Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Инфраструктура – ключевой элемент предпринимательской среды | Издательский дом

Инфраструктура – ключевой элемент предпринимательской среды

 


Заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов

 

 

Развитая инфраструктура – это важный фактор при выборе места размещения экономической деятельности. Высокоразвитая инфраструктура снижает эффект удаленности регионов: объединяет национальный рынок и связывает его с рынками других стран и регионов, при этом снижая стоимость таких перемещений. Кроме того, разветвленность и качество инфраструктуры стимулируют экономический рост и сокращают неравномерность распределения доходов.

 

 

Слагаемые успеха

 

Эффективно работающая транспортная сфера (включая автомобильные и железные дороги, порты и воздушный транспорт) позволяет предпринимателям своевременно и с гарантией безопасности представлять свои товары и услуги на рынке и обеспечивать перемещение трудовых ресурсов. Вот почему в Индексе глобальной конкуренции Всемирного экономического форума показатель развитости инфраструктуры отнесен к одному из 12 слагаемых конкурентоспособности.

В рейтинге глобальной конкурентоспособности 2011–2012 годов Россия заняла 66-е место из 142 стран. При этом по показателю развитости инфраструктуры – 47-е место. В свою очередь, показатель развитости инфраструктуры состоит из показателей качества инфраструктуры в целом: качества автомобильных дорог, железнодорожной и портовой инфраструктуры, качества инфраструктуры воздушного транспорта и мощности пассажирских авиаперевозок, качества электроснабжения, числа стационарных телефонов на 100 человек, числа абонентов мобильной связи на 100 человек.

 

 

Показатели качества

 

По показателю «качество инфраструктуры в целом» Россия занимает 94-е место с индексом 3,6 (по семибалльной шкале).

По показателю «качество дорог» – 125-е место с индексом 2,4 (по семибалльной шкале).

По показателю «качество железнодорожной инфраструктуры» – 31-е место с индексом 4,1 (по семибалльной шкале).

По показателю «качество портовой инфраструктуры» – 93-е место с индексом 3,7 (по семибалльной шкале).

По показателю «качество инфраструктуры воздушного транспорта» – 104-е место с индексом 3,8 (по семибалльной шкале).

По показателю «мощности пассажирских авиаперевозок, млрд пкм» – 13-е место с показателем 2,5 млрд пкм.

Таким образом, состояние транспортной инфраструктуры уже сегодня является сдерживающим фактором предпринимательской активности и, как следствие, роста инвестиций.

Сегодня из 67,4 трлн рублей прогнозируемого на 2013 год отечественного ВВП только 14,2 трлн (21,1%) планируется направить на инвестиции. В СССР этот показатель составлял 40%, в Китае – 46%, в Японии, Корее во время развития – около 40%, а в Казахстане сегодня – 37%.

Вот почему развитие транспортной системы является одним из приоритетов социально-экономического развития нашего государства.

 

 

Отвечать всем требованиям

 

28 декабря 2012 года Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу «Развитие транспортной системы». Программа подготовлена на период до 2020 года и отвечает на основные вызовы, стоящие перед транспортной системой. Среди них:

·        низкая транспортная подвижность населения; высокая доля транспортных затрат в себестоимости продукции;

·        низкий уровень безопасности транспортных процессов; недостаточное использование транспортного потенциала страны на мировом рынке транспортных услуг.

Приоритетами программы являются: расшивка «узких мест» транспортной инфраструктуры; обеспечение нормативного содержания и ремонта объектов транспортной инфраструктуры; повышение доступности (ценовой и пространственной) транспортных услуг для населения; повышение транспортной безопасности; удовлетворение транспортных потребностей внешней торговли.

Мероприятия программы состоят из мероприятий инвестиционного и текущего характера и мер государственного регулирования. Все мероприятия программы синхронизированы по срокам реализации и сбалансированы между собой. Мероприятия сгруппированы по двум федеральным целевым программам «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» и «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009–2020 годы)» в Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте и восьми подпрограммах.

Предполагается, что инфраструктура различных видов транспорта будет развиваться на основе единого скоординированного плана с учетом межотраслевого баланса. Общий объем финансирования программы за счет всех источников составляет 12,5 трлн рублей, из них за счет средств федерального бюджета – 7,3 трлн рублей. Практически все инвестиционные мероприятия реализуются в рамках федеральных целевых программ, что позволяет использовать принцип комплексности проектов, скоординировав деятельность всех участников их реализации для достижения максимального эффекта. Объем инвестиций из федерального бюджета в рамках программы составит за время ее реализации 4 трлн рублей. Это 80% всех инвестиций из федерального бюджета в транспортный комплекс.

 

 

Мировая практика

 

Очевидно, что решение задачи необходимого финансирования транспортного сектора не может быть целиком возложено на государственный бюджет. Необходимо задействовать внебюджетные источники. Для повышения эффективности предусмотренных государственных инвестиций, а также привлечения внебюджетного финансирования (в объеме 5,1 трлн рублей) планируется использовать следующие зарекомендовавшие себя в мировой практике механизмы: привлечение внебюджетных средств под гарантии РФ; привлечение внебюджетных инвестиций с использованием механизмов государственно-частного партнерства; создание специализированных инфраструктурных фондов (например, Дорожный фонд, Инвестиционный фонд).

Основываясь на мировом опыте, 25 апреля 2012 года утвержден Федеральный закон № 38-ФЗ, в рамках которого уже появилась возможность заключать долгосрочные комплексные контракты на весь жизненный цикл проекта (проектирование, строительство, реконструкцию и содержание объектов транспортной инфраструктуры), что в свою очередь позволяет привлекать не только финансовые ресурсы частного сектора в создание объектов государственной собственности, но и их опыт и инновации, в том числе при проектировании объектов.

При привлечении частного инвестора на весь срок проекта создается эффективный механизм его стимулирования по снижению приведенных затрат проекта на всем протяжении жизненного цикла и увеличению качества создаваемого объекта.

Введение платы концедента по концессионному соглашению в свою очередь сокращает риски частных инвесторов и в конечном итоге позволяет снизить стоимость привлекаемого капитала.

Для этих же целей в указанном законе предусмотрена возможность заключения прямого соглашения между финансирующей организацией и концедентом, которое предусматривает право на замену концессионера по заключенному концессионному соглашению в случае банкротства последнего без проведения конкурсных процедур.

Планируется, что начиная с 2015 года более половины всех автомобильных дорог ГК «Автодор» будут строиться по комплексным долгосрочным контрактам с частным финансированием продолжительностью 4 и более лет.

В настоящее время Минфином России подготовлены поправки в Бюджетный кодекс РФ в части возможности принимать государству на себя обязательства по предоставлению субсидий в рамках концессионных соглашений на срок действия таких соглашений. Эти поправки, по нашему мнению, позволят существенно снизить риск частного инвестора при реализации концессионных соглашений.

Вместе с тем нам предстоит еще большая работа по развитию институциональных основ ГЧП. Надеемся на тесное сотрудничество в этом вопросе.

Безусловно, успех этого зависит в значительной мере от инвестиционного климата в стране в целом. Ведь инвестиции в инфраструктуру, пожалуй, являются самым сложным сектором для частных инвестиций.

 

 

Достигнутые результаты

 

Несмотря на все трудности, первые проекты стартовали во всех транспортных отраслях.

Дорожная отрасль: реализация принципиально новых для современной России концессионных проектов.

Морские порты: в части инфраструктуры морских портов следует отметить проекты по созданию и развитию крупных портов Тамань, Новороссийск, Усть-Луга, Мурманск, Восточный-Находка, Сабетта.

Аэропорты: частные инвестиции в аэропортовую инфраструктуру направлены пока только на создание терминалов. Государство финансирует плоскостные сооружения. По такой схеме обновлены десятки аэропортов (Анапа, Минеральные Воды, аэропорты московского авиаузла, Владивосток, Новосибирск и др.).

Однако новые проекты создания аэропортовых комплексов, так называемые гринфилд-проекты (green field), планируется осуществлять в соответствии с международной практикой комплексно, совместно с частным инвестором. Параллельно с реализацией текущих проектов ведется дальнейшая «настройка» механизмов привлечения частных инвестиций и переход к их широкому применению.

Реализация в полном объеме мероприятий программы позволит существенно улучшить ключевые показатели эффективности транспортного комплекса и будет способствовать достижению показателей, установленных указами Президента РФ от 7 мая 2012 года. Подвижность населения в 2020 году возрастет в 1,5 раза и составит более 10 тысяч км на 1 жителя. Ожидается, что к 2030 году подвижность составит уже более 15,5 тысячи км на 1 жителя, что сопоставимо с уровнем транспортной подвижности населения в развитых зарубежных странах.

Это означает повышение уровня жизни населения и увеличение фонда свободного времени граждан, рост эффективности использования трудовых ресурсов и производительности труда в 1,6–1,7 раза. Мобильность населения является важнейшим фактором экономического роста страны и непосредственно влияет на темпы реализации приоритетных проектов в области сельского хозяйства, здравоохранения, образования, решения жилищных проблем.

Решение задач по комплексному развитию инфраструктуры всех видов транспорта на основе принципов логистики и мультимодальных перевозок обеспечит снижение транспортных издержек в цене готовой продукции до 12–16%. Это позволит уменьшить транспортную нагрузку на экономику на 0,9% ВВП – около 2 трлн рублей.

Важным результатом повышения конкурентоспособности транспортной системы станет рост экспорта транспортных услуг в 2 раза и объема транзитных перевозок за счет повышения привлекательности российских коммуникаций для транзитных грузопотоков. Это будет способствовать созданию единого транспортного пространства от Атлантического до Тихого океана, укреплению разноформатного сотрудничества в Арктике.

Доля транспортного комплекса в общем объеме экспорта товаров и услуг возрастет к 2020 году в 1,3 раза.

Реализация мероприятий по обеспечению безопасности, включая повышение надежности объектов инфраструктуры, безопасности судоходства, развитие Единой системы управления воздушным движением, спутниковых систем навигации, переоснащение аварийно-спасательных служб, будет способствовать повышению транспортной безопасности и снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

Число происшествий на транспорте снизится на 30% к уровню 2011 года. Комплекс мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, наряду с мероприятиями по улучшению состояния автомобильных дорог, позволит снизить социальный риск (число погибших в результате ДТП – до 13–14 случаев на 100 тысяч населения к 2020 году). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика