Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Генеральные схемы развития | Издательский дом

Генеральные схемы развития

 

Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса РФ Александр Давыденко

 

В соответствии с ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» объем перевалки грузов в 2013 году должен составить 610 млн тонн. В этом году планируется прирост порядка 30 млн тонн мощностей. Прирост будет достигнут прежде всего за счет реализации проектов развития мощностей в морских портах Усть-Луга, Большой порт Санкт-Петербург, Калининград, Новороссийск, Ванино и др.

 

 

Российские порты

 

Мощности отечественных портов за период с 2004 года увеличились практически вдвое, или более чем на 380 млн тонн, что позволило превзойти еще по итогам 2010 года полумиллиардный рубеж перевалки грузов, а к настоящему времени увеличить объем перевалки до 567 млн тонн.

Стратегией развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года предусматривается увеличение объемов перевалки грузов до миллиарда тонн и создание портовых мощностей в объеме не менее 1,4 млрд тонн к 2030 году. Эти мощности позволят обеспечить необходимый резерв для выполнения условия «опережающего развития» транспортной инфраструктуры по отношению к экономике страны. При этом прогнозируется, что объем привлекаемых частных средств составит от 2,5 до 3,0 рубля на 1 рубль федеральных средств.

В настоящее время стратегия прошла все стадии согласования, получила одобрение Морской коллегии при Правительстве РФ и готова к внесению в Правительство РФ. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года – это ориентир для работы на долгосрочную перспективу, в том числе с инвесторами и партнерами.

 

 

Технологическая связь на внутренних водных путях

 

Росморречфлот совместно с подведомственными ему предприятиями планомерно проводит комплекс мер, направленных на развитие навигационного обеспечения и безопасности судоходства на внутренних водных путях. В первую очередь это касается реконструкции систем связи бассейнов и создания береговых систем мониторинга флота. Одновременно ведется большая работа по оснащению судов технического флота ГБУ и ФГУП «Канал имени Москвы».

В 2013 году Росморречфлот принимает участие в выполнении следующих мероприятий:

– приемка государственной комиссией законченного строительством объекта «Интегрированная цифровая сеть «Беломорско-Онежского ГБУВПиС» (Iэтап);

– приемка государственной комиссией законченного строительством объекта «Реконструкция сети бассейновой связи Волго-Донского ГБУВПиС».

Продолжаются работы по оснащению судовыми технологическими комплексами, работающими с использованием сигналов системы ГЛОНАСС и других глобальных навигационных систем, для создания корректуры электронных навигационных карт на внутренних водных путях, морских судоходных путях, трассах Северного морского пути, в акваториях морских и речных портов. В 2013 году в интересах ФБУ, ФГУ ГБУВПиС планируется оснащение четырьмя автоматизированными промерно-изыскательскими комплексами, двадцатью двумя судовыми обстановочными комплексами и четырьмя автоматизированными технологическими комплексами (автоматизированными системами координированного управления позиционированием).

 

 

Научно-техническое обеспечение

 

В 2013 году Росморречфлот принимает участие в выполнении следующих научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР).

 

По федеральной целевой программе «Развитие гражданской морской техники» на 2009–2016 годы в 2013 году будут выполнены НИОКР по разработке концептуальных и технических проектов следующих типов судов:

– арктических судов-снабженцев дедвейтом 5–10 тысяч тонн самостоятельного ледового плавания для обеспечения северного завоза в порты и необорудованные портопункты трассы (включая вариант судна с двухтопливным двигателем, способным работать и на газе, и на жидком топливе);

– морских железнодорожно-автомобильных паромов для направления порты Махачкала – Оля – Актау – Туркменбаши – порты Ирана с улучшенной мореходностью;

– круизного пассажирского судна типа река – море вместимостью 500 пассажиров класса «Волго-Балт макс» и круизного пассажирского судна типа река – море вместимостью 250–300 пассажиров класса «Волго-Дон макс»;

– круизного пассажирского судна усиленного ледового класса вместимостью 200 пассажиров для плавания в Северном и Дальневосточном бассейнах;

– больших круизных пассажирских судов вместимостью 1000 и более пассажиров для круизов вокруг Европы, по Черному и Средиземному морям из российских портов Санкт-Петербург и Сочи;

– речного пассажирского судна для местных линий вместимостью 100 пассажиров в «северном варианте»;

– речных пассажирских и грузопассажирских паромных судов для местных линий и переправ с ледовым классом Речного Регистра «Лед-40» по предложению Правительства Архангельской области России (три типа судов);

– морского пассажирского судна вместимостью 100 пассажиров (взамен судов типа «Юшар») для работы в Белом и Баренцевом морях (по предложению Правительства Архангельской области России).

Выполнение работ по корректировке программы позволит начать в 2013 году выполнение следующих проектов:

– новых пассажирских судов речного плавания для межрегиональных перевозок в европейской и восточной части Российской Федерации (бассейны рек Лены, Оби, Волги):

пассажирское судно вместимостью 150 пассажиров для межрегиональных перевозок в бассейне рек Лены и Енисея;

пассажирское судно вместимостью 100 пассажиров для межрегиональных перевозок в бассейне реки Волги;

– учебно-производственного судна нового поколения;

– нового танкера смешанного плавания река – море для гарантированного завоза грузов в арктические районы России;

– землесосного снаряда для дноуглубительных работ на барах сибирских рек;

– судна для обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях (обстановочного судна) класса «М» 3,0 («Лед-30») А;

– мелкосидящего дизельного ледокола мощностью около 4,5 МВт для Каспийского и Азовского бассейнов.

 

По подпрограмме «Морской транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» в 2013 году будут выполнены НИОКР, направленные на:

– научное обеспечение мониторинга подпрограммы, определение эффективности реализации программных мероприятий;

– научное сопровождение повышения комплексной безопасности и устойчивости морской транспортной системы;

 

По подпрограмме «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» в 2013 году будут выполнены НИОКР, направленные на:

– научное сопровождение (инвестиционные обоснования) развития инфраструктуры внутренних водных путей;

– научно-техническое сопровождение мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений;

– проведение научных исследований по развитию сетей технологической связи, систем управления движением и информационного обеспечения.

В 2013 году будут проведены НИОКР по подпрограмме «Освоение и использование Арктики» ФЦП «Мировой океан» (III этап) и внепрограммным исследованиям и разработкам.

В настоящее утвержден Перечень НИОКР, выполняемых по заказам Росморречфлота на 2013 год, и проводятся мероприятия по проведению конкурсных процедур.

 

 

Аварийно-спасательные работы и ЛРН

 

В области аварийно-спасательного обеспечения основные направления деятельности Росморречфлота были направлены на совершенствование деятельности функциональных подсистем Минтранса России (Росморречфлота) единой РСЧС, созданных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года № 335 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794»):

– по организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море, в поисково-спасательных районах Российской Федерации (далее – ФПС SAR).

Приказом Минтранса России от 26 ноября 2007 года № 169 утверждено Положение о функциональной подсистеме организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море, в поисково-спасательных районах Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (приказ зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2007 года за № 10 771);

– по организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности (далее – ФПС ЛРН на море).

Приказом Минтранса России от 6 апреля 2009 года № 53 утверждено Положение о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности» (приказ зарегистрирован в Минюсте России 13 мая 2009 года, рег. № 13 917);

– по организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта (далее – ФПС ЛРН на ВВП).

Проект Положения ФПС ЛРН на ВВП (подготовлен, проходит стадию согласований) строится на положениях действующих нормативных актов и предусматривает в соответствии с ними планирование работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и создание аварийно-спасательных формирований для осуществления работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов судоходными компаниями.

Основу сил и средствфункциональных подсистем на море составляют ФБУ «Госморспасслужба России» вместе с Государственным морским спасательно-координационным центром (ГМСКЦ), морскими спасательно-координационными центрами (МСКЦ), морскими спасательными подцентрами (МСПЦ), федеральным государственным унитарным предприятием «Балтийское бассейновое аварийно-спасательное управление» (далее – ФГУП «Балтийское БАСУ») и его филиалами.

В настоящее время система Госморспасслужбы России находится в стадии реформирования. В морских бассейнах Российской Федерации оперируют ФГУП «Балтийское БАСУ», 8 его филиалов (Калининградский, Северный, Архангельский, Азово-Черноморский, Каспийский, Приморский, Сахалинский, Камчатский), 7 МСКЦ и 6 МСПЦ.

В 2013 году планируется завершить реформирование ФБУ «Госморспасслужба России», которое будет иметь в своем составе 9 филиалов (Балтийский, Калининградский, Северный, Архангельский, Азово-Черноморский, Каспийский, Приморский, Сахалинский и Камчатский), 7 МСКЦ и 6 МСПЦ.

Количественный и качественный уровень аварийно-спасательной готовности (далее – АСГ) определяется ФБУ «Госморспасслужба России» по согласованию с ФГУП «Балтийское БАСУ» в зависимости от конкретной обстановки, наличия сил и средств на морских бассейнах и утверждается Росморречфлотом. В зоне ответственности каждого филиала ФГУП «Балтийское БАСУ» на дежурстве находятся многоцелевое спасательное судно или буксирно-спасательное судно с оборудованием для ликвидации разливов нефти (далее – ЛРН), морспецподразделение ЛРН с соответствующим оборудованием, вспомогательные суда и катера.

Основу средств реагирования на разливы нефти в морских портах составляют силы и средства ФГУП «Балтийское БАСУ» и его филиалов, а также других аварийно-спасательных формирований, привлекаемых на договорной основе.

В целях совершенствования профессиональной подготовки морских спасателей ФБУ «Госморспасслужба России» разработаны, согласованы и утверждены Росморречфлотом установленным порядком рекомендованные программы повышения квалификации специалистов, участвующих в ликвидации последствий морских аварий, поиске и спасании людей, оказании помощи аварийному судну, предупреждению и ликвидации разливов нефти на море. Данные программы предназначены для подготовки морских спасателей трех категорий: руководитель операции, руководитель на месте действия, участник на месте действия.

За 5 месяцев 2013 года ГМСКЦ, МСКЦ и МСПЦ организовали координацию деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб при проведении 38 операций по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море, в поисково-спасательных районах Российской Федерации. Всего спасено 115 человек, в том числе 8 иностранцев. Всего в поисково-спасательных операциях приняли участие 30 судов и катеров, 1 самолет и 6 вертолетов от аварийно-спасательных служб федеральных органов исполнительной власти и судоходных компаний. От аварийно-спасательных формирований ФГУП «Балтийское БАСУ» в поисково-спасательных операциях принимали участие 7 спасательных судов.

Из 9 аварийных происшествий, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов на море, силы и средства АСФ ФГУП «Балтийское БАСУ» и его филиалов приняли участие в 7 случаях.

Кроме того, в соответствии с Международной конвенцией по спасанию 1989 года силы и средства аварийно-спасательных формирований приняли участие в буксировках АС – 2, снятию с мели АС – 2, ликвидациях поступления на АС забортной воды – 1.

В целях предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на морских бассейнах России силами и средствами ФГУП «Балтийское БАСУ» и филиалов организовано несение АС/ЛРН-готовности в соответствии с Положением об организации аварийно-спасательного обеспечения на морском транспорте, утвержденным приказом Минтранса России от 7 июня 1999 года № 32. Одновременно несение дежурства осуществляют более 50 судов и 400 морских спасателей, в том числе свыше 200 человек персонала морспецподразделений для ЛРН.

Для отработки действия сил и средств, органов управления, организации взаимодействия со спасательными службами других ведомств и иностранных государств при поиске и спасании, при ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Росморречфлотом совместно с ФБУ «Госморспасслужба России» в первом полугодии 2013 года проведены:

– 5 июня 2013 года – бассейновое учение по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море, в поисково-спасательном районе МСПЦ Тамань;

– 10 июня 2013 года – международное комплексное учение «Баренц-2013».

В 2013 году силы и средства Росморречфлота приняли участие:

12 июня 2013 года – в международном учении «Балекс – Дельта – 2013». Организовала и провела Германия.

При современном интенсивном развитии разведки месторождений, добычи и транспортировки нефти и нефтепродуктов необходим прогноз возможных рисков их разливов на море. Эти риски оцениваются Росморречфлотом и ФБУ «Госморспасслужба России» при рассмотрении планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов организаций (далее – планы ЛРН), при этом определяется количество сил и средств, достаточное для ликвидации ЧС, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, с учетом их максимально возможных объемов. В 2013 году ФБУ «Госморспасслужба России» рассмотрено 25 планов ЛРН, из них 18 согласовано в Росморречфлоте.

Приказом Минтранса России от 6 апреля 2009 года № 53 утверждено Положение о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности.

Координационными органами данной функциональной подсистемы являются:

– на федеральном и региональном уровнях – комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС) Росморречфлота;

– на объектовом уровне – КЧС организаций, находящихся в ведении Росморречфлота, КЧС организаций независимо от их ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваториях.

Органами повседневного управления функциональной подсистемы являются:

– на федеральном уровне – ФБУ «Госморспасслужба России», осуществляющее управление через Государственный морской спасательно-координационный центр (ГМСКЦ);

– на региональном уровне – морские спасательно-координационные центры, морские спасательные подцентры и диспетчерские службы ФГУП «Балтийское БАСУ» и его филиалов;

– на объектовом уровне – дежурно-диспетчерские службы организаций морского транспорта, морских портов, филиалов ФГУП «Росморпорт», судоходных компаний и других организаций независимо от их ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов на морских акваториях.

В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» распоряжением Росморречфлота от 14 ноября 2012 года № АД-304-р создана Комиссия Федерального агентства морского и речного транспорта по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляющих деятельность в рамках функциональных подсистем Росморречфлота единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обслуживающих организации (или их представительства и филиалы), эксплуатирующие объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности Росморречфлота. По результатам работы указанной комиссии в 2013 году аттестованы установленным порядком 11 профессиональных АСФ и 251 спасатель.

 

 

Возрождая водный путь

 

На протяжении нескольких лет регулярное пассажирское сообщение вдоль Черноморского побережья было фактически прекращено или функционировало посредством деятельности частных компаний с очень слабой организацией и недостаточным опытом. Первый шаг к возрождению морской транспортной инфраструктуры был сделан ФГУП «Росморпорт», силами которого реконструированы 7 морских терминалов: Адлер, Кургородок, Хоста, Мацеста, Дагомыс, Лоо, Лазаревское.

Необходимость реализации данного проекта была обусловлена следующими факторами:

·        высокой интенсивностью посещения прибрежной полосы от Адлера до Лазаревского района жителями и гостями Большого Сочи;

·        привязкой этих территорий к транспортным и экскурсионным маршрутам;

·        популярностью водных видов отдыха в период летней навигации;

·        перспективой включения морских терминалов в маршруты регулярных линий морских перевозок.

Одним из первых был введен в эксплуатацию Адлерский морской терминал (в 2011 году). На нем был размещен таможенно-пограничный пункт пропуска через границу РФ. Эксплуатация данного терминала показала, что необходимо учитывать сезонность перевозок, рассчитанных на туристический сегмент, а также местное население, которое положительно воспринимает возможность поехать в праздничные и выходные дни на отдых в близлежащую Республику Абхазия.

Покупка Росморпортом судов, удовлетворяющих потенциальным требованиям сегмента рынка пассажирских перевозок, в навигации 2011 и 2012 годов позволила получить ценную аналитическую информацию и оперировать следующими показателями в части обеспечения регулярного пассажирского сообщения с Республикой Абхазия:

§        56% пассажиров использовали поездку как тур одного дня;

§        40% пассажиров приобрели турпакет, включающий перевозку и экскурсионную программу в Республике Абхазия;

§        и только 4% воспользовались перевозкой как морским транспортным средством, на что есть объективные причины: по метеоусловиям поездка может не состояться; трудно добраться до причала в Адлере от ж/д вокзала и аэропорта (нет транспортных маршрутов, за исключением такси).

Абхазское направление пользовалось высоким спросом, о чем свидетельствует динамика роста пассажиропотока при регулярном ежедневном расписании. В 2012 году было перевезено на 21% пассажиров больше, чем в 2011 году.

Изучение структуры пассажирских перевозок водным транспортом за последние 3 года в порту Сочи, а также анализ сегмента прогулочных круизных услуг, оказываемых в курортный сезон в портопунктах от Адлера до Лазаревского, позволяет сделать вывод о стабильно высоком спросе на прогулочно-экскурсионные поездки с июня по сентябрь включительно. Поэтому введение в эксплуатацию 7 морских терминалов будет способствовать развитию этого направления и сделает популярным морское сообщение вдоль побережья по всему району Большого Сочи.

 

 

Транспортная безопасность порта Сочи во время и после Олимпиады

 

Обеспечение транспортной безопасности на акватории морского порта Сочи осуществляется на основании ст. 15 ФЗ от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На территории морского порта Сочи ФГУП «Росморпорт» запланированы следующие четыре этапа мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и обеспечению пропускного режима:

 

1. Предоставление сведений об ОТИ в компетентный орган в сфере обеспечения транспортной безопасности для категорирования и внесения данных в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры.

2. Организация проведения оценки уязвимости ОТИ.

3. Разработка плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

4. Реализация утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

В настоящий момент три первых пункта вышеуказанного плана реализованы.

Реализация четвертого пункта программы распространяется на период олимпиады и постолимпийский период и включает в себя:

1)    организацию видеонаблюдения;

2)    установку систем контроля и управлением доступом;

3)    выставление необходимого числа постов охраны;

4)    строительство досмотровых павильонов;

5)    строительство периметральных ограждений;

6)    прочие мероприятия, необходимые для обеспечения безопасности на период Олимпиады и постолимпийский период.

 

В связи с проведением в городе Сочи зимних Олимпийских игр 2014 года прогнозируется значительное увеличение интенсивности судоходства в акватории Черного моря.

Аварийно-спасательную готовность в акватории морского порта Сочи несут силы и средства аварийно-спасательного формирования Азово-Черноморского филиала ФГУП «Балтийское БАСУ» системы Госморспасслужбы России, способные выполнять полный комплекс аварийно-спасательных работ в море.

В плане развития сил, несущих аварийно-спасательную готовность, в порту Сочи планируется развертывание и усиление береговых подразделений: водолазной станции и морспецподразделения с оборудованием для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Также в готовности к усилению сил и средств находятся спасательное судно «Меркурий», водолазные суда и катера, спасательные катера-бонопостановщики, дислоцирующиеся в порту Новороссийск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика