Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Дороги России: слагаемые ценообразования | Издательский дом

Дороги России: слагаемые ценообразования

 


Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт

 

 

До недавнего времени в обществе складывалось ошибочное мнение, что строительство дорог в России обходится в астрономические суммы по сравнению с мировыми показателями. Однако за последние два года Росавтодором и рядом независимых экспертных сообществ были проведены исследования, которые доказали, что в реальности российские трассы обходятся не дороже зарубежных.

 

 

 

Согласно данным Федерального дорожного агентства, в 2013 году средняя стоимость строительства 1 километра автомобильных дорог в России колеблется от 100–120 млн рублей (для дорог III категории), 120–200 млн рублей (для дорог II категории) до 200–600 млн рублей (для дорог I категории).

 

 

От чего зависит итоговая цена

 

Итоговая цена дороги сильно зависит от условий строительства (географическое расположение, природно-климатические и грунтовые особенности, степень застроенности территорий, расчетная интенсивность дороги, доставка строительных материалов и т.п.) и структуры затрат.

Однако важнейшим фактором является то, что от 5 до 40% затрат дорожников составляют расходы на подготовку территорий (в зависимости от густонаселенности местности), которые входят в структуру затрат в России и, наоборот, не входят в структуру затрат в европейских странах, США и Канаде.

Еще одним характерным примером является то, что финансирование на разработку проектной документации и надзор за строительством также включаются в смету на строительство в России и, наоборот, финансируются за счет иных источников в других странах. Таким образом, в структуре затрат на строительство автомобильной дороги, например, в США может не учитываться 50% и более от реальной стоимости объекта. Данный фактор следует иметь в виду при сравнении стоимости дорог в России и за рубежом.

 

 

Анализ стоимости

 

Подробный анализ и исследования на эту тему проводят институт РОСДОРНИИ и ассоциация РОДОС. В их базах содержатся сведения о сотнях объектов в России, Германии, Китае, США с использованием информации Мирового банка (World Bank), Международной дорожной федерации (IRF), официальных сайтов дорожных администраций других стран, а также сайта TenderNews.com.

В частности, в материалах анализа стоимости строительства дорог научно-исследовательского института РОСДОРНИИ указывается, что им создана и с 2010 года ведется база данных по стоимости строительства автомобильных дорог в Российской Федерации и за рубежом. При этом в базе данных по состоянию на начало третьего квартала 2012 года содержались сведения о 205 объектах Российской Федерации, 202 объектах Германии, 75 объектах Китая, 29 объектах США.

Поскольку в анализе этих организаций учитывались разные объекты, их результаты не совпадают полностью, но имеют близкую величину. Итоги исследования показали, что для дорог, имеющих четыре полосы движения и больше, средняя удельная стоимость строительства одного километра в России в пересчете на одну полосу движения в ценах 2012 года составила 67,9 млн рублей при 102,6 млн рублей в США, 94,3 млн рублей в Германии, 105,02 млн рублей в Норвегии.

 

Для обеспечения сопоставимости результатов анализа из структуры затрат всех стран были исключены расходы на подготовку территории строительства, а также значение НДС (оно для всех стран разное). В итоге стоимость строительства многополосных дорог в Российской Федерации в среднем в 1,4–1,5 раза меньше, чем в США, Германии или Норвегии.

 

 

Россия

67,9 млн руб./км

США

102,6 млн руб./км

Германия

94,3 млн руб./км

Норвегия

105,02 млн руб./км

 

 

 

Климатические особенности

 

Одним важным фактором стоимости дорожного строительства является климат. Если сравнивать Россию с другими странами, то у нас он характеризуется самой низкой среднегодовой температурой воздуха и значительным количеством осадков, в том числе в зимний период. Сопоставимые климатические условия имеют только такие страны, как Канада и Финляндия. При этом крупнообломочные и моренные грунты на территории Финляндии более благоприятны для строительства автомобильных дорог, чем преобладающие суглинистые грунты на территории Российской Федерации, требующие обустройства высоких насыпей.

 

 

Нет общих схем

 

Также на итоговой стоимости наших дорог сказываются и средние расстояния транспортировки дорожно-строительных материалов, которые в России значительно превышают характерные для стран Европы. Например, в Архангельской и Мурманской областях расстояния при транспортировке песка и щебня изменяются от 40 до 330 км, в малозаселенных районах Сибири и Дальнего Востока они еще значительней. Так, например, при строительстве автомобильной дороги Чита – Хабаровск дальность возки битумных материалов достигала 1500 км, что существенно повлияло на транспортную составляющую стоимости материалов. Для сравнения: в странах ЕС средняя дальность транспортировки дорожно-строительных материалов составляет от 20 до 40 км.

 

 

Дорога – сооружение сугубо индивидуальное

 

Существенным фактором при сравнении стоимости строительства автомобильных дорог является приведение стоимости проекта к базовому (одному) году. По данным Роскомстата, в России к 2008 году по сравнению с 2003 годом индекс стоимости строительства дорог возрос в 1,8 раза, в США – в 1,8 раза, в Норвегии – в 1,4 раза, в среднем в Евросоюзе – в 1,45 раза.

Такой разброс дает широкие возможности для различного рода манипуляций и представления искаженных результатов. В связи с этим в средствах массовой информации и публичном пространстве появляются ложные суждения различных «экспертов», общественных активистов, политиков, которые создают в обществе некорректное представление о реалиях дорожного строительства в России.

При проведении любых исследований важно помнить, что каждая дорога – сооружение сугубо индивидуальное и сказать однозначно о стоимости одного километра трассы в любой стране практически невозможно из-за существенной разницы в показателях удельной стоимости строительства.

В частности, в ходе сравнения ценовых показателей автомобильных дорог различных стран должны учитываться и различия в нормах проектирования. Это прежде всего касается норм, регламентирующих поперечный профиль или ширину дороги. Например, у нас в стране согласно ГОСТ Р 522399-2005 ширина проезжей части четырехполосной дороги будет составлять 24 метра, а в Финляндии и Норвегии, где ширина обочин на три метра меньше, чем у нас, этот показатель будет 19,5 метра. Поэтому объемы работ и, соответственно, их стоимости на единицу длины дороги будут отличаться в 1,23 раза, а для дорог другого класса эта разница может доходить до 40%.

 

Также важно отметить, что в России сейчас ведется активный процесс смены технологий и методов дорожного строительства. При постоянно возрастающем трафике и нагрузке на наши трассы строить по старинке уже нельзя. В России, как и во всем мире, растут требования к дорожным материалам и технологиям. Росавтодор ежегодно издает дополнительные требования, технические регламенты и стандарты, которые применяются при строительстве дорог. Они позволяют обеспечить лучшее качество и долговечность.

Безусловно, внедрение инноваций чаще всего делает проект на первом этапе несколько дороже. Но если рассматривать стоимость как совокупность затрат на строительство, ремонтные работы и эксплуатацию, то такая практика себя полностью оправдывает и делает проект более выгодным в долгосрочной перспективе. Это особенно важно для реализации поручения Президента Российской Федерации об удвоении объемов дорожного строительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика