Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Вклад саморегулирования в строительство | Издательский дом
#

Вклад саморегулирования в строительство

 

Председатель Комитета по транспортному строительству Национального объединения строителей, генеральный директор СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леонид Хвоинский

 

Разработка стандартов, организация и контроль повышения квалификации и аттестации инженерно-технических работников, создание региональных центров подготовки рабочих специалистов для дорожного и транспортного строительства, гарантированная ответственность за качество и безопасность выполняемых строительных работ – всем этим в России уже пять лет занимается институт саморегулирования.

 

 

Успешный старт

 

Старт развитию саморегулирования в строительстве дал закон № 148-Ф3, принятый в середине 2008 года. Многие строительные организации дорожной и транспортной отраслей, в основном занятые на федеральных объектах, отреагировали на него объединением в саморегулируемую организацию НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ». После тщательной проверки на соответствие действующему в России законодательству и требованиям саморегулирования более 400 предприятий из 65 регионов РФ получили свидетельства о допуске и смогли ежегодно общими усилиями выполнять объемы строительных работ, превышающие 700 млрд рублей в год. Их весомым вкладом в экономику страны стало строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга, федеральной автомагистрали Чита – Хабаровск, мостового перехода на остров Русский через пролив Босфор Восточный во Владивостоке, олимпийских объектов в Сочи, М-4 «Дон» и многих других значимых сооружений. Без участия членов партнерства не обходятся и новые приоритеты – строительство автомагистрали Москва – Санкт-Петербург, Центральной кольцевой автомобильной дороги, автомагистралей «Лена», «Колыма», «Вилюй» и  мостового перехода через реку Лену в Якутии.

 

Успешной трудовой деятельности подрядных предприятий способствуют 5 лет плодотворной работы партнерства, выполняющего задачи, которые ставятся на ежегодных общих собраниях. За прошедшее время, в процессе осуществления своих функций СОЮЗДОРСТРОЙ стал эффективно действующей саморегулируемой организацией. Партнерство уверенно заявило о себе в дорожно-транспортном сообществе как о силе, способной организовывать и брать на себя решение самых актуальных задач современного этапа развития.

 

Руководители и специалисты дорожной отрасли знакомы с отдельными направлениями работы СОЮЗДОРСТРОЯ. Например, высоко котируется выполненный саморегулируемой организацией перевод иностранных норм, заложивший основу для формирования современных отраслевых документов по техническому регулированию, по гармонизации нормативных баз России и зарубежья. Все более заметной и значимой становится работа, выполняемая в сфере подготовки и переподготовки кадров. Растет интерес дорожного сообщества к разработанным стандартам СРО. Одобрение специалистов из предприятий – членов партнерства получила инициатива, связанная с проведением ознакомительных семинаров по внедрению современных технологий: в числе последних рассмотренных тем было применение теплых асфальтобетонных смесей в дорожном строительстве. Не остается без внимания и высокой оценки специалистов дорожно-транспортной отрасли участие саморегулируемой организации в законотворческой деятельности. Руководители и представители партнерства на всех отраслевых и общественных форумах выражают и отстаивают мнение сотен российских предприятий, объединенных институтом саморегулирования.

 

 

За стандартом стандарт

 

Перевод иностранных нормативных документов стал одним из своевременных шагов на фоне вхождения России в ВТО и выполнения дорожной отраслью поставленных Президентом РФ задач  по формированию Таможенного союза. Качественно выполненные и научно адаптированные переводы нескольких тысяч страниц иностранных нормативов стали доступны любому желающему, без каких-либо условий, с искренним пожеланием активно включаться в процессы формирования новых технических регламентов и сводов правил.

Это направление деятельности продолжилось разработкой стандартов СРО. Работа ведется в рамках Программы стандартизации Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), принятой три года назад. Тематика разрабатываемых документов выбирается специально созданным Комитетом по техническому регулированию при Совете партнерства после тщательного анализа предложений от предприятий – членов СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» и согласовывается с НОСТРОЙ. Например, среди актуальных тем оказалось строительство мостов из композитных материалов, термопрофилирование асфальтобетонных покрытий, холодный ресайклинг, стабилизация земляного полотна и многое другое. Всего за прошедшее время разработано 49 стандартов, и работа продолжается. Принятые нормативные документы успешно применяется на практике как предприятиями партнерства, так и членами других саморегулируемых организаций, входящих в НОСТРОЙ.

 

Один из разработанных стандартов занял особое место в практике технического регулирования не только дорожной, но и всей строительной отрасли России. Это «Структура системы нормативных документов НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ». Часть 1. Дорожное хозяйство. Правила построения, изложения, оформления и обозначения стандарта организации». В нем четко обозначены и выстроены все уровни работы в области технического регулирования, что позволяет разработчикам других отраслей органично дополнять созданную схему своими стандартами, исключая дублирование документов. Стандарт получил одобрение Федерального дорожного агентства Минтранса России, ГК «Российские автомобильные дороги» и Комитета по транспортному строительству НОСТРОЙ, его взяли за основу разработчики технических нормативов в области строительства железных дорог.

 

 

Инженерная переподготовка кадров

 

Важным направлением деятельности СРО стала работа с кадрами, которая началась с формирования баз данных. Раз в пять лет каждый специалист из более чем 8 тысяч человек, заявленных для получения свидетельств о допуске к работам, под контролем партнерства повышает квалификацию и проходит аттестацию. Для этого с 2009 года СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» заключило договора о сотрудничестве с 39 ведущими высшими учебными заведениями, такими как Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (АлтГТУ), Оренбургский государственный университет (ОГУ) и другие. Повышение квалификации проводится по специально разработанным программам, согласованным с саморегулируемой организацией. Представители партнерства обязательно участвуют в процессе обучения и входят в состав комиссий, проводящих аттестацию инженерного состава предприятий – членов СРО.

 

Вместе с тем в процессе контроля подготовленности специалистов стало особенно заметно, что проблема нехватки высококвалифицированных инженерных кадров для дорожно-транспортного строительства обостряется с каждым годом. Сейчас в составе организаций – членов партнерства трудятся более 40 тысяч инженерно-технических работников. Из них 32 тысячи человек – дипломированные специалисты по дорожным специальностям и 8200 человек имеют образование по строительству мостов, тоннелей и путепроводов. Мониторинг показывает, что ежегодная потребность в обновлении инженерных кадров по разным причинам (выход на пенсию, увольнение и другие причины) составляет около 10% специалистов от штатного расписания. Саморегулируемая организация по мере возможности содействует подготовке кадров. Во многих вузах представители партнерства входят в состав государственных экзаменационных комиссий. Например, в этом году ГЭК № 3 МАДИ под председательством генерального директора СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» принял защиту дипломных проектов у трех десятков выпускников. Кроме того, совместно с Федеральным дорожным агентством Минтранса России ведется работа по формированию системы непрерывного дополнительного образования. В числе прочих направлений она включает в себя создание программы социальной адаптации и закрепления молодых специалистов на предприятиях дорожного хозяйства.

 

 

Профессиональные рабочие – основа качества

 

Качество и безопасность выполнения строительных работ в дорожно-транспортной сфере зависит не только от уровня подготовки инженерно-технического состава предприятий, большое значение имеют профессиональные качества рабочих кадров. Сейчас под эгидой Национального объединения строителей предпринимаются попытки создать в России сеть хорошо оснащенных ресурсных центров, которые смогли бы вести качественную подготовку рабочих строительных специальностей.

Партнерство, участвуя в создании комплексов для обучения рабочих кадров, приступило к обследованию баз по подготовке специалистов для дорожно-транспортного строительства. Тщательный анализ полученных сведений показал, что уровень, специфика и возможности обучения по определенным профессиям во всех учебных заведениях разные. Подготовка машинистов асфальтоукладчика, автогрейдера, операторов асфальтобетонных заводов и обучение другим основным дорожно-строительным специальностям в большинстве учебных заведений ведется разово, от случая к случаю. Поэтому наблюдается нехватка пособий, слабость материальной базы обучения, отсутствие возможностей для демонстрации способов и приемов работы на современной технике.

 

После всесторонней оценки результатов были выявлены 50 учебных центров, с которыми на постоянной основе взаимодействуют предприятия партнерства по всей России. Из них с 28 у СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» заключены договоры о сотрудничестве. Затем специалисты партнерства начали работу по составлению рейтинга и определению тех заведений, которые могли бы стать базовыми для отдельных регионов нашей страны. В итоге будут определены лучшие из ныне действующих учебных центров. Им планируется оказать помощь в обеспечении методическими рекомендациями, дополнительным учебным оборудованием, в укомплектовании квалифицированными преподавательскими кадрами. Также логичным представляется специализация отдельных центров на обучении той или иной рабочей профессии.

 

 

Под руководством совета

 

Задачи для работы СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» определяются на общем собрании предприятий – членов партнерства, а координируется деятельность с помощью постоянно действующего коллегиального органа управления (Совета партнерства). В его составе 11 опытных руководителей, способных верно оценить достижения и недостатки в работе, наметить пути решения любых проблем. В частности, на первом выездном заседании совета Партнерства в Архангельске свои объекты и достижения представило ОАО «Севзапдорстрой». Там действует спутниковая система мониторинга работы машин и механизмов. С помощью специальных программ отслеживается местонахождение техники, анализируется скорость передвижения, расход топлива, обороты и другие параметры работы. Очень интересен опыт ОАО «Севзапдорстрой» по применению бетонных технологий. К примеру, по устройству монолитного бордюрного камня. Но наиболее важным начинанием можно считать применение технологии термопрофилирования асфальтобетонных дорожных покрытий. По данным специалистов, в результате использования технологии ремиксерной стабилизации стоимость капитального ремонта снижается на 15–20%. Причем в ходе работ максимально используется старое асфальтобетонное покрытие. Инженеры «Севзапдорстроя» постоянно вносят свои предложения в конструкцию машин и совершенствуют технологию. Такой подход к новинкам осуществляют не только в ООО «Севзапдорстрой», куда теперь сами финны приезжают перенимать опыт по модернизации их машин, но и в других предприятиях СРО, например ООО «Стройсервис» в Омске. Там дорожные строители тесно и успешно взаимодействуют с фирмой «Амманн», производящей оборудование для приготовления асфальтобетонных смесей. После покупки и эксплуатации модульных быстровозводимых асфальтобетонных заводов омичи высказывали замечания и вносили предложения, которые зарубежные конструкторы с благодарностью принимали и учитывали, чтобы выпустить новые серии своих изделий более приспособленными для России.

 

 

Секрет успеха

 

Пять лет работы института саморегулирования в России наглядно подтвердили, что выбранный путь формирования и приема в члены в СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» оказался верным. Любое объединение, любая организация должна быть связана общим делом. Строительство – слишком широкое понятие. Можно быть хорошим специалистом в области прокладки каналов и при этом слабо разбираться в вопросах дорожного строительства или в строительстве объектов атомной энергетики. Поэтому саморегулированию следует быть профессионально ориентированным по различным направлениям строительства, а СРО должны быть только отраслевыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика