Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Баланс интересов | Издательский дом
#

Баланс интересов

 

Директор ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края Михаил Гурулев

 

 

Перспективы развития дорожного хозяйства в части ремонта и содержания автомобильных дорог заключаются в максимальной эффективности вложения бюджетных средств, привлечении частных инвестиций, применении новейших дорожных технологий и материалов.

На сегодняшний день в краевом учреждении, в ведении которого находятся автомобильные дороги регионального, межрегионального и местного значения Забайкальского края, уделяется пристальное внимание применению современных дорожно-строительных материалов, освоению и внедрению в жизнь новых технологий и оборудования.

 

 

Эффективность инноваций

 

В технических заданиях на проектирование в обязательном порядке прописывается разработка мероприятий по применению современных материалов и технологий. Однако основным камнем преткновения во внедрении современных материалов и технологий является полное отсутствие информации об эффекте применения последних, нет подтвержденного практикой эффекта от внедрения. Рекламная информация, поступающая в огромном количестве, как правило, имеет направленность на необходимость продать товар, а не на реальный эффект от его использования.

За период 2012 года на объекте капитального ремонта была опробована новая технология по пропитке и защите асфальтобетонных покрытий специальной пропиткой GSB-88 производства США (российское наименование АРТ-78), улучшающей водоотталкивающие свойства и продлевающей срок службы битумных составляющих асфальтовой смеси. На дорогах края в качестве эксперимента было выполнено обустройство аварийно опасных пешеходных переходов: нанесена современная горизонтальная 3D-разметка (зебра), установлены фонари наружного освещения на солнечных батареях, установлены дорожные знаки со светодиодной подсветкой.

В 2013 году в целях снижения аварийности планируется устройство освещения участков автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты, с применением современных светодиодных светильников, что приведет к сокращению затрат на потребление электрической энергии.

 

 

Стандарты качества

 

Основная задача учреждения – приведение автомобильных дорог края в нормативное состояние, к таким стандартам качества, которые обеспечивают безопасность дорожного движения и увеличение межремонтных сроков до 12 лет.

С целью увеличения межремонтного срока эксплуатации автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия необходимо осуществить следующий комплекс мер.

 

1. Совершенствование нормативных правовых актов в сфере дорожного хозяйства.

В настоящее время межремонтные сроки проведения работ по ремонту капитальных нежестких, капитальных жестких с асфальтобетонным покрытием и облегченных дорожных одежд составляют от 3 до 8 лет.

В соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса России от 12 ноября 2007 года № 160 работы по обновлению защитных слоев и слоев износа относятся к работам по ремонту автомобильных дорог общего пользования.

Необходимо отметить, что в США слой износа – это периодически заменяемый слой, обеспечивающий шероховатость и отвод поверхностных вод, кроме того, слои износа не учитываются при расчете прочности дорожной одежды.

При этом срок службы слоев износа составляет 5–8 лет в зависимости от интенсивности движении транспортных средств.

В целях гармонизации отечественных и зарубежных подходов к ремонту и содержанию автомобильных дорог необходимо внесение изменений в классификацию работ в части переноса работ по устройству защитных слоев и слоев износа из перечня работ по ремонту автомобильных дорог в перечень работ по их содержанию, что позволит повысить межремонтный срок проведения ремонта дорожных одежд.

Также необходимо отметить, что совершенствование системы весового контроля на автомобильных дорогах, а также внесение изменений в нормативные и методические документы, регламентирующие пропуск автотранспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы, позволит за счет обеспечения сохранности автомобильных дорог увеличить их межремонтные сроки эксплуатации.

В этой связи необходимо внесение изменений в нормативные и методические документы, регламентирующие пропуск автотранспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы, а также в Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 октября 2009 года № 934.

Реализация указанных мероприятий позволит установить в соответствующих нормативных правовых актах межремонтный срок эксплуатации автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия до 12 лет.

 

2. Применение в дорожном строительстве полимерно-битумных вяжущих и геосинтетических материалов.

В рамках выполнения поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Сечина от 19 января 2011 года № ИС-П9-180 по обеспечению реализации Плана первоочередных мероприятий по поэтапному внедрению требований и стандартов, предусматривающих применение в дорожном строительстве полимерно-битумных вяжущих и геосинтетических материалов, планируется актуализация положений и гармонизация с действующими европейскими нормативными документами следующих стандартов:

·        ГОСТ 9128-2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия»;

·        ГОСТ Р 52056-2003 «Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блок-сополимеров типа стирол-бутадиен-стирол»;

·        ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия»;

·        ГОСТ 52128-2003 «Эмульсии битумные дорожные. Технические условия»;

·        ГОСТ 12801-98 «Материалы на основе органических вяжущих для дорожного, аэродромного строительства. Методы испытаний».

 

3. Повышение качества проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог, стимулирование применения инновационных материалов, конструкций и технологий.

Важным фактором увеличения срока службы автомобильных дорог является повышение качества проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог, а также применение в дорожном хозяйстве инновационных материалов, конструкций и технологий.

 

4. Совершенствование отечественных норм проектирования дорожных одежд.

Эффективность инженерных решений и долговечность дорожных конструкций в значительной степени определяются качеством принимаемых проектных решений, использованием на этом этапе новых инновационных научных и технических проработок.

Помимо этого необходимо провести целый ряд научно-исследовательских работ, связанных с дорожно-климатическим районированием, детальным учетом температурного режима дорожных конструкций, а также теплофизических свойств дорожно-строительных материалов и грунтов, с уточнением влияния на дорожную конструкцию динамического воздействия нагрузки, учетом параметров расчетных нагрузок для современных транспортных средств.

 

 

Контрактная система

 

Президентом РФ был подписан ФЗ от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который заменит ФЗ от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», по сей день вызывающий множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующих органов. В закон о госзакупках множество раз вносились поправки, что не уменьшало негативных отзывов о нем. На смену закона о госзакупках идет очередная реформа, связанная с внедрением контрактной системы.

 

Закон о контрактной системе призван обеспечить открытость и прозрачность в сфере закупок, повысить профессионализм заказчиков, стимулировать введение инноваций, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, что сделает проведение госзакупок более эффективным. Считаем, что главным отличием закона о контрактной системе от действующего закона о госзакупках является то, что закон о контрактной системе предусматривает весь цикл закупок, как то: планирование, размещение, исполнение и контроль, также упор сделан прежде всего не на экономию бюджетных средств, а на результат закупки, который должен быть напрямую связан с началом закупочного процесса – планированием.

Закон о контрактной системе позволит урегулировать многие положения, которые оставались за рамками закона о госзакупках. Как было отмечено ранее, это планирование закупок, антидемпинговые меры, возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке и проч.

Стоит заметить, что для того, чтобы привести в действие систему федеральной контрактной системы, необходимо разработать и принять большое количество дополнительных нормативных правовых актов и внести правки в уже существующие документы. Без своевременного решения этого вопроса переход к федеральной контрактной системе будет невозможен.

 

Также не стоит забывать о том, что, несмотря на все положительные аспекты данного законопроекта, процедура перехода на новые условия торгов будет проходить длительно и, вероятно, болезненно как для заказчиков, так и для поставщиков. И тем и другим необходимо запастись терпением для того, чтобы изучить нормы нового закона для успешного применения их на практике.

 

 

Ценообразование на рынке строительных материалов

 

При проведении мониторинга стоимости строительных материалов, используемых при строительстве, эксплуатации и ремонте автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Забайкальского края, выявлено, что значительное увеличение стоимости нерудных материалов (щебень, ПГС, камень) произошло в 2008 году.

Основным компонентом, определяющим стоимость асфальтобетонной смеси, является нефтяной дорожный битум. Следовательно, возросла и стоимость асфальтобетонной продукции, что привело к увеличению стоимости объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта.

 

Кроме того, необходимо выделить постоянный рост цен на строительные материалы из-за высоких затрат на перевозку железобетонных и металлических конструкций из других регионов,высокий уровень налогов и процент коммерческих кредитов. Привозным материалом, необходимым при дорожном строительстве, является цемент, что также приводит к удорожанию.

 

Стоимость работ определяется на основании МДС 81-35.2004 в базисном уровне на основе действующих сметных норм и цен 2001 года. Сейчас появились новые машины и механизмы, импортная техника, современные строительные материалы, поэтому необходимо разработать новую методику определения стоимости объектов строительства и пересмотреть систему ценообразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика