Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Транспортному строительству – высококвалифицированные кадры | Издательский дом

Транспортному строительству – высококвалифицированные кадры

 

И.о. ректора ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет»Сергей Колодяжный

 

 

В ноябре 2013 года в Центрально-Черноземном регионе сдавались в эксплуатацию два крупных объекта на федеральных магистралях: это обход г. Воронежа на трассе М-4 «Дон» и подъезд к г. Тамбову на трассе М-6 «Каспий». Приятно было осознавать, что на всех этапах строительства этих двух объектов ведущая роль отводилась выпускникам нашего университета. Они являлись и заказчиками, и проектировщиками, руководителями подрядных организаций, непосредственными производителями работ, а также осуществляли контроль качества строительства. Именно пример таких объектов дает понимание важности и значимости нашей работы – подготовки кадров для транспортного строительства. Чем сейчас живет ВГАСУ, какие задачи являются главными, первостепенными, рассказали.о. ректора ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» Сергей Александрович Колодяжный

 

 

– Сергей Александрович, как исторически сложилась подготовка высококвалифицированных кадров для транспортного строительства на базе ВГАСУ?

 

– Университет был основан в 1930 году. За 75-летний период существования в стенах вуза подготовлено более 40 тысяч инженеров, архитекторов, дорожников, механиков, экономистов, которые внесли значительный вклад в развитие народного хозяйства, науки и образования. Но подготовка самих инженеров-дорожников в нашем вузе началась в 1968 году. За этот период дорожная отрасль получила около 10 тысяч специалистов с высшим образованием, которые трудятся во всех регионах России. Накоплен колоссальный опыт учебно-методической, научно-исследовательской деятельности и практической подготовки студентов. В настоящее время обучение студентов для дорожного хозяйства ведется на дорожно-транспортном факультете, одном из самых динамично развивающихся в нашем вузе. Факультет готовит специалистов по двум укрупненным направлениям: «наземные транспортные средства» и «строительство». Обучение осуществляется по трем специальностям подготовки инженеров: «наземные транспортные средства», «строительство уникальных зданий и сооружений», специализация «строительство автомагистралей, аэродромов и специальных сооружений», «строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», специализация «мосты», а также по пяти направлениям подготовки бакалавров: «наземные транспортно-технологические комплексы», «эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (академический и прикладной бакалавриат), «автомобильные дороги» и «автодорожные мосты и тоннели».

 

Основой факультета являются три выпускающие кафедры: кафедра строительной техники и инженерной механики (зав. кафедрой – д.т.н., профессор В.А. Жулай), кафедра проектирования автомобильных дорог и мостов (зав. кафедрой – к.т.н., профессор В.Г. Еремин), кафедра строительства и эксплуатации автомобильных дорог (зав. кафедрой – д.т.н., профессор В.П. Подольский). Занятия по специальным дисциплинам ведут 50 преподавателей, из них 12 докторов технических наук, профессоров, свыше 70% кандидатов технических наук. Все преподаватели этих кафедр являются выпускниками нашего университета, 11 их них работают в проектных и дорожно-строительных организациях, совмещая производственную работу с преподавательской деятельностью. Очень важно, что преподавательские коллективы выпускающих кафедр имеют большой творческий потенциал, средний возраст преподавателей кафедр от 42 до 55 лет. На кафедрах проектирования автомобильных дорог и мостов и строительства и эксплуатации автомобильных дорог большинство преподавателей являются действующими инженерами, выполняют различные работы по заказам предприятий на хоздоговорной основе. Объем ежегодно выполняемых этими кафедрами работ составляет около 10 млн рублей. Так, например, за кафедрой проектирования автомобильных дорог и мостов закреплены свыше 100 мостовых сооружений, подведомственных Упрдору «Каспий», для которых сотрудники кафедры разрабатывают паспорта, осуществляют ежегодный мониторинг их технического состояния, дают рекомендации по текущему содержанию, необходимости проведения ремонтных работ. Три преподавателя кафедры являются исполнителями при выполнении проектных работ в проектных организациях г. Воронежа. Направлением производственной деятельности преподавателей кафедры строительства и эксплуатации автомобильных дорог является контроль качества производства работ на всех этапах строительства.

 

– Образовательный процесс в вузе – это совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение одной глобальной задачи – подготовить высококвалифицированного специалиста. Как у вас организован учебный процесс?

 

– Знание основных направлений развития дорожной отрасли, прогрессивных материалов и технологий проектирования и строительства автомобильных дорог и мостовых сооружений позволяет преподавателям готовить специалистов, выпускников университета с достаточно высокими знаниями и высоким уровнем практической подготовки. За последние 10 лет наш вуз дважды награждался премией правительства России «Золотая колесница» за высокий уровень подготовки специалистов для транспортного строительства. На протяжении последних пяти лет по рейтинговой оценке среди родственных вузов специальность «автомобильные дороги и аэродромы» прочно удерживает 2-е место. В 2011–2012 годах университет принимал участие в международной программе Tempusпо развитию автоматизированного проектирования (участники – Германия, Нидерланды, Чехия, Россия), где был отмечен высокий уровень методического обеспечения и практическая направленность освоения студентами программного комплекса Credoпо автоматизированному проектированию автомобильных дорог.

 

Разработчиками методического обеспечения и участниками программы Tempusявляются преподаватели кафедры проектирования автомобильных дорог и мостов доктор технических наук, профессор Т.В. Самодурова и кандидат технических наук, доцент О.В. Гладышева. В настоящее время мы можем с удовлетворением отметить, что университет находится на лидирующих позициях в России по подготовке кадров проектировщиков, владеющих современными методами проектирования. При этом получен интересный «побочный» эффект: количество организаций в г. Воронеже, занимающихся проектированием автомобильных дорог и мостов, за 8 лет увеличилось в 2 раза, и их теперь свыше 50. После Москвы и Санкт-Петербурга Воронеж стал еще одним центром дорожно-мостового проектирования.

Деятельность факультета высоко оценена министерством транспорта России: в 2010 году, декан факультета, заведующий кафедрой проектирования автомобильных дорог и мостов Еремин Владимир Георгиевич и заведующий кафедрой строительства и эксплуатации автомобильных дорог Подольский Владислав Петрович награждены памятными почетными знаками «200 лет транспортному образованию России».

        

Сергей Александрович, вы отслеживаете и анализируете трудоустройство выпускников? Какие тенденции прослеживаются в последние годы? Диплом ВГАСУ – это гарантия трудоустройства?

 

– Я думаю и даже уверен, что это гарантия. В университете постоянно ведется мониторинг трудоустройства выпускников, потребностей предприятий и организаций в соответствующих специалистах. Важнейшей задачей в подготовке специалистов является формирование практических навыков у студентов для их дальнейшей производственной деятельности. Здесь надо отметить хорошо отлаженную систему организации производственной практики на факультете и взаимодействие с крупными проектно-производственными организациями Воронежа. Такие организации, как Воронежский филиал «РосдорНИИ» (директор д.т.н. В.И. Алферов), ГипродорНИИ (директор А.В. Мажаров), «Центрдорсервис» (генеральный директор к.т.н. М.А. Карпович), «Дорпроект» (директор С.В. Егорычев), «ВТМ Дорпроект» (гл. инженер П.П. Чураков), ФКУ «Черноземуправтодор» (начальник А.Г. Лукашук), филиал госкомпании «Автодор» (и.о. директора А.Г. Злотников), «Рустехнология» (генеральный директор С.Г. Гусев), «Интердорстрой» (директор С.В. Сиринько) и др., в период производственной практики формируют у студентов навыки работы в трудовых коллективах. До 50% студентов 5-го курса (дорожников и мостовиков) после производственной практики остаются в организациях для работы по совместительству. Мы искренне благодарим руководителей данных организаций, большинство из которых являются нашими выпускниками, за внимательное отношение к студентам в период практики. У нас нет ни одного официального сигнала, что кто-то из наших выпускников не устроился на работу.

 

– Какие задачи ставит перед собой ВГАСУ на ближайшую перспективу?

 

– С сентября 2013 года действует новый закон об образовании в Российской Федерации. Перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, расширяются их полномочия, дается больше самостоятельности в выборе путей дальнейшего развития. В нашем университете уже в ближайшей перспективе мы планируем «замкнуть» на себя на базе дорожно-транспортного факультета весь цикл подготовки специалистов всех уровней для транспортного строительства. Это:

·      получение рабочих специальностей (бульдозериста, грейдериста, моториста катка, операторов асфальтоукладчика и АБЗ) в рамках среднего специального образования;

·        получение среднего технического образования (техников) по специальностям «строительство автомобильных дорог» и «механик дорожно-строительной техники» (в стадии решения вопрос о присоединении Борисоглебского дорожного техникума к Воронежскому ГАСУ);

·        получение квалификации бакалавра по профилям дорожно-транспортного факультета;

·        получение квалификации «инженер-строитель» и «инженер путей сообщения» по специальностям дорожно-транспортного факультета;

·        получение магистерской степени по направлению «строительство» по специальностям выпускающих кафедр;

·        подготовка кадров высшей квалификации кандидатов и докторов технических наук по научной специальностям для транспортного строительства.

 

При этом в процессе обучения мы предполагаем возможность переходов студентов с одного цикла на другой. В настоящее время у университета имеются все предпосылки, чтобы воплотить эти планы в жизнь и обеспечить более высокую квалификацию выпускников для транспортного строительства.        

В заключение хочу поздравить всех работников, занимающихся созданием транспортной сети дорог России, особенно выпускников нашего университета, с новым, 2014 годом, пожелать им дальнейших успехов в их трудном, но благородном деле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика