Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Решение проблем Московского транспортного узла – ключ к экономическому развитию региона | Издательский дом

Решение проблем Московского транспортного узла – ключ к экономическому развитию региона

 

Руководитель ООО "ВТМ дорпроект" Михаил Ткаченко

 

 

Как ни банально это прозвучит, дороги напрямую влияют на развитие экономики страны! Компания ООО «ВТМ дорпроект», являясь одной из ведущих проектных организаций России, работает в области дорожного строительства на протяжении вот уже 12 лет, прошедших со дня создания предприятия, а коллектив компании участвовал в строительстве многих автомобильных магистралей, мостов, тоннелей, трубопроводов и других объектов. Поэтому все актуальные проблемы автодорожного комплекса знает исходя из личного опыта.

 

Для того чтобы понять всю остроту проблемы, хочется привести немного статистики:

 

Протяженность автодорог в России

940 тысяч км

Потребность в автодорогах

1,5–2,5 млн км

Место в мире

6–7

 

 

Обеспеченность автодорогами с твердым покрытием

755 тысяч км – 83% от общей протяженности

Протяженность дорог общего пользования

746 тысяч км

Место в мире

10

 

 

Плотность автодорожной сетисоставляет 44 км на 1000 кв. км. Показатель различается по федеральным округам и областям. Из субъектов выделяется Московская область: 595 км на 1000 кв. км, но и этого недостаточно.

 

Понятно, что в современных условиях, когда конкурентоспособность экономики во многом определяется скоростью обращения товарных потоков, изношенность и низкая плотность дорожной сети сильно сдерживают экономический рост.

 

Обеспеченность автомагистралями, т.е. скоростными многополосными (4 и более полосы) автодорогами – 25 км на 1000 кв. км, что в 25 раз меньше, чем в Болгарии, в 100 раз меньше, чем в США, Японии или Франции.

По данным Росавтодора, за последние 10 лет «при росте уровня автомобилизации страны на 79% увеличение протяженности сети автомобильных дорог общего пользования составило лишь 15%».

 

 

Основные проблемы дорожного хозяйства

 

Автодорожное хозяйство имеет множество проблем, одними из основных являются:

1.                 Плохое качество дорог. Состояние дорог зависит на 1/3 от битума, на 1/3 – от качества щебня и в остальном – от исполнителя. Низкое качество битумов приводит к ухудшению дорожного полотна, которое не держит температурный режим и механический удар. Отсюда ямы и колдобины. Перемещение по дорогам большегрузной техники (в развитых странах преобладают легковые) диктует повышенные требования к качеству дорог.

2.                 Малая пропускная способность дорог и их высокая эксплуатационная нагрузка. Пропускная способность превышает нормативную в 1,5 раза. В отдельных регионах, таких как Московский, ситуация усугубляется еще и тем, что здесь, по экспертным оценкам, перемещается более 60% российских грузов. При этом из-за слабой развитости дорожной сети и плохого качества покрытия скорость движения по Москве и Московской области в два раза ниже, а стоимость перевозок на 30–40% выше, чем в Западной Европе.

 

 

Борьба с заторами

 

Осенью 2010 года проблема пробок в Московском регионе впервые вышла на федеральный уровень. Тогда Дмитрий Медведев (еще в статусе президента) поручил проработать комплекс предложений по борьбе с заторами. В результате была принята программа транспортного развития Московской агломерации до 2020 года.

Намечены основные перспективы развития:

1)     ускорить создание опорной сети дорог: прокладка к 2020 году 10 тысяч км соответствующих международным требованиям трасс;

2)    строительство коммерческих (платных) дорог: в первую очередь Центральная кольцевая автодорога на территории Московской области (ЦКАД) нацелена на решение федеральных транспортных задач, чтобы Россия могла в полной мере реализовать свои возможности по экспорту транспортных услуг;

3)     строительство скоростных эстакадных дорог;

4)     строительство международных магистралей и коридоров.

 

Сложившаяся ситуация требует квалифицированного решения дорожных транспортных проблем. В связи с этим наша компания принимает активное участие в проектировании и развитии в целом Московского транспортного узла.

Одним из основных значимых разрабатываемых проектов является проведение изысканий в целях развития сети федеральных автомобильных дорог в пределах Московского большого кольца в увязке с развитием сети автомобильных дорог Московского транспортного узла.

 

Цель программы – совершенствование и развитие сети федеральных автомобильных дорог в соответствии с потребностями населения, экономики Российской Федерации и Московской области, транспортной инфраструктуры, обеспечение требуемого технического состояния, пропускной способности и плотности дорожной сети, увеличение мобильности и стимулирование экономической активности, обеспечение безопасности дорожного движения.

 

Задачи разработки программы:

·      анализ современного состояния и прогноз социально-экономического развития Московской области с целью выявления спроса на автомобильные перевозки;

·      анализ современного состояния федеральных автомобильных дорог Московской области с целью выявления основных проблем и оценки уровня развития дорожной сети;

·      формирование стратегии совершенствования и развития федеральных автомобильных дорог Московской области до 2032 года с целью повышения эффективности и надежности работы дорожного комплекса и определения рациональных путей его дальнейшего функционирования и развития;

·      определение перспективных нагрузок на дорожную сеть Московской области к 2032 году;

·      определение необходимых объемов работ по строительству, реконструкции и ремонту федеральной дорожной сети Московской области на перспективу до 2032 года;

·      отбор приоритетных проектов совершенствования и развития дорожной сети Московской области на основе определения социально-экономической эффективности их реализации;

·      разработка Программы первоочередных работ по совершенствованию и развитию дорожной сети Московской области на период до 2017 года;

·      разработка Программы долгосрочных мер по развитию автомобильных дорог Московской области на период с 2017 до 2032 года;

·      оценка социально-экономической эффективности строительства и реконструкции автомобильных дорог, включенных в программу.

 

 

Как увеличить пропускную способность?

 

Для достижения цели по развитию современной и эффективной транспортной инфраструктуры в области автомобильных дорог необходимо решить задачу увеличения протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения за счет строительства обходов городов и населенных пунктов, соответствующих нормативным требованиям.

Это позволит увеличить пропускную способность дорожной сети, улучшить условия движения автотранспорта и снизить уровень аварийности за счет реконструкции участков автомобильных дорог федерального значения, имеющих ненормативные значения геометрических элементов, несоответствие пропускной способности существующей и перспективной интенсивности движения, строительства обходов населенных пунктов.

Необходимо также повысить уровень доступности услуг транспортного комплекса для населения в области автомобильных дорог. Для этого необходимо решить задачу создания условий для формирования единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения.

Это позволит вывести транзитные транспортные потоки из городов за счет строительства обходных магистралей, повысить эффективность межрегиональных связей, что будет способствовать ускорению социально-экономического развития Московской области.

 

 

Надежность и безопасность

 

Важной задачей является повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы в области автомобильных дорог. Для ее достижения необходимо решить задачи, связанные с повышением надежности и безопасности движения по автомобильным дорогам федерального значения, обеспечением устойчивого функционирования дорожной сети и транспортной безопасности дорожного хозяйства.

Это позволит также сократить вредное воздействие автотранспорта на окружающую среду и в целом обеспечить устойчивость функционирования транспортной инфраструктуры.

Итогом данной работы является разработка на основании этапности реализации Программы первоочередных работ по совершенствованию и развитию дорожной сети Московской области компьютерной модели транспортных потоков Московской области.

Разработанная модель транспортных потоков Московской области, которая интегрирует разнородную информацию о транспортной сети Московской области в единую базу данных, обеспечивает картографическое представление объектов транспортной инфраструктуры и поддержку принятия управленческих решений по развитию транспортной системы региона и оптимизации транспортных потоков.

В настоящее время разработан ряд программных пакетов, решающих широкий спектр задач транспортного планирования и моделирования. Одним из наиболее мощных и популярных в мире пакетов такого рода является программный комплекс PTVVision®VISUM. Разработка модели транспортных потоков Московской области проводилась с использованием данного программного комплекса.

Модель настроена с точностью, достаточной для использования ее в качестве инструмента оценки стратегических решений по совершенствованию и оптимизации функционирования транспортной сети Московской области в долгосрочном периоде.

 

 

Развивать систему комплексно

Реализация и развитие только федеральной сети автомобильных дорог не в состоянии полностью решить транспортные проблемы Московского транспортного узла. Требуется развитие и территориальной сети дорог, как правило, используемой для внутрирегиональных корреспонденций, в увязке с вышеупомянутой программой.

И в решении данной проблемы наша компания ООО «ВТМ дорпроект» играет не последнюю роль. Мы принимаем непосредственное участие в проектировании так называемых хордовых связей, проходящих на незначительном удалении от МКАД и соединяющих основные федеральные дороги. Данные «хорды» призваны за счет создания более разветвленной поперечной сети дорог, снять основную транспортную нагрузку с «головных» участков федеральных дорог (называемых в народе вылетными магистралями) и отдельных сегментов МКАД.

Одним из разрабатываемых проектов является хордовая связь, расположенная в южном и юго-восточном сегменте Московской области, автомобильная дорога Подольск – Домодедово – Раменское – ЦКАД.

Хочется верить и не терять оптимизма, что наша работа поможет «развязать» Московский транспортный узел.

 

 

 

Фактический адрес: 107023, Москва, ул. Малая Семёновская, д.9, стр.1

Телефон/факс (495)641 24 36/37

Электронный адрес:  info@vtm-dorproekt.ru

  www.vtm-dorproekt.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика