Конфликт вероятного и действительного
Директор НП «Объединение «ДОРМОСТ» Кирилл Иванов
Не секрет, что более 70% стоимости любой дорожной стройки составляют строительные материалы. В дорожном строительстве это песок, щебень, битум, асфальт, геоматериалы. В мостовом строительстве это еще и металл, бетон, цемент, краска… Фактическая схема закупки государственными заказчиками строительных материалов происходит через подрядчика. Но здесь и происходит тот самый конфликт вероятного и действительного. О несовершенстве государственной политики ценообразования и о возможной альтернативе существующей системе мы беседуем с директором НП «Объединение «ДОРМОСТ», Кириллом Ивановым.
В чем, на ваш взгляд, состоит основной недостаток схемы формирования цен на рынке закупок строительных материалов?
КИ: Государство тратит значительные средства на систему мониторинга рынка, систему ценообразования, которые, хотя и неэффективны в силу своей косности и ангажированности, но являются законодателями и регуляторами взаимоотношений для участников госзаказа. Из года в год руководством страны, регионов ставится задача снижать стоимость строительства. А как это сделать? Единственно возможный ресурс – директивный. То есть сказать, что это стоит столько и все.
Но ведь строительный бизнес, как и любой бизнес, живет условиях свободного рынка, где цены формируются в зависимости от множества экономических процессов; в случае с дорожно-мостовым строительством присутствует еще и такой фактор, как сезонность.
И вот между этим молотом и наковальней и оказываются строители, подрядчики, работающие по госзаказу. Все риски оказываются в их сфере ответственности.
А что мешает представителям нашего государства опираться на данные мониторингов различных и независимых исследований, как это происходит за рубежом, и потом непосредственно участвовать в регулировании цен, имея объективные данные?
КИ: Если мы посмотрим смету строительства где-нибудь в Германии, Нидерландах, или США, то мы увидим составляющую: 1 – продукция по каталогам производителей, и составляющую 2: стоимость работ исполнителя. И сопоставление, и снижение возможно только в рамках этих двух позиций. Либо меняй поставщика, либо – исполнителя. Ну а заказчик ориентируется только на свой карман. Другое дело, что у центров мониторинга нет законодательной функции. Они лишь наблюдатели и формируют некий банк данных по объектам-аналогам. Они могут для формирования бюджетного процесса дать представление о возможной стоимости строительной продукции по объектам-аналогам. Но и там не всегда есть попадание. Например, в Германии и Италии в прошлом году цены на основные материалы (бетон, цемент, металл) выросли почти на 15%. От этого никто не застрахован.
Приведите, пожалуйста, пример того, как происходит расчет стоимости в рамках нынешней системы центров ценообразования.
КИ: Например, песок. Конкурсная документация была составлена в январе, когда в силу сезонности цена была минимальной на уровне 300 руб./м3. При этом был применен индекс-дефлятор, который государственные органы директивно установили на уровне 1. То есть проигнорировали существующую инфляцию. А в августе подрядчик покупает песок по 450 руб./м3, плюс доставка до объекта, но этот же песок заказчик у него принимает по 300 руб./м3 и точка. Ведь у него именно так был подсчитан, согласован и прошел экспертизу проект. Подрядчик говорит: «Уважаемый заказчик, если ты считаешь, что песок стоит 300 руб./м3, то предоставь мне такой песок». Все что говорит заказчик на это: «У нас подписан контракт. Выполняйте».
Какой вам видится альтернатива существующей системе ценообразования, и какую роль в ней должен играть заказчик?
КИ: Сегодня существуют наработанные биржевые механизмы, позволяющие любой товар, продукт покупать в любых объемах и на любых условиях, в любые сроки. Например, город Санкт-Петербург, имея адресную программу ремонта дорог, понимая ее физические потребности в основных строительных материалах, мог бы осуществлять от лица, например, Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга или КРТИ закупку необходимого объема основных строительных материалов в условиях «низкого сезона», с хорошей скидкой за счет объема, с системой удобной оплаты и пролонгации невостребованных объемов. Это позволило бы серьезно, а, главное – реально сократить стоимость строительных работ, имея не только многолетний биржевой контракт; не только зафиксировать стоимость материала, но и защитить эти затраты в бюджете. В этом случае производители-продавцы смогут сформировать долгосрочные портфели заказов и сориентировать на них свои производственные мощности, ну а подрядчики, помимо того, что смогут избежать рисков неконтролируемого роста цен на основные материалы, смогут и заработать на строительно-монтажных и прочих своих профильных работах. Другое дело, что мы наконец-то сможем прийти к пересмотру расценок в части применения современных машин-механизмов и учету реальной стоимости труда.
Схема выглядит удобной и разумной. Почему, на ваш взгляд, она до сих пор не заработала?
КИ: Рассуждая на данную тему, следует, конечно, понимать, что биржевые закупки не панацея, а лишь один из действующих инструментов, которым некоторые ведомства уже используют в своей работе. Мы не призываем всех сразу переходить к новым формам, но опробовать этот инструмент, например, на текущем ремонте – можно: сформулировать объемы для закупки асфальтобетона таких-то марок, рецептов, в таких-то объемах, с поставкой в такие-то сроки на таких-то условиях. Заводы уже сами, имея портфель заказов, смогут выстроить взаимоотношения с производителями щебня и битума. Конечно, возникнет масса всевозможных вопросов, типа «что если?..», но, все они, как мне кажется, находятся больше в технической плоскости. Я понимаю, что имеется определенный пласт бизнеса, зарабатывающего на перепродаже строительных материалов, который, безусловно, найдет массу возражений против предложенной схемы. Но и им ничто не мешает также стать участниками биржевых торгов.
Как можно, как стоит начать диалог на тему разработки и внедрения схемы закупки городом стройматериалов через биржу? Кто должны стать участниками этого обсуждения?
КИ: Инициатива должна исходить от тех, кто непосредственно вовлечен в процесс: строителей, некоммерческих организаций, представляющих и защищающих интересы отрасли, каковой и является НП «Объединение «ДОРМОСТ». |
|
|