Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Стабильная позитивная динамика | Издательский дом

Стабильная позитивная динамика

 

Начальник Департамента Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству Владимир Шукалов

 

Смоленская область с площадью в 49 786 км2 и численностью населения около 1 млн человек занимает выгодное геополитическое положение, способствующее развитию межрегионального сотрудничества, и играет значимую роль в развитии внешнеэкономических связей Российской Федерации со странами Восточной и Западной Европы.

 

Расположенная почти в центре Восточно-Европейской равнины, на западе Российской Федерации, Смоленская область граничит на севере с Псковской и Тверской областями, на востоке – с Московской и Калужской областями, на юго-востоке – с Брянской областью.

 

 

Направление Восток – Запад

 

Среди дорог федерального значения общего пользования, проходящих по территории области, наибольшее значение, несомненно, принадлежит автодороге М-1 «Беларусь», входящей в состав международного транспортного коридора № 2 Берлин – Варшава – Минск – Москва, который в настоящее время является фактически единственным в направлении Восток – Запад, связывающим центр России со странами Центральной и Восточной Европы, а также А-101 Москва – Малоярославец – Рославль – граница Республики Беларусь, А-141 Брянск – Смоленск – граница Республики Беларусь.

Среднесуточная интенсивность движения автотранспортных средств по автодороге М-1 составляет 16,2 тысячи единиц; по автодороге А-141 – 8,6 тысячи единиц и по автодороге А-101 – 3,5 тысячи единиц.

Через автомобильные пункты пропуска на границес Республикой Беларусь ежесуточно проходит более 5 тысяч единиц большегрузных автотранспортных средств, что составляет 25% всего потока АТС, осуществляющих международные перевозки через границы Российской Федерации.

 

Общее количество АТС, ежесуточно пересекающих Смоленскую область в транзитных направлениях, составляет более 30 тысяч единиц. Интенсивность движения АТС – от 4 тысяч по основным региональным автодорогам, до 16 тысяч по федеральной автодороге Москва – Минск.

 

 

Значение хороших дорог

 

Экономика области напрямую зависит от эффективности развития транспортной инфраструктуры. Дорожное хозяйство является одной из важнейших отраслей, от устойчивого и эффективного функционирования которой в значительной степени зависят социально-экономическое развитие Смоленской области и условия жизни населения.

В количественном отношении Смоленская область – одна из обеспеченных автомобильными дорогами. Среди 83 субъектов Российской Федерации занимает 32-е место.

 

И именно автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения составляют ее важнейшую часть. Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения по состоянию на 1 января 2013 года составляет 8307 км, из них протяженность автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия – 5779,8 км, автомобильных дорог с переходным и низшим типом – 2527,2 км. В сети автомобильных дорог эксплуатируется 333 мостовых сооружения общей длиной 16 515,8 погонных метра.

Сеть автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения обеспечивает перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов, связь муниципальных районов между собой и с областным центром, а также имеет выход в другие регионы Российской Федерации и Республику Беларусь.

 

 

Транзитный потенциал

 

Важнейшими транзитными направлениями являются такие областные автодороги, как:

·       Смоленск – Вязьма – Зубцов, связывающая Смоленскую область с Тверской областью;

·       Ольша – Велиж – Невель, обеспечивающая транспортную связь с Псковской областью;

·       Вязьма – Калуга, связывающая Смоленскую область с Калужской, Тульской и Рязанской областями.

 

 

Успешное функционирование

 

Все административные центры муниципальных образований области имеют связь дорогами с твердым покрытием (асфальтобетон) с городом Смоленском, а также все административные центры поселений – с административными центрами муниципальных образований дорогами с твердым покрытием.

Оживление сектора экономики приводит к изменению состава транспортного потока и росту интенсивности движения. Поэтому без надлежащего уровня транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог невозможно повышение инвестиционной привлекательности региона и достижение устойчивого экономического роста.

В состав Смоленской области входит 25 муниципальных районов.

Наличие в каждом из них дорожной организации (филиал Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Управление областных автомобильных дорог») позволяет успешно решать задачи по сохранению и обеспечению бесперебойного и безопасного функционирования сети автомобильных дорог, объектов дорожной инфраструктуры, обеспечению в соответствии с законодательством выполнения полномочий, возложенных на Администрацию Смоленской области в сфере дорожного хозяйства.

Общая численность работающих в организациях дорожного комплекса составляет 2500 человек.

 

 

Юбилей города

 

В 2013 году Смоленск будет отмечать 1150-летие со дня основания. Распоряжением Правительства РФ от 16 января 2010 года № 11-р утвержден План основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 1150-летия основания г. Смоленска. В городе и области ведется подготовка к предстоящему юбилею. Одним из мероприятий является капитальный ремонт и реконструкция улично-дорожной сети г. Смоленска и областных автомобильных дорог.

В 2013 году работы по улучшению состояния улично-дорожной сети Смоленска продолжается. Планом предусмотрена реконструкция и капитальный ремонт 12 дорожных объектов городского хозяйства.

Также в соответствии с вышеуказанным Планом введена в эксплуатацию транспортная развязка на 382 кмавтодороги М1 «Беларусь». Данное мероприятие имеет большое значение как для развития транспортного комплекса Смоленской области, так и для Российской Федерации в целом.

 

 

Цели и задачи

 

В соответствии с федеральным законодательством в 2012 году в Смоленской области был создан дорожный фонд, который начал действовать с 1 января 2012 года.

Создание дорожного фонда повлекло увеличение финансирования дорожной отрасли Смоленской области в 2012 году более чем в 2 раза по сравнению с 2011 годом. Особенно хочется отметить, что Дорожным фондом были предусмотрены средства в виде субсидий на осуществление дорожной деятельности в отношении автодорог местного значения. Департаментом проводится работа с 325 муниципальными образованиями (городскими округами, сельскими и городскими поселениями).

В 2012 году в Смоленской области впервые за многие годы был развернут столь масштабный ремонт областных автомобильных дорог и улично-дорожной сети населенных пунктов. На многих из них ремонт не производился со дня постройки.

 

Динамика последних лет, как по объемам выделяемых средств, так и по количеству ремонтных работ, с началом работы регионального дорожного фонда явно положительная.

Увеличилось количество объектов ремонта и капитального ремонта. Если в 2011 году программой дорожных работ предусматривался ремонт и капитальный ремонт 76,6 кмавтодорог, то в 2012 году отремонтировано 127,4 кмавтодорог.

Работа в 2012 году дала бесценный опыт по реализации механизмов работы Дорожного фонда, который будет применен и в последующие годы.

 

Также в регионе утверждена и действует долгосрочная областная целевая программа «Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Смоленской области» на 2013–2015 годы. Данная программа определяет цели, задачи и механизмы формирования дорожной сети, отвечающей потребностям области и обеспечивающей спрос на автомобильные перевозки, а также содержит комплекс приоритетных административных, структурных, организационных, технологических и других мер.

 

Подводя итоги, можно сказать, что реализация транзитного потенциала Смоленской области благоприятно влияет на ускорение интеграции нашего региона в мировую экономику, способствует активному выходу на новые международные рынки и росту экспорта услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика