Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Самые нужные мосты – от человека к человеку | Издательский дом

Самые нужные мосты – от человека к человеку

 

Начальник строительства ООО «Спецмост» Сергей Афанасьев

 

 

Об историческом наследии, реалиях сегодняшнего дня и перспективах мостостроения нам рассказывает начальник строительства ООО «Спецмост» Сергей Афанасьев

 

 

Сергей Григорьевич, какие на сегодняшний день существуют актуальные проблемы капитального ремонта и реконструкции мостовых сооружений Калининградской области?

 

– По большому счету проблема только одна – отсутствие такого количества денег в федеральном бюджете, которое позволило бы все мосты и транспортные развязки Калининградской области привести в соответствие с действующими нормативными документами. Дело в том, что фонд искусственных сооружений в основном достался еще от бывших хозяев Восточной Пруссии. Нормативные нагрузки, под которые строились эти сооружения, давным-давно устарели, ведь веса автомобилей за минувшие годы значительно возросли, нагрузки на ось, соответственно, тоже. Сооружения работают на грани своих возможностей. Безусловно, где-то они еще имеют запас, но все равно требуют капитального ремонта – хотя бы замены опорных частей или защиты арматурных стержней от коррозии. Такую работу собственник сооружений – департамент дорожного хозяйства области – проводит. Другое дело, что фонд слишком большой, речушек, каналов, овражков в области довольно много, и содержать и ремонтировать все это получается затратно.

 

– Какие инновационные конструктивно-технологические решения и материалы, используемые при реконструкции и ремонте мостовых сооружений, вы могли бы выделить?

 

– Как таковые технологии мостостроения остаются практически неизменными последние лет 120, наверное. Они были отработаны еще нашими дедами, а мы сейчас по большому счету их лишь немножечко модернизируем. Если же говорить об инновациях, то речь скорее нужно вести о материалах. В последнее время свою нишу, например, нашло применение фибробетона, появилось довольно много качественных добавок в бетон, увеличивающих его влагонепроницаемость и морозостойкость, что позволяет увеличить и долговечность сооружений. На рынке стало появляться много материалов для перильно-барьерных ограждений. Пока еще они не сильно обкатаны в строительстве, но, в принципе, по прошествии какого-то времени, я думаю, получат широкое распространение. Не так давно в Твери запустили завод, где планируют изготовление небольшого путепровода из композитных материалов. Знаю, что за границей из композита уже пробовали строить пешеходные мостики. В дальнейшем я не скажу, что за ними будущее, но использовать эти материалы для пешеходных мостов – почему бы и нет? Насчет автомобильных сооружений все-таки остаются определенные сомнения, нагрузки там больше, даже не считая сверхнормативных. Из НИИ «Мосты» – профильного института мостостроения, который является законодателем мод – рекомендаций по применению композитных материалов тоже пока не поступало.

 

9 декабря состоялось открытие технического движения по реконструированному Берлинскому мосту, работы на котором выполняла ваша компания. Когда планируется ввод объекта в эксплуатацию?

 

– Что такое сдача объекта в эксплуатацию? Это полное завершение комплекса работ, предусмотренного контрактом и проектно-сметной комплектацией. Полная сдача Берлинского моста планируется на август 2014 года. Будут завершены работы по защите стальных конструкций от коррозии, проведена рекультивация территорий, которые были отведены под строительство, разборка временного мостика, который позволял попасть на остров, и так далее.

Открытие технического движения планировалось на 21 ноября этого года. По причине изменения дорожной обстановки пришлось корректировать схему организации движения, что заняло некоторое время. В начале декабря рабочая комиссия осмотрела установку знаков и прочие параметры, влияющие на безопасность движения, и сооружение признали пригодным к эксплуатации. В результате движение открыли 9 декабря.

Должен сказать, что никаких проблем с финансированием на этом объекте в принципе не было. Все взятые на себя обязательства правительство области выполнило. Деньги были выплачены раньше срока на 8 месяцев. Соответственно, с нашей стороны выполнено обязательство открыть движение в этом году.

 

В чем специфика возведения этого объекта?

 

– Чего-то совсем уж особенного тут не было. Разве что из-за иловых отложений пришлось устраивать свайные основания глубиной 30 метров, но в конце строительства об этом уже и не вспоминается. В такой момент уже хочется сказать, что у нас, мостовиков, все очень просто: пришел, соединил два берега, сверху встали два влюбленных человека, появилась еще одна ячейка общества, и жили они долго и счастливо. Все доработки были связаны преимущественно с декором. К примеру, были доработаны конфигурации опор: снизу мы применили матричную опалубку под искусственный камень, чтобы зрительно смотрелось интереснее. Также на опорах устроили специальные цоколи. На перила установили гербы Калининграда.

 

– Уже появилась информация, что пролеты старого моста, взорванного во время войны, будут демонтированы. Некоторые калининградцы выступают против этого, считая, что тем самым уничтожается памятник войны.

 

– В нашем действующем контракте пункта о разборке старого моста нет. Если деньги в бюджете появятся, мы будем участвовать в проведении конкурса на строительство второй части этого сооружения, но пока об этом разговор еще не идет. Что касается отношения к самому мосту… Памятник войны – это могила неизвестного солдата. Почему никто не возмущается, когда мы разбираем немецкие мостики, которые проходят через каналы в области? Ответ прост: они больше не могут выполнять свою функциональную задачу. Это неизбежно. Старый Берлинский мост архитектурной ценности не представляет, кто бы что ни говорил. С инженерной точки зрения мостов такой конструкции – уравновешенной консоли – довольно. И те, кто считает, что этот мост просто разведен, глубоко ошибаются. На время окончания войны в Кенигсберге был взорван 91% зданий, но их же не оставили в центре города. Это небезопасно, в конце концов. Ну, оставят старый мост, по нему опять будут лазить дети, и кто-нибудь разобьется. Зачем? Немцы у себя в Германии такие вот следы войны тоже не сохраняют.

 

– В чем заключается экономическая роль Берлинского моста для Калининградской области?

 

– Наша область старается реализовать проект трансъевропейского коридора. Берлинский мост – правда, в окончательном шестиполосном варианте – также входит в этот коридор. Не секрет, что до настоящего момента большинство автопоездов стремились объехать регион, иначе приходится двигаться через Калининград и скорость падает практически до нуля. Новый мост уже позволяет частично эту напряженность снять. Для экономики области это перспектива увеличения транспортного потока со всеми сопутствующим выгодами: дополнительные пошлины, новые заправки вдоль трасс, кафе, гостиницы и – главное – новые рабочие места, возможность привлечения инвестиций.

 

Расскажите, пожалуйста, как в вашей компании происходит внедрение и сертификация системы качества, основанной на международных стандартах.

 

– Наше предприятие уже сертифицировано по системе качество ISO. При этом, безусловно, мы стремимся к тому, чтобы соответствовать европейским требованиям, хотя, надо сказать, по многим параметрам наш российский ГОСТ даже жестче, чем стандарты соседей в Старом Свете. И все же интеграция экономики продолжается, и, чтобы остаться на плаву, этот процесс нужно внимательно отслеживать.

Считаю, что мы активно насыщаем предприятие инженерно-техническими работниками по части контроля. Мы единственное предприятие региона, которое проводит штамповые испытания и ультразвуковой контроль неразрушающим методом железобетонных конструкций типа буронабивных столбов длиной до 70 метров. На территории страны таких организаций всего 14. Это довольно дорого, но окупает себя в плане надежности сооружения. Также на базе нашего предприятия открыт аттестационный пункт от Северо-Западного управления Национального агентства контроля и сварки (НАКС). Как раз сейчас один из наших специалистов проходит обучение на четвертый уровень контроля сварки. Приходится и оборудование менять под эти технологии. Затратно, конечно, но вложения себя оправдывают.

 

– Какие социально-значимые объекты, реализуемые компанией, вы для себя отмечаете?

 

– Любое сооружение, на мой взгляд, социально значимо. Один человек как-то сказал, что БАМ – это дорога в никуда. И на эти слова очень многие справедливо обиделись. Дорога всегда дает жизнь, как и мосты. Недавно мы построили маленький висячий мост через реку Преголю, который позволил жителям села Сиреневка добираться до остановки автобуса. Там всего-то 30 человек живут, но представьте, какое это имело для них значение. Еще со времен войны существует висячий мост и под Черняховском, которым пользуются всего 4 семьи. И этот мостик – их единственный путь к людям. Думаю, для строителей это и есть самое важное в профессии: чтобы результаты твоего труда приносили реальную помощь и делали чью-то жизнь хотя бы чуточку комфортнее. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика