Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Будущее России в развитии Дальнего Востока | Издательский дом
#

Будущее России в развитии Дальнего Востока

 

Директор Ванинского филиалаФГУП «Росморпорт» Леонид Теребиж

 

Бурное экономическое развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона заставляет по-новому оценить роль и место Дальнего Востока в политическом, экономическом и социальном развитии России.

 

 

Сегодня на Дальнем Востоке активно осваиваются нефтегазовые, угольные и железорудные месторождения, прокладываются линии Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. Федеральными целевыми программами, помимо добывающих мощностей, предусматривается строительство объектов промышленного сектора, в том числе нескольких металлургических предприятий. Ключевое значение в этой связи приобретает развитие транспортной инфраструктуры региона и, в частности, Хабаровского края, в развитии которой значительную роль играет ФГУП «Росморпорт» в лице своего Ванинского филиала, главной задачей которого является оказание государственных услуг в морских портах Хабаровского края.

 

 

Морская гавань Дальнего Востока

 

Сегодня ФГУП «Росморпорт» успешно обеспечивает предоставление комплексных услуг судам в морских портах Ванино, Советская Гавань, Де-Кастри, Николаевск-на-Амуре и лоцманских услуг в порту Охотск.

Эти портырасположены на западном побережье Татарского пролива и имеют различные возможности своего функционирования. Три самых крупных из них – Ванино, Советская Гавань и Де-Кастри – являются портами круглогодичного действия, а Николаевск-на-Амуре и Охотск – сезонными, работающими с июня по ноябрь из-за сложной ледовой обстановки.

Из пяти портов Хабаровского края только два, Ванино и Советская Гавань, имеют транспортные связи – железную и автомобильную дороги – с транспортной сетью Дальнего Востока России. В настоящее время ведется строительство автомобильных дорог, связывающих остальные порты с транспортной сетью региона.

 

 

Цели и задачи

 

Ванинский филиал ФГУП «Росморпорт», являясь одним из наиболее крупных морских предприятий Хабаровского края, осуществляет свою деятельность в пяти морских портах края. Сегодня предприятие активно участвует в создании современных перегрузочных портовых мощностей, содействует увеличению доходов от предоставляемых транспортных услуг. Наращивая свои доходы на поле портового бизнеса, оно направляет средства на совершенствование транспортной инфраструктуры портов, развитие сервиса для российских и иностранных судов и обеспечение безопасности мореплавания, осуществляя лоцманские проводки судов во всех морских портах края, в Амурском лимане и Сахалинском заливе.

Также при непосредственном участии филиала в наши порты пришли инвесторы, которые вкладывают или намереваются вложить свои средства в развитие портовой инфраструктуры.

Помимо этого, Ванинский филиал от имени ФГУП «Росморпорт» осуществляет следующие основные виды деятельности:

1) организует эффективное использование в морских портах федерального имущества, которое передано ему в хозяйственное ведение;

2) осуществляет контроль за сохранностью предоставленного в аренду стивидорным компаниям федерального имущества морских портов, его надлежащим содержанием, целевым и эффективным использованием, а также за соблюдением арендаторами условий договора аренды;

3) осуществляет безопасную эксплуатацию закрепленных за ним гидротехнических сооружений, систем обеспечения безопасности мореплавания и других объектов портовой инфраструктуры;

4) принимает участие в разработке и согласовании в установленном порядке генеральных схем, стратегических планов, технико-экономических обоснований развития, реконструкции, модернизации и технического перевооружения транспортно-технологических перегрузочных комплексов морских портов и других объектов и сооружений прибрежно-портовой инфраструктуры;

5) осуществляет функции заказчика-застройщика при реконструкции, модернизации и техническом перевооружении транспортно-технических перегрузочных комплексов портов и других объектов и сооружений прибрежно-портовой инфраструктуры;

6) осуществляет технический надзор за строительством, участвует в работе государственных комиссий по выбору площадок строительства и сдаче портовых объектов в эксплуатацию;

7) проводит дноуглубительные работы с целью обеспечения безопасности судоходства и поддержания объявленных глубин акваторий морских портов, причалов, подходных каналов, проводит водолазные работы;

8) осуществляет ремонт, реконструкцию и новое строительство зданий и сооружений производственного и социально-бытового назначения;

9) осуществляет экологическое обслуживание акватории портов, прием всех видов судовых отходов;

10) взимает все государственные портовые сборы, которые являются источником финансирования всех видов его деятельности.

В целях обеспечения безопасности плавания судов, предотвращения с ними происшествий, а также защиты морской среды в филиале создана и работает во всех портах лоцманская служба. Лоцманы базируются в портах Ванино, Де-Кастри и Николаевск-на-Амуре.

 

 

Особые экономические зоны

 

Новым важным этапом в развитии отечественных морских портов может стать создание в них особых экономических зон, в которых за счет наличия условий для эффективной работы будет обеспечен значительный рост портовых мощностей и грузооборота. Кроме того, это даст возможность организовать здесь не только строительство новых причалов, но и промышленных объектов по переработке сырья, выпуску готовой продукции и полуфабрикатов.

Специалисты отмечают, что нет более востребованного бизнесом перспективного объекта на тихоокеанском побережье России, чем создаваемый Ванино-Советско-Гаванский промышленно-транспортный узел, на территории которого находится первая в России портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ). Но развитие узла нуждается в комплексном подходе. ВСГПТУ требует больших затрат для увязки вопросов развития магистральной железнодорожной инфраструктуры. Причем не только на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань, а на всем полигоне Северного широтного хода, начиная от Тайшета. Недавно наш губернатор Вячеслав Иванович Шпорт сказал, что совместно с Минэкономразвития России правительство края, администрации Ванинского и Советско-Гаванского муниципальных районов прорабатывают решение о расширении режима портовой особой экономической зоны на порт Ванино. Эта инициатива родилась как ответ на обращения российских компаний ОАО «СУЭК», ОАО «Мечел», группы «Базовый элемент», ОАО «Сахатранс» по расширению территории ПОЭЗ «Советская Гавань» на участки в порту Ванино.

Мы ожидаем, что ПОЭЗ обеспечит более выгодные условия для работы и занятий бизнесом, привлечет дополнительные инвестиции и юридическую защиту. Международный опыт доказывает всю состоятельность создания подобных зон.

 

 

Не останавливаться на достигнутом

 

Ванино-Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел наряду со сложившимися транспортными связями имеет прекрасные природно-географические условия и обширные свободные территории для дальнейшего развития морских портовых мощностей и припортовой инфраструктуры.

Один из проектов уже реализован. Балкерный терминал ЗАО «Дальтрансуголь» (СУЭК) по итогам 2012 года вышел на проектную мощность – 12 млн тонн угля в год, что позволило увеличить грузопереработку в порту по сравнению с 2011 годом на 6,7%. Остальные основные стивидоры, в том числе ОАО «Ванинский морской торговый порт», объемы грузопереработки снизили.

Всего в 2012 году в порту было переработано 20,1 млн тонн (во многих СМИ почему-то опубликована цифра 6 млн тонн, что неверно), хотя производственных мощностей хватило бы и на 25 млн тонн. Но их не хватило железной дороге. За 8 месяцев 2013 года в порту переработано более 16 млн тонн грузов, ожидается прирост грузооборота до 22–24 млн тонн.

В конце 2012 года государственный пакет акций ОАО «Ванинский морской торговый порт» был выкуплен на торгах компанией «Мечел», что, естественно, сказалось на структуре грузооборота. В 2013 году это предприятие планирует отгрузить на экспорт 5–6 млн тонн угля, около 1 млн тонн черных металлов и принять 1,4 млн тонн импортного глинозема. Объемы других грузов незначительны.

В июле 2013 года началось строительство угольного терминала «Сахатранс» мощностью 20 млн тонн в год.

ЗАО «Дальтрансуголь» начало работу по увеличению в ближайшие годы мощности своего терминала до 20 млн тонн в год.

В конце прошлого года ООО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ТЭПК) заявила о своих планах начать строительство угольного перегрузочного терминала в порту Ванино. Мощность терминала составит порядка 15 млн тонн угля в год. Началось проектирование, отведена земля, прошли общественные слушания. По словам проектировщиков, это будет самый современный терминал в стране. Для реализации проекта создано ООО «Дальневосточный Ванинский порт».

Намечено строительство специализированного портового перегрузочного комплекса навалочных и генеральных грузов производительностью 25 млн тонн в год. Имеется проект морской части. Заказчик – ООО «Мечел-Транс».

Имеется ряд интересных проработок строительства портовых терминалов и в Советской Гавани.

 

 

Решать проблемы сообща

 

Говоря о развитии Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла, нельзя не упомянуть о недостаточной провозной способности железной дороги, обслуживающей эти порты. Уже сегодня она не может перевезти то количество грузов, которое могут переработать порты Ванино и Советская Гавань. Стивидорные компании буквально «бьются» за каждый вагон.

Конечно, это не повод для критики железнодорожников. Ими уже многое сделано для обеспечения портов грузами и будет сделано еще больше. Уже сдан в эксплуатацию новый Кузнецовский тоннель длиной 3,9 км, продолжается реконструкция участков пути от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани со строительством Кузнецовского обхода длиной 27 кми т.д.

Принимаемые меры улучшат сложившуюся ситуацию, но с вводом в эксплуатацию новых портовых терминалов все вернется на круги своя. Все понимают, что необходима реконструкция БАМа, второй путь до Советской Гавани… В этом направлении уже многое сделано и правительством страны, и правительством края, и, конечно, железнодорожниками.

 

 

Как снизить потери?

 

Конечно, нельзя не сказать о трудовых ресурсах. Нехватку квалифицированных рабочих и специалистов ощущают практически на всех предприятиях региона. Ни для кого не секрет, что в нашем регионе в этом плане положение катастрофическое. Население уменьшается в основном за счет людей, выезжающих в западные районы страны. Уезжает молодежь…

Необходимо предпринимать срочные меры по закреплению населения в регионе как на региональном уровне, так и на государственном. Главное не повторять ошибок программы переселения соотечественников. Если этого не сделать, некому будет ни создавать транспортно-промышленные узлы, ни выполнять Государственную программуРоссийской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика