся работы по устройству отсыпки и укреплению конусов у моста матрасо-тюфячными габионами с упором в коробчатые габионы. Полностью строительство мостового перехода будет завершено в октябре 2013 года.
Строительство автомобильной дороги «Подъезд к микрорайону «Северный» в с. Кызыл-Озёк
На данный момент по ул. Заречной подготовлен участок автомобильной дороги с ПК 4 + 00 – ПК 5 + 45 (145 м) к устройству асфальтобетонного покрытия. Выполнено устройство нижнего слоя основания из щебеночной смеси С5 толщиной 0,15 м. На ул. Центральной планируется продолжать работы по замене слабых непригодных грунтов с применением геотекстиля и гравийно-песчаной смеси на участке ПК 0 + 00 – ПК 3 + 20. Планируется проведение работ по устройству водопропускной трубы на ПК 0 + 40 с устройством водоотводной канавы, которые будут способствовать водопонижению грунтовых вод и обеспечивать защиту автомобильной дороги на данном участке от затопления. На участке ПК 3 + 20 – ПК 6 + 37 ведутся работы по устройству нижнего слоя основания из щебеночной смеси С5, установке бортового камня для устройства тротуаров. Выполнено устройство железобетонной водопропускной трубы из полуколец R-1,0 м на ПК 4 + 94. В 2013 году планируется полностью завершить строительство участков дороги по ул. Заречной и Еландинской, и частично по ул. Центральной (до ул. Еландинской). И это лишь часть объектов, находящихся в работе алтайских дорожников.
Инновационные процессы
На сегодняшний день при ведении работ по строительству новых дорог, реконструкции и ремонту существующих дорожные организации руководствуются проектами, разработанными на основе новых нормативных требований и технологий, учитывающих и возросшую интенсивность, и значительное увеличение нагрузок, и передовой опыт строительства – как отечественный, так и зарубежный – по применению различных материалов и современной дорожной техники. Несмотря на существующие экономические трудности такие, как: 1. Недостаточность финансирования дорожной отрасли в Республике Алтай, согласно утверждённым нормативам на содержание, ремонт и капитальный ремонт действующей сети автомобильных дорог регионального значения и искусственных сооружений на них в 2013 году необходимо: - на содержание 2 149 052 810 рублей, из бюджета Республики Алтай на эти цели выделено 242 009 400 рублей, что составляет 11,3% от нормативной потребности; - на ремонт 2 593 734 560 рублей, из бюджета Республики Алтай на эти цели выделено 211 187 800 рублей, что составляет 8,1% от нормативной потребности; - на капитальный ремонт 4 213 870 460 рублей, из бюджета Республики Алтай на эти цели бюджетных ассигнований не выделено. Следовательно, в 2013 году объём финансирования составил 5,1% от норматива. 2. Выделение субсидий и субвенций из федерального бюджета на финансирование дорожного хозяйства в Республике Алтай в 2012 и 2013 годах полностью прекращено. 3. С каждым годом наблюдается прирост интенсивности движения как легковых, так и тяжеловесных транспортных средств, которые в свою очередь наносят непоправимым ущерб дорожной сети Республики Алтай, что в свою очередь требует дополнительных финансовых вложений в дорожную отрасль.
Горно-Алтайавтодор старается идти в ногу со временем, практиковать внедрение различных инновационных решений. Предприятие особенно широко использует технические новинки в мостостроительстве. Ярким примером тому стал мост через реку Катунь у с. Усть-Сема. Здесь применялись: деформационные швы и опорные части фирмы MaurerSohne(Германия); гидроизоляционное покрытие «Гермокрон» фирмы «Кронос» (Санкт-Петербург); гидроизоляционный материал «Мосто-пласт» производства «Киришинефтеоргсинтез»; лакокрасочные покрытия производства компании Jotun (Норвегия). А при строительстве моста через р. Лебедь на автодороге Бийск – Турочак – Артыбаш для укрепления берега и защиты от размывов применялись матрацы «Рено», которые за счет хороших гидравлических характеристик используются и для укрепления дна рек, в конструкциях шпор, водосбросов, облицовок, конусов мостов. При строительстве моста через р. Ело на автодороге Ело – Каярлык, а также моста через р. Коксу на автодороге Соузар – Банное для укрепления откосов использовалась полиэтиленовая георешетка. Подводя итоги, можно сказать, что Горно-Алтайавтодор справляется с любыми задачами и содержит свою транспортную сеть в надлежащем состоянии.
|
|
|