Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Забайкальский край – региональные аспекты | Издательский дом
#

Забайкальский край – региональные аспекты

 

Начальник управления транспорта и дорожного строительства Министерства территориального развития Забайкальского края Дмитрий Палкин

 

Транспортный комплекс – важнейшая составная часть производственной инфраструктуры Забайкальского края, главной целью функционирования и развития которой является гарантированное и качественное обеспечение потребностей населения в перевозках пассажиров и грузов.

 

Уникальные природные и экономические особенности определяются богатым и разнообразным природным потенциалом, общими границами с Китаем (850 км) и Монголией (800 км). Также по территории края проходят Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали, федеральные автомобильные дороги «Амур» Чита – Хабаровск, «Байкал» Иркутск – Чита и Чита – Забайкальск. Крупный пограничный пункт пропуска Забайкальск обеспечивает основной объем грузооборота между Россией и Китаем. Перевозка пассажиров на территории края осуществляется всеми видами транспорта: водным, воздушным, железнодорожным и автомобильным.

 

 

Транспортная система Забайкалья

 

Основу транспортной инфраструктуры Забайкальского края составляют водный, железнодорожный, автомобильный и воздушный виды транспорта. На каждом из них остановимся отдельно.

 

Водный транспорт

 

 

В транспортном комплексе региона водный транспорт занимает небольшое, но весьма значимое место: в муниципальном районе «Сретенский район» Забайкальского края транспортное обслуживание населения и связь районного центра с 15 поселениями осуществляется по р. Шилка единственным видом транспорта – речным. Автомобильных дорог к указанным поселениям нет.

В соответствии с договором на осуществление регулярных маршрутных перевозок пассажиров водным транспортом общего пользования, заключаемым с Министерством территориального развития Забайкальского края, ООО «Пристань» осуществляет перевозки пассажиров по социально значимому маршруту Сретенск – Нижние Куларки протяженностью 135 км. Пассажирские перевозки осуществляются на пассажирских теплоходах «Заря».

Социально значимые перевозки водным транспортом ежегодно субсидируются из краевого бюджета в объеме чуть более двух миллионов рублей.

В целях улучшения качества транспортного обслуживания населения региона, повышения эффективности функционирования транспортной системы, а также создания необходимых условий для обеспечения инновационного развития края Правительством Забайкальского края утверждена краевая долгосрочная целевая программа «Инновационное развитие транспортного комплекса на территории Забайкальского края (2012–2015 годы)». Программа предусматривает в 2013 и 2015 годах приобретение речных пассажирских судов на воздушной подушке.

Это позволит перевозить пассажиров круглый год и при необходимости обеспечить перевозки в другие труднодоступные населенные пункты, расположенные вдоль берега р. Шилка.

 

Воздушный транспорт

 

Другой социально значимый для региона маршрут выполняется воздушным транспортом: три раза в неделю авиакомпания «Ангара» осуществляет полеты из города Читы в районный центр отдаленного труднодоступного муниципального района Каларский район – село Чара.

Правительство края ежегодно оказывает финансовую поддержку авиакомпаниям в части возмещения убытков, возникающих при выполнении полетов по указанному социально значимому маршруту. В соответствии с Законом Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» на указанные мероприятия предусмотрено 25,6 млн рублей.

В целях эффективного выполнения запланированных программ развития региона, устойчивого авиационного сообщения с удаленными и труднодоступными районами Забайкальского края Правительством Забайкальского края расширен перечень социально значимых маршрутов по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом на территории Забайкальского края.

В перечень включены социально значимые авиамаршруты: Чита – Усугли – Тунгокочен – Красный Яр – Юмурчен, Чита – Усугли – Тунгокочен – Усть – Каренга.

В настоящее время совместно с муниципальными районами проведена определенная работа по восстановлению посадочных площадок в с. Усугли, п. Тунгокочен, с. Красный Яр, п. Юмурчен, с. Усть-Каренга и по обучению комендантов площадок.

 

Исходя из условий обеспечения безопасности полетов, ограничений, изложенных в руководстве по летной эксплуатации воздушных судов, выполнение полетов на малых воздушных судах типа Pilatus, Cessna Grand Caravan на восстанавливаемые посадочные площадки Забайкальского края в настоящее время невозможно по причине высоких требований, предъявляемых к взлетно-посадочной полосе: наличие подготовленной ВПП длиной не менее 1000 м (посадочные площадки в Забайкальском крае имеют длину ВПП менее 1000 м – 400–700 м), укатанный грунт (снег) прочностью не менее 8кг/см2, высота травяного покрытия не более 3–5 см, отсутствие на ВПП и РД несвязанных каменисто-галечных включений).

Работы по восстановлению посадочных площадок до уровня, предъявляемого авиакомпаниями для осуществления полетов на малых воздушных судах типа Pilatus, Cessna Grand Caravan требуют больших финансовых затрат.

 

В связи с этим в настоящее время выполнение пассажирских перевозок на существующие посадочные площадки Забайкальского края возможно на воздушных судах Ан-2, Ми-8, Ми-6.

Выполнение авиарейсов в отдаленные труднодоступные населенные пункты по утвержденным маршрутам планируется выполнять с 2014 года на самолетах Ан-2 ООО «Аэросервис» с привлечением ОАО «Авиакомпания Ангара».

Кроме этого, планируется восстановление посадочных площадок в с. Красный Чикой, с. Менза, с. Тупик, п. Средний Калар, отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, не обеспеченных альтернативными видами транспорта, а также внесение изменений в перечень социально значимых маршрутов по перевозке пассажиров и багажа на территории Забайкальского края, в части включения в указанный перечень авиамаршрутов Чита – Красный Чикой – Менза, Чита – Могоча – Тупик, Чита – Тунгокочен – Средний Калар.

 

Железнодорожный транспорт

 

Железнодорожный транспортявляется ведущим по объему грузооборота в крае. Протяженность железнодорожных путей общего пользования составляет 2399 км (16% общей протяженности железнодорожных путей СФО, или 2-е место в СФО). Эксплуатационная длина – 3410 км. Численность сотрудников – 54 759 человек.

Крупнейшим инвестиционным проектом в сфере железнодорожного транспорта, реализуемым в Забайкалье, является реконструкции участка Карымская – Забайкальск, которая ведется с 2004 года.

Проект предусматривает строительство вторых путей, электрификацию всего участка, реконструкцию станций, реконструкцию существующего пути, строительство производственно технической базы и служебного жилья.

Особое значение придается реализации инвестиционного проекта по строительству новой железной дороги Нарын-1 (Борзя) – Газимурский завод – Лугокан для освоения месторождений юго-востока Забайкальского края.

 

В настоящее время реализуется Iэтап проекта «Строительство железнодорожной линии Нарын (Борзя) – Газимурский завод – Лугокан». В настоящее время построен железнодорожный участок Борзя – Газимурский завод. Ведется строительство железнодорожных путей к перерабатывающим комбинатам.

Кроме этого в соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 года № 887-р, в Забайкальском крае планируется реализация проектов по строительству новых железнодорожных линий: Новая Чара – Апсатская, Новая Чара – Чина, Приаргунск – Березовское, Могзон – Новый Уоян.

Важное место в транспортной системе Забайкальского края занимают пригородные железнодорожные перевозки пассажиров.

Учитывая ключевую роль железнодорожного транспорта в развитии экономики Забайкальского края, с целью реализации государственной политики на железнодорожном транспорте, его эффективного функционирования и развития в регионе, удовлетворяющего потребности населения в транспортных услугах, в 2012 году создана ОАО «Забайкальская пригородная пассажирская компания». Совместными учредителями ОАО «Забайкальская пригородная пассажирская компания» являются ОАО «РЖД» и правительство Забайкальского края.

 

Железнодорожный транспорт на территории Забайкальского края перевозит пассажиров более чем по 30 пригородным маршрутам.

При этом остается актуальной проблема субсидирования пригородных железнодорожных перевозок, характерная практически для всех субъектов РФ, поскольку их бюджеты часто не в состоянии полностью погасить убытки железнодорожным перевозчикам.

 

Автомобильный транспорт

 

Автомобильный транспортявляется одним из важнейших элементов транспортного хозяйства Забайкальского края, оказывающих огромное влияние на социальное и экономическое развитие края.

Перевозки пассажиров и грузов в крае осуществляют свыше 3600 предприятий различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей. В перевозочном процессе задействовано около 13 000 единиц подвижного состава. Это количество позволяет в целом обеспечить потребности региона в перевозках грузов и пассажиров.

Постоянно расширяется сеть междугородных автобусных маршрутов. В крае действует 59 межмуниципальных маршрутов, 6 межрегиональных и 2 международных маршрута.

Перевозки пассажиров городским электротранспортом производит МУП «Читинское троллейбусное управление», которым задействовано около 100 троллейбусов.

Государственную поддержку получают транспортные организации (перевозчики), осуществляющие социально значимые пассажирские перевозки в пригородном и межмуниципальном сообщении, и транспортные организации (перевозчики), предоставляющие льготный проезд отдельным категориям граждан на территории края.

 

Развитие транспортной инфраструктуры предполагается путем применения современных информационных технологий. В данном направлении проводится работа по созданию:

– региональнойнавигационно-информационной системы на базе ГЛОНАСС;

– системы оказания транспортных услуг в электронном виде с использованием единой электронной карты;

– автоматизированных систем управления дорожным движением (АСУДД).

Кроме этого планируется обновление парка подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования, строительство автовокзала в г. Чите в целях предоставления более качественных транспортных услуг жителям и гостям Забайкальского края.

Организацией перевозок занимается Министерство территориального развития Забайкальского края, которое каждые пять лет проводит конкурсы и заключает договоры на перевозку пассажиров автомобильным транспортом. Организация перевозок по пяти социально значимым маршрутам в отдаленные районы Забайкальского края финансируется из краевого бюджета. Остальные междугородние перевозки – коммерческие.

 

        

Задачи на 2013–2014 годы

 

Основные задачи развития транспортной отрасли, на решение которых будет направлена деятельность Министерства территориального развития Забайкальского края:

·        реализация мероприятий краевой долгосрочной целевой программы «Безопасность дорожного движения в Забайкальском крае на 2013–2020 годы» и мероприятий краевой долгосрочной целевой программы «Инновационное развитие транспортного комплекса на территории Забайкальского края (2012–2015 годы)»;

·        обеспечение доступности воздушных, водных, автомобильных и железнодорожных услуг для населения на основе организации и поддержки социально значимых перевозок пассажиров, в том числе в отдаленные и труднодоступные населенные пункты края;

·        продолжение работы по подготовке посадочных площадок для организации выполнения авиационных работ и перевозки пассажиров;

·        развитие международных авиасообщений;

·        проработка вопроса по строительству автовокзала в г. Чите;

·        реализация государственной функции регионального государственного контроля за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Забайкальского края, осуществление контроля за исполнением договорных обязательств перевозчиками и за несанкционированными перевозками.

 

 

Решение поставленных задач позволит увеличить транспортную доступность самых отдаленных уголков края, сформировать круглогодичное наземное сообщение в комплексе с надежной работой всех видов транспорта, что станет ключом к решению целого ряда социально-экономических проблем региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика