Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Морская политика России | Издательский дом

Морская политика России

 

Заместитель министра транспорта Российской Федерации Виктор Олерский

 

 

Оценка проделанной работы ИМО и решение будущих задач, стоящих перед организацией, всесторонне были обсуждены на 28-й сессии Ассамблеи Международной морской организации

 

 

Морская политика Российской Федерации всегда исходила из постулата о том, что морской транспорт по своей природе носит глобальный характер, и регулирование этой деятельности должно производиться глобальными мерами и процедурами, которые разрабатываются признанными международными институтами, важнейшим из которых является Международная морская организация. За годы своего существования ИМО приняла широкий спектр международных документов по повышению безопасности морского судоходства и смягчению негативных последствий его воздействия на экологию. Нельзя переоценить роль конвенций ИМО для международного судоходства, так как они создают единое правовое пространство и препятствуют региональным тенденциям, которые в значительной степени затрудняют международную торговлю и создают большие неудобства для судовой индустрии.

 

 

Безопасность мореплавания

 

ИМО имеет значительную историю и доказала свою состоятельность. Однако изменяющиеся условия работы морского транспорта, появление новой техники и технологий ставят перед нами новые задачи и требуют новых подходов в регулятивной работе. Новая структура будет способствовать более эффективной работе по совершенствованию правил обеспечения безопасности мореплавания, ответственность за которую в том числе разделяет и Россия.Одна из мер в решении этой задачи – качественный флот под своим флагом. По результатам государственного портового контроля в морских портах мира Россия во всех регионах находится в белых списках.

Также Российская Федерация разделяет озабоченность международного сообщества в связи с актами пиратства и вооруженного разбоя у побережья Сомали и в других районах Мирового океана и вносит свой немалый вклад в борьбу с современными флибустьерами. Усилия ИМО на этом направлении особенно приветствуются. В частности, положительный эффект имели руководства ИМО по размещению на судах персонала частных охранных компаний, активно велось техническое сотрудничество со странами Сомалийского бассейна. Несмотря на снижение в последнее время пиратской деятельности, ИМО следует держать этот вопрос в поле постоянного внимания. К сожалению, не только пираты совершают противоправные действия против судов и судоходства. Под благовидными предлогами охраны окружающей среды некоторые организации применяют насильственные методы в отношении судов и морских платформ. Полагаем, что в рамках Кодекса ОСПС и антипиратских мер ИМО должна обратить внимание и на такие новые угрозы судоходству.

 

 

Забота о будущем

 

Сегодня ИМО справедливо проявляет растущую обеспокоенность в отношении сохранения окружающей среды. Проводимая в последние годы работа в области окружающей среды охватывает многочисленные вопросы: от качества атмосферы до экологически рациональной утилизации судов. Учитывая озабоченность мирового сообщества в отношении изменения климата, Российская Федерация поддерживает дальнейшую разработку технических требований и правил по ограничению выбросов парниковых газов с судов. Вместе с тем считаем, что вновь принимаемые меры регулирования должны быть рациональными, простыми, прозрачными, экономически обоснованными, применяемыми к судам независимо от флага. Мы поддерживаем работу ИМО, направленную на снижение окислов азота в выхлопах судовых двигателей и введение стандартов уровня III по выбросам окислов азота c судов. Однако технологии для их внедрения должны быть достаточными и приемлемыми на международном уровне. Технологии должны обеспечивать эффективную нейтрализацию окислов азота во всем интервале работы судового двигателя и не приводить к образованию большого количества побочных продуктов, содержание которых в выбросах уже регламентируется документами организации; не снижать конкурентной способности портов и морского транспорта в целом; требовать разумных капитальных и эксплуатационных затрат на осуществление технологии. Мы приветствуем решение Комитета по защите окружающей среды по более тщательному анализу имеющихся технологий до вступления в силу обязательных требований.

 

 

Акватория Северного морского пути

 

Повышенное внимание следует уделять сохранению окружающей природной среды в таких чувствительных районах Мирового океана, как Арктика и Антарктика. В последние годы все чаще стали осуществляться коммерческие рейсы в труднодоступных ранее районах Арктики, и прежде всего на Северном морском пути. Россия, являясь прибрежным государством для Северного морского пути, предпринимает все необходимые меры по обеспечению безопасного плавания по нему, в том числе крупнотоннажных судов.

 

В 2012 года в России принят закон о государственном регулировании торгового мореплавания в акватории Северного морского пути. В этом году введены новые Правила плавания в акватории Северного морского пути, учреждена Администрация Северного морского пути, осуществляется большая программа обновления ледокольного флота, в том числе с атомной энергетической установкой, за счет средств федерального бюджета.

 

Россия приветствует усилия ИМО по установлению универсальных правил плавания в полярных водах посредством принятия Полярного кодекса. Мы обладаем уникальным опытом арктического судоходства и готовы поделиться этим опытом при разработке международных документов. Очевидно, что в силу особого положения прибрежного государства за ним должно оставаться право установления особых требований к судам при их плавании в прибрежных арктических водах, как это предусмотрено Конвенцией ООН по морскому праву.

Особое внимание заслуживает и вопрос ледокольного обеспечения безопасности судоходства в водах, покрытых льдом. По нашему мнению, вопросы ледокольного сопровождения плавания судов в полярных водах должны найти достаточное отражение в разрабатываемом Полярном кодексе.

 

Являясь стороной всех вступивших в силу обязательных документов ИМО, Россия обладает самой протяженной морской береговой линией в мире, а российские морские порты находятся на побережье трех океанов. Более 60% внешнеторговых грузов России перевозится морским транспортом. Таким образом, Россия была и остается одной из самых заинтересованных морских стран мира. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика