Вузы транспорта в кадровом и научном обеспечении развития высокоскоростных магистралей в Российской Федерации
Высокоскоростные железнодорожные магистрали (ВСМ) эксплуатируются в мире с 1964 года. Общая протяженность ВСМ к концу 2012 года составила 17 тысяч км, к 2025 году прогнозируется рост до 40 тысяч км
Россия активно включилась в мировой процесс создания и эксплуатации ВСМ, и на сегодня существует соответствующий федеральный проект, являющийся одним из приоритетов развития экономики государства.
Новая транспортная система
На совещании 8 мая 2013 года «О перспективах развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации» Президент РФ Владимир Путин подчеркнул чрезвычайную важность для России реализации проекта скоростного и высокоскоростного движения, что предполагает формирование современной железнодорожной инфраструктуры, создание принципиально новой идеологии пассажирских перевозок. Рациональное построение сети ВСМ будет осуществляться с учетом задач социально-экономического развития страны, протяженности территории и сложившейся структуры экономики России. По сути, речь идет не о модернизации, а о создании принципиально новой транспортной системы государства. Преимущества от реализации проекта ВСМ для национальной экономики и социальной сферы очевидны. И прежде всего это эффективный механизм интеграции России в общеевропейское экономическое транспортное пространство.
Строительство высокоскоростных магистралей в Российской Федерации будет сопровождаться внедрением новой техники и технологий строительства и эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава. Проект ВСМ привлечет значительные инвестиции со стороны отечественного и зарубежного бизнеса, обеспечит улучшение межрегиональных коммуникаций, повысит привлекательность России для иностранных граждан, принесет государству дополнительные доходы от туристического бизнеса и т.д.
Кадровое обеспечение ВСМ
Масштабы и значимость проекта ВСМ требуют принципиально новых подходов к его кадровому обеспечению и научному сопровождению, основанных на дальнейшей консолидации действий государства, бизнеса и системы транспортного образования.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2011 года№ 1522-р «О плане мероприятий по реализации проектов организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта» предусмотрен комплекс мер, направленных на обучение и подготовку квалифицированных кадров для организации и обеспечения высокоскоростного железнодорожного движения. Учитывая высокую технологичность высокоскоростных магистралей, потребуются существенные инвестиции не только в программы подготовки кадров, но и в создание соответствующей передовой образовательной инфраструктуры, отвечающей за подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников. Вузы железнодорожного транспорта накопили достаточный опыт в сфере кадрового и научного обеспечения высокоскоростного транспорта. Ведущие ученые и специалисты вузов вовлечены в разработку транспортных моделей, новых технологий контроля и диагностики, безопасности и управления высокоскоростным движением. В отраслевых вузах Екатеринбурга, Москвы, Ростова-на-Дону, Самары и Санкт-Петербурга ведется подготовка кадров по специализации «Высокоскоростной наземный транспорт».
В МИИТ создана специализированная кафедра по высокоскоростным железнодорожным магистралям, реализуются программы повышения квалификации руководителей и специалистов в области ВСМ.
Проект «Темпус»
Отраслевое образование успешно завоевывает свою нишу на международном уровне, осуществляя совместную работу с немецкими и французскими железными дорогами, компаниями «Альстом», «Бомбардьё», «Сименс». МИИТ и ПГУПС в рамках программы «Темпус» при участии ведущих вузов Латвии, Польши и Украины реализуют проект подготовки магистров инфраструктуры и эксплуатации высокоскоростного железнодорожного транспорта. Данный проект предусматривает: · повышение квалификации преподавателей со стажировкой на строительстве и эксплуатации ВСМ в Германии, Испании, Франции; · реализацию программ подготовки специалистов в сфере ВСМ в соответствии с потребностями РФ; · ежегодную подготовку 60 магистров ВСМ для России и 40 – для Украины.
Положительный пример сотрудничества
Весьма перспективным является Соглашение о намерениях по созданию на базе МИИТ Международного центра высокоскоростных железнодорожных и скоростных транспортных систем (МЦВТС). Соглашение подписали: с российской стороны ОАО «РЖД» и МИИТ; с французской – французские железные дороги и два ведущих транспортных университета Франции:Национальная школа мостов и шоссе и Национальная консерватория искусств и ремесел. Основная цель деятельности центра для российской стороны состоит в формировании мощной структуры – научно-образовательного центра (НОЦ) высокоскоростных железнодорожных и скоростных транспортных систем, обеспечивающего (с использованием французского опыта) методологическое сопровождение обучения и научно-исследовательских программ для реализации проекта ВСМ в России.
Для транспорта и экономики государства сегодня очень важно предусмотреть расширение спектра образовательной деятельности в области ВСМ, а именно: · ввести дополнительные образовательные курсы (сверх федеральных государственных образовательных стандартов) в программы подготовки специалистов для железнодорожного транспорта; · организовать подготовку специалистов со средним профессиональным образованием (при необходимости – с разработкой новых федеральных государственных образовательных стандартов по ряду специальностей на основе новых требований к профессиональным компетенциям); · организовать курсы подготовки и переподготовки рабочих кадров на базе учреждений СПО – филиалов университетов железнодорожного транспорта и корпоративных образовательных подразделений ОАО «РЖД»; · предусмотреть разработку программ повышения квалификации модульного типа для руководителей и ведущих специалистов железнодорожного транспорта, привлекаемых к строительству и эксплуатации ВСМ; · предусмотреть подготовку (переподготовку) широкого круга специалистов, имеющих высшее образование по железнодорожным специальностям, по ряду направлений, связанных с проектированием, строительством инфраструктуры и эксплуатацией ВСМ.
Учитывая, что дальнейшая работа выпускников вузов будет проходить совместно с иностранными специалистами, в процесс обучения должны включаться интенсивная подготовка по иностранным языкам, а также углубленные практические стажировки на зарубежных предприятиях, предусматриваться программы с двойным дипломом.
Комплексный подход к подготовке специалистов со специализациями по высокоскоростному железнодорожному транспорту позволит существенно повысить качество их подготовки и обеспечить вновь построенные ВСМ квалифицированным персоналом.
Научный подход
Вузовская наука в плане реализации проекта ВСМ оперативно реагирует на запросы государства. Пример – участие наших ученых в разработке специальных технических условий на строительство высокоскоростных магистралей Москва – Адлер и Москва – Казань – Екатеринбург. Десятки инновационных разработок ученых отраслевых вузов направлены на разработку новой техники и технологий для реализации проекта ВСМ. Многие из этих разработок защищены отечественными и международными патентами и внедрены на транспорте.
Сегодня транспортной наукой в отраслевых вузах накоплен богатый опыт исследований, действуют признанные за рубежом научные школы. Потенциал вузовской научной среды может быть с успехом использован для достижения главной цели – формирования развитой сети скоростного и высокоскоростного движения России на уровне, не уступающем мировому. Но реализация проекта ВСМ требует научно-технической политики, ориентированной на максимальное использование всех ресурсов: научного потенциала, испытательной и лабораторной базы, производственных мощностей. Это возможно лишь при интеграции науки и производства и целевом финансировании со стороны государства и бизнеса, направленном на разработку собственных технологий и создание конкурентоспособной отечественной техники.
Достижение поставленной цели возможно только на основе комплексной программы научных исследований по высокоскоростному транспорту. Программа должна предусматривать проведение фундаментальных, поисковых, проблемно-ориентированных и прикладных исследований, создание научно-технического и технологического заделов для последующей реализации результатов опытно-конструкторских и опытно-технологических работ в транспортном комплексе с включением в учебные программы вузов по подготовке специалистов в сфере ВСМ.
Чтобы перспективы стали реальностью
Перспективы кадрового и научного обеспечения ВСМ в России определяют три фактора, признанных весьма обнадеживающими: 1) приоритет данного проекта для государства, 2) готовность бизнеса к инвестированию, 3) высокий потенциал отраслевых вузов и их опыт работы в сфере ВСМ.
Но для того, чтобы эти перспективы стали реальностью, необходимы новые механизмы поддержки железнодорожных вузов, о которых говорилось ранее. Общим интересам государства, предприятий транспорта и отраслевых вузов должно отвечать соответствующее законодательное поле.
В этом аспекте, на наш взгляд, актуальными являются следующие шаги: · инвестиции в создание базовой научно-образовательной инфраструктуры вузов, деятельность которых будет связана с обеспечением эффективности ВСМ, должны войти составной частью в бюджет строительства и последующей эксплуатации ВСМ; · необходима отраслевая система грантов для отраслевых вузов (аналогичная Минобрнауки России), что не противоречит положениям Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
|
|
|