Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: На страже лесов и будущего России | Издательский дом

На страже лесов и будущего России

 

Начальник ФБУ «Авиалесоохрана» Андрей Калинин

 

 

Авиалесоохрана – единственная российская специализированная служба, которая занимается мониторингом и тушением пожаров в труднодоступной местности и может доставлять группы на пожар с помощью десантирования и высадки на парашютах, находится в ведении Федерального агентства лесного хозяйства.

 На вопросы редакции журнала «Транспортная стратегия – XXIвек» ответил начальник ФБУ «Авиалесоохрана» Андрей Викторович Калинин

 

 

– Андрей Викторович, авиационная охрана лесов – одна из легендарных служб нашей страны. Как происходило ее становление и развитие?

 

– Основа становления авиалесоохраны была заложена отечественной лесной наукой еще в начале XXвека, когда был четко сформулирован главный принцип эффективной борьбы с лесными пожарами: для уменьшения последствий пожаров и затрат на тушение необходимо обеспечить их обнаружение и ликвидацию на самых ранних стадиях. В нашей стране с ее огромными лесными просторами и отсутствием развитой дорожной сети реализация этого принципа стала возможной только благодаря применению авиации. Первый полет с целью обнаружения лесного пожара состоялся в Горьковской области 7 июля 1931 года на самолете У-2. Эта дата считается днем рождения авиалесоохраны. В 30-е годы ХХ века возникли уникальные профессии: летчик-наблюдатель и парашютист-пожарный. Следует отметить, что авиационная охрана лесов не была прекращена в годы Великой Отечественной войны. В 1944 году был увеличен парк воздушных судов, охраняемая площадь лесов и численность личного состава.

 

Бурное развитие службы пришлось на 60–80-е годы. Расширялась площадь охраняемой территории, образовывались новые базы авиационной охраны лесов и разукрупнялись старые. С началом внедрения в авиалесоохрану вертолетов появилась профессия десантника-пожарного. Для планирования работ были разработаны и утверждены нормативы численности команд парашютистов-пожарных и десантников-пожарных, площадных нагрузок на воздушные суда, нормативы кратности авиапатрулирования в зависимости от классов пожарной опасности в лесах по условиям погоды и другие. Разрабатывалось и внедрялось новое оборудование и техника, огнетушащие составы. С первой половины 70-х годов в составе парашютно-десантной пожарной службы (ПДПС) уже работало более 8 тысяч воздушных пожарных, ликвидирующих на ранних стадиях около 85% пожаров. Для выполнения работ арендовалось более 600 воздушных судов в год.

 

По своим масштабам и уровню подготовки отечественная авиалесоохрана значительно превосходила аналогичные службы в США и Канаде.

 

– Как изменилось положение дел в авиалесоохране в условиях рыночной экономики?

 

– В связи с начавшимися в начале 90-х годов изменениями в экономической сфере произошло сокращение финансирования авиалесоохраны, что привело к снижению налета часов уже к середине 90-х годов более чем в 3 раза (в 1991 году налет часов составлял более 101,1 тысячи, в 1997-м – 28,9 тысячи). В это же время во многих регионах стала ощущаться нехватка самолетов Ан-2, являющихся флагманами авиалесоохраны с 1954 года, вертолетов Ми-2, серьезные проблемы возникли с обеспечением авиабензином. За период с 1991 по 2011 год численность работников авиационной охраны лесов была сокращена более чем в 2 раза. Следствием такого положения явилось снижение оперативности обнаружения и тушения лесных пожаров, что привело к увеличению доли крупных пожаров, имеющих масштабные экологические последствия и являющихся крайне дорогостоящими в ликвидации. В 2006 году в рамках реформы лесной отрасли полномочия в области охраны лесов от пожаров были переданы регионам, в связи с чем произошли децентрализация финансирования, межрегиональное маневрирование силами и средствами в пожароопасный сезон.

 

Однако, несмотря на трудное время, наша служба не стояла на месте, а продолжала разрабатывать и внедрять новые технологии и средства борьбы с пожарами. В начале 90-х годов проведены работы по внедрению использования самолетов-танкеров Ан-26П и Ан-32П. В середине 90-х разработано современное водосливное устройство ВСУ-5 (ВСУ-5А) с электрическим управлением слива для вертолетов. В 2001 году началось внедрение при тушении с воздуха смачивателей и пенообразователей СПС-1 и СДП-1.

В 2005 году по техническим требованиям и с участием специалистов центральной базы авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» создана уникальная система, позволяющая проводить мониторинг лесных пожаров в масштабах всей страны в режиме реального времени. Это информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров – Рослесхоз, которая ежегодно совершенствуется в сторону достоверности и точности получения информации.

 

За последние 3 года отмечается рост финансирования авиалесоохранных работ как из федерального, так и из региональных бюджетов. В прошлом году рост составил 35% по сравнению с 2011 годом.

Для более эффективного использования выделяемых средств проводится авиапатрулирование на воздушных судах малой легкомоторной авиации, стоимость летного часа которой в 2–3 раза ниже, чем у Ан-2. В 2012 году увеличилось количество типов легких самолетов и вертолетов, привлекаемых для авиационного мониторинга (Сessna, Р-2006Т, «Аэропракт А22», Robinson R-44, Eurocopter).

 

По сравнению с 2011 годом в 2012-м количество самолетов Ан-2 увеличилось на 44%, вертолетов Ми-8Т – на 26%. В 2011 году налет часов составил 38,7 тысячи, в 2012 году – 41,5 тысячи. Наиболее успешно вопрос с привлечением воздушных судов решается в Красноярском крае и Ханты-Мансийском АО. Неблагоприятно ситуация складывается в Томской области, республиках Тыва и Карелия.

 

За последние 3 года отмечается рост численности парашютно-десантной пожарной службы. Так, в 2010-м численность составляла 2778 человек, в этом году – уже 3990 человек. Из них 725 человек – парашютисты-пожарные и десантники-пожарные парашютно-десантной пожарной службы ФБУ «Авиалесоохрана», созданного в 2011 году Федеральным агентством лесного хозяйства для оказания помощи регионам в ликвидации ЧС и стабилизации лесопожарной обстановки.

 

– Сколько воздушных судов требуется для того, чтобы обеспечить авиационную охрану лесов в нашей стране в соответствии с нормативными требованиями?

 

– Учитывая среднюю нормативную нагрузку (3 млн га) на одно воздушное судно, выполняющее работы по авиапатрулированию, в том числе с доставкой работников парашютно-десантной службы, минимальная потребность только в легкомоторных самолетах (до 5,7 тонны взлетной массы) составляет не менее 173 воздушных судов. Общая потребность воздушных судов для проведения работ по мониторингу и тушению лесных пожаров составляет около 300 единиц на малую, 420 – на среднюю и до 540 единиц – на высокую горимость. Для обеспечения оперативного обнаружения пожаров требуется увеличение кратности авиапатрулирования за счет увеличения налета до более чем 80 тысяч часов в год.

 

Вместе с тем по-прежнему наблюдается несоответствие фактического наличия воздушных судов в авиакомпаниях регионов нормативным требованиям авиалесоохраны. Особенно это отмечается в Забайкальском и Хабаровском краях, Якутии и Бурятии. Многие легкие воздушные суда, которыми располагали авиакомпании, были выпущены еще во времена Советского Союза и из-за выработки общетехнического ресурса списаны еще в начале 2000-х годов. А снижение финансирования авиалесоохранных работ (во времена Советского Союза авиалесоохрана была одним из крупных потребителей услуг малой авиации) не стимулирует авиакомпании к приобретению новых легких воздушных судов. Таким образом, проблемы охраны лесов от пожаров тесно связаны с проблемами развития малой авиации.

 

Существует ли альтернатива применения авиации в охране лесов от пожаров?

 

– Все имеющиеся на сегодняшний день технические средства для мониторинга способны дополнить, но не заменить авиапатрулирование, работу летчиков-наблюдателей и воздушных пожарных.

 

Летчик-наблюдатель не только оперативно обнаруживает пожар на самой малой площади даже в самых сложных метеоусловиях, четко определяет его местоположение, но и делает анализ обстановки и прогноз ее динамики, оценивает необходимое количество сил и средств для борьбы с пожаром, оперативно передает информацию в диспетчерскую службу лесничества и организовывает работы по тушению. Технология работы авиалесоохраны включает в себя не только ранее обнаружение, но и раннюю ликвидацию лесных пожаров. Поэтому при высоких классах пожарной опасности и высокой грозовой активности патрулирование эффективно проводить на воздушных суднах, на борту которых находятся специализированные команды воздушных пожарных, которые в случае обнаружения пожара десантируются летчиком - наблюдателем для локализации и ликвидации обнаруженных очагов. Выполнение этой технологии в соответствии с нормативными требованиями, разработанными авиалесоохраной, позволит сберечь наши российские леса, являющиеся основой экологической устойчивости всей биосферы в целом и представляющие собой важный экономический ресурс.

 

– В 2011 году в ФБУ «Авиалесоохрана» была создана специальная парашютно-десантная пожарная служба для предотвращения и ликвидации в регионах ЧС, связанных с лесными пожарами. Насколько эффективно работает служба?

 

– За период существования службы ее численность выросла с 75 до 725 человек. В пожароопасный период наши команды базируются на территории Московской, Омской, Иркутской, Амурской областей, республик Хакасия, Бурятия, Марий-Эл и Забайкальского края. Такое распределение сил на территории РФ позволяет существенно ускорить возможность реагирования на ЧС, связанные с лесными пожарами, сократить время и стоимость доставки команд в горимые регионы. В 2011–2013 годах командами службы оказана эффективная помощь Забайкальскому, Красноярскому, Хабаровскому краям, Республикам Саха (Якутия), Коми, Тыва, Бурятия, Амурской, Томской, Волгоградской, Ивановской областям, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому АО. Работа команд также обеспечивает защиту от огня и задымления населенных пунктов и стратегических объектов экономики. Из последних примеров: локализация и ликвидация в августе 2013-го лесного пожара с кромкой более 30 кмв Мирнинском районе Якутии, в результате чего была устранена угроза загорания линии электропередач, снабжающей электричеством северо-западные районы региона. Ликвидация пожаров в Приуральском и Шурышкарском районах Ямало-Ненецкого АО обеспечила устранение сильного задымления административного центра региона – города Салехарда, а в Мирнинском районе Якутии были спасены от огня поселок Светлый и город Мирный.

 

Основной способ, применяемый воздушными пожарными для борьбы с лесными пожарами, – это контролируемый отжиг горючих лесных материалов навстречу наступающему огню лесного пожара. Встречный отжиг пускается от специально проложенной траншеи, называемой минерализованной полосой. За день ручным способом команда из 5–6 человек прокладывает полосу длиной от 500 метровдо полутора километров.

 

В этом году горячая пора завершена, начинаются воздушные тренировки, занятия по специальной и физической подготовке. Это важный период в работе, т.к. в боевой обстановке парашютисты-пожарные и десантники-пожарные спускаются на неподготовленные площадки лесных территорий, что требует высокого уровня квалификации, а на ликвидации пожаров в условиях труднодоступной местности работают без применения тяжелой техники.

 

Какие направления развития авиации авиалесоохрана считает целесообразными для выполнения задач авиационной охраны лесов?

 

– Для проведения авиапатрулирования считаем целесообразным развивать легкомоторную авиацию, расширять парк воздушных судов самолетами с грузоподъемностью от 2 до 6 мест, вертолетами грузоподъемностью до 1 тонны. В связи с сезонностью работ и низкой коммерческой востребованностью приобретение данных воздушных судов (существующий дефицит – около 120 единиц) региональными авиакомпаниями только за счет собственных средств невозможно. Здесь необходимо действие механизмов софинансирования бизнеса и власти.

 

Для авиапатрулирования и доставки команд тушения к местам лесных пожаров развивать на базе коммерческих авиакомпаний парк самолетов с грузоподъемностью от 7 до 12 мест, вертолетов с грузоподъемностью более 1 тонны. Для повышения заинтересованности авиакомпаний в развитии и обновлении парка воздушных судов считаем целесообразным внедрение практики заключения с авиакомпаниями договоров на выполнение авиационных работ на долгосрочный период (3–5 лет), для чего необходимо внести соответствующие изменения в законодательство по вопросам проведения конкурсных процедур. Для обеспечения и поддержания летной годности необходимо решение вопроса по учету и оплате затрат по содержанию воздушных судов, находящихся в дежурном режиме для тушения лесных пожаров.

 

Также необходимо внедрять опыт других стран в применении авиатанкеров и вертолетов с водосливными устройствами для тушения лесных пожаров.

 

Интересен опыт Южной Кореи, где в условиях горной местности эффективно применяется технология тушения пожаров с применением наших отечественных вертолетов Ка-32Т и «Ансат» с водосливными устройствами. Специалисты ФБУ «Авиалесоохрана» постоянно проводят техническую оценку зарубежных воздушных судов для возможного использования их для тушения лесных пожаров в России. Так, в 2012 году изучены технические возможности специализированного лесопожарного самолета-авиатанкера AirtractorAT-802FFirebossфирмы AirTractorEurope, который используется для борьбы с лесными пожарами более чем в 15 странах мира. Самолет имеет сухопутную и амфибийную версии. В результате проведенных нашими специалистами работ сделан вывод, что наибольший технологический эффект использование самолета-танкера даст в южных регионах России, где преобладают малолесные, степные, лесостепные территории, открытые участки местности, особенно при тушении весенних беглых пожаров, а для амфибийной версии – с учетом развитой и доступной для посадки сети водоемов.

 

Важно отметить, что применение вертолетов с водосливными устройствами и самолетов-танкеров нужно проводить, основываясь на природных особенностях местности и особенностях каждого конкретного пожара. В условиях плотных лесных насаждений с мощной травяно-моховой и моховой подстилкой атака с воздуха неспособна ликвидировать загорание полностью, т.к. треть огнегасящей жидкости остается на листьях и ветках и еще теряется за счет испарения и переноса воздушным потоком. Работа авиации должна подкрепляется работой наземных команд с четким взаимодействием между «воздухом» и «землей». Экипаж воздушного судна должен подчиняться руководителю тушения пожара на земле.

 

Фото – Юрий Коротков,  Михаил Миронов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика