Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Вдоль по бетонке 40 лет | Издательский дом
#

Вдоль по бетонке 40 лет

 

В этом году Управление автомобильной магистрали Москва – Волгоград отмечает свой 40-й день рождения

 

 

С юбилеем!

 

– В год 40-летия дороги я обращаюсь со словами благодарности ко всем, кто связал свою судьбу с автомобильной магистралью Москва – Волгоград, кто ее строил, занимался и занимается ее эксплуатацией. За минувшие годы сменилось не одно поколение дорожников. Наша дорога строилась, содержалась и развивалась благодаря рукам, уму и опыту тысяч людей.

Земной поклон тем, кто работал на дороге и сегодня находится на заслуженном отдыхе, за труд, который вами вложен, за опыт, что вы передали нынешнему поколению, за любовь и верность профессии.

Уважаемые дорожники! Рабочие, служащие, инженеры, руководители предприятий, подразделений и служб! В наших руках сегодня современная техника, передовые технологии, инновационные материалы. Но все это ничто без вас, ваших заботливых трудовых рук! От всего сердца говорю вам спасибо за то, что вы, посвятив себя дороге, отдаете частицу сердца, души и здоровья нелегкому, но благородному труду дорожника!

В юбилейный для управления год примите поздравления и искренние пожелания здоровья, стабильности и процветания, достижения новых профессиональных высот! Уверен: впереди нас ждут новые свершения и множество ярких побед!

 

 

За стройкой следила вся страна

 

Дороги существовали с незапамятных времен. И всегда их отождествляли с государством, зачастую называя национальным достоянием. Стратегическое значение автомагистрали Москва – Волгоград (М-6 «Каспий») и прилегающей к ней дорожной инфраструктуры велико. Она не только выполняет роль транспортного коридора Север – Юг внутри страны, но и представляет выход в сопредельные страны. Сегодня трудно себе представить, что когда-то на месте, где сегодня, словно натянутая струна, протянулась трасса М-6, имеющая важное значение для экономики страны, были непроезжие в период распутицы топи и пустыри.

Точкой отсчета бетонки, впоследствии связавшей два города-героя – Москву и Волгоград, той бетонки, на которую потом молились водители, познавшие изматывающую шоферскую душу грязную глубокую колею, стал день, когда Никитой Сергеевичем Хрущевым было подписано Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 12/78 о проектировании и строительстве автомобильной дороги Москва – Волгоград. Это случилось 20 ноября 1958 года. Началу строительства предшествовали 6 лет упорных изыскательских работ. И только в 1964 году дорожники приступили к долгожданной транспортной артерии.

 

Строительство дороги было начато сразу с двух направлений: северного (от Москвы в сторону Тамбова, а потом Волгограда) и южного (от Волгограда в сторону Москвы). Возглавило работы управление строительства дороги, приписанное к Главдорстрою Минтрансстроя СССР, под началом Ивана Иосифовича Левитана. За ходом работ на новой автотрассе следила вся страна. Километр за километром ложилось на земляное полотно бетонное покрытие.

В 1971 году было завершено строительство 348 километров дороги и открыто автомобильное движение на участке Москва – Тамбов. А еще через пять лет, в ноябре 1976 года, на 678 километре трассы состоялась стыковка северного и южного участков дороги. Это событие и ознаменовало собой открытие сквозного автомобильного движения от города-героя Москвы до города-героя Волгограда.

Страна получила новую, современную по тем временам автомобильную дорогу, которая прошла по территориям Московской, Тульской, Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Волгоградской областей и соединила юг России с ее центром.

Строительство магистрали Москва – Волгоград по праву можно назвать грандиозным. 12 лет дорожники не покладая рук прокладывали путь от столицы до Волгограда. На строительстве были задействованы тысячи людей, чья беззаветная преданность профессии является примером для подражания. Не жалея сил, мужественно преодолевая трудности и невзгоды, дорожники шли к намеченной цели, а «по пути» первыми в стране осваивали передовые технологии строительства дорог с применением современной высокопроизводительной техники (американский бетоноукладчик «Автогрейд», бетонный завод «Рекс», погрузчик «Кейс»), на которую стремились посмотреть дорожники всей страны.

 

Итогом самоотверженного труда дорожников и мостовиков стали 854 км автодороги (740 км из которых – с цементобетонным покрытием), 62 мостовых сооружения, 15 развязок на разных уровнях, 12 подъездов к городам и районным центрам областей,

 

 

День рождения дороги

 

Для содержания дороги, обеспечения ее сохранности, безопасного и бесперебойного движения 29 декабря 1973 годаприказом Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог было организовано Управление автомобильной дороги Москва – Волгоград (Упрдор «Каспий») с местом дислокации в городе Тамбове. Эту дату и стали отмечать как день рождения дороги.

Первоначально общая протяженность сети дорог, подведомственных Упрдор «Каспий», составляла 854 км. Сегодня же сеть значительно выросла и составляет 1729 км автомобильных дорог разных технических категорий. В настоящий момент в оперативном ведении управления находятся трассы М-6 «Каспий», 1Р-132 Калуга – Тула – Михайлов – Рязань, 1Р-119 Орел – Ливны – Елец – Липецк – Тамбов, 1Р-193 Воронеж – Тамбов, 1Р-208, 209 Тамбов – Пенза, северный и южный обходы города Тамбова, М-21 Волгоград – Каменск – Шахтинский, 1Р-228 Сызрань – Саратов – Волгоград и подъезд к городу Элисте.

Большинство из них было построено в 60–80-е годы прошлого столетия, и неумолимое время наложило на них свой неизбежный отпечаток в виде трещин и деформаций дорожного покрытия. Недостаточное финансирование, недоремонты прошлых лет, существенный рост интенсивности движения (1983 год – 6 тысяч авто в сутки, 2003 год – 15 тысяч авто в сутки, 2013 год – 30 тысяч авто в сутки) и нагрузок на ось дают о себе знать. Дороги нуждаются в серьезном обновлении.

 

 

И бетон не вечен…

 

Бетонка в понятии простого обывателя – дорога вечная. Но это далеко не так, и в том, что сегодня Москва – Волгоград «держится», заслуга прежде всего тех людей, кто строил ее на совесть, и тех, кто с такой заботой ее содержал. Свой ресурс трасса М-6 исчерпала и требует реконструкции, да и другие дороги нуждаются в обновлении. В Росавтодоре очень хорошо понимают необходимость быстрейшего решения этих проблем, и как результат – серьезное наращивание объемов работ по реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог. В 2013 году планируется сдать в эксплуатацию 25-километровый участок реконструкции трассы М-6 «Каспий», приступить к реконструкции 10-километрового участка и завершить работы по капитальному ремонту 65 км дорог. А в ближайшие три года планируется выполнить работы по реконструкции еще 43 км автомобильных дорог (М-6, М-21, 1Р-228) и капитальному ремонту 289 км. Об увеличении темпов работ говорит тот факт, что если почти за 20 лет (с 1995 года, когда были введены в эксплуатацию первые участки реконструкции, по 2012-й) в общей сложности было реконструировано 46 км автомагистрали, то такой же объем работ будет выполнен всего за три года!

Работы по реконструкции и капитальному ремонту призваны дать трассам второе дыхание. И отрадно осознавать, что планы в этом направлении масштабны: программа по реконструкции дорог разрабатывается и на долгосрочную перспективу.

 

 

Дороги для людей

 

Упрдор «Каспий» выполняет огромный пласт работы: помимо ремонтно-строительных работ, ведется активная деятельность по обустройству автомагистралей, их техническому оснащению и обеспечению безопасности дорожного движения.

В рамках выполнения мероприятий по повышению уровня обустройства автомобильных дорог большое внимание уделяется освещению автомобильных дорог: стоит сказать о том, что всего за пять лет протяженность линий электроосвещения приросла на 120 км (в 2009 году протяженность составляла 41 км, в 2013-м – составит 161 км). Началась активная работа по освещению мотов и развязок (Волгоградская, Липецкая, Селезневская, Воронежская развязки) с применением энергосберегающих технологий: за три года установлено 300 светильников, работающих от энергии солнца, и около 500 светодиодных светильников. На сегодняшний день на всем протяжении подведомственной дорожной сети нет ни одного неосвещенного населенного пункта!

В целях снижения количества ДТП на автомобильных трассах ведется установка светофорных объектов. Первые появились в 2009 году, сегодня их насчитывается 10, а осенью этого года появится еще 3. Знаковым событием 2013 года для управления стало строительство 5 надземных пешеходных переходов, которые призваны гарантировать 100%-ю безопасность пешеходам при переходе через проезжую часть. Обратить внимание на пешехода призваны и 14 светодиодных дорожных знаков «Пешеходный переход», подсвечивающихся в ночное время, и дорожные знаки с использованием пленки повышенной яркости.

Следить за обстановкой на дорогах, не выходя из кабинета, дорожникам помогает автоматизированная система метеообеспечения, включающая в себя посты метеоконтроля и табло переменной информации (всего в рамках программы «Создание автоматизированной системы метеообеспечения на 2012–2014 годы» предусмотрена установка 48 постов метеоконтроля и 8 табло переменной информации). Мог ли кто из строителей трассы Москва – Волгоград в те далекие 70-е мечтать о том, что когда-нибудь в дорожное покрытие будут вмонтированы датчики, передающие со скоростью света информацию о температуре, влажности воздуха и покрытия диспетчерам, следящим за состоянием дороги, а видеокамеры, установленные вдоль дорог, будут передавать картинку с места событий, благодаря чему можно информировать водителей о ситуации на дороге?!

Внедрение инновационных технологий на всех объектах ремонта, капитального ремонта и реконструкции (60 объектов), применение современных материалов («Дорнит», FLEXIGUM, ЭМАКО и др.) и дорожной техники, использование всевозможных технических новинок – все это призвано обеспечить более комфортный и безопасный проезд по автомобильным дорогам и, как следствие, усилить потенциал транспортного коридора Север – Юг.

 

 

 

392000, г. Тамбов,

ул. Б. Федорова, д. 9

Тел.: (4752) 72-33-50

E-mail: road-m6@tmb.ru

 

 

Пресс-служба ФКУ Упрдор «Каспий»

Ольга Агерова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика