Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Российский морской регистр судоходства 100 лет на службе флоту | Издательский дом

Российский морской регистр судоходства 100 лет на службе флоту

 

Генеральный директор ФАУ «Российский морской регистр судоходства» Сергей Седов

 

 

Создание отечественного классификационного общества – Российского Регистра (РС, Регистр) стало результатом развития инженерной мысли и промышленного производства, которому был необходим качественный контроль в судостроении и надзор за эксплуатацией судов.

 

 

Путь регистра: от истоков до наших дней

 

От небольшого технического бюро до международно признанной организации – таков путь Регистра, основной целью деятельности которого на протяжении всего времени существования оставалась сложная и благородная миссия – содействие безопасности человеческой жизни на море.

31 декабря 1913 года был утвержден Устав Общества для классификации морских, речных и озерных судов «Русский Регистр». Его важнейшим структурным подразделением, координировавшим разработку правил, стал Технический совет, сформированный в конце января 1915 года. В совет вошли самые известные специалисты в области проектирования, строительства и эксплуатации судов, а председателем избран выдающийся корабельный инженер Константин Петрович Боклевский (1862–1928). Именно ему принадлежит идея применения на судах принципиально нового вида двигателя – дизеля внутреннего сгорания.

 

В 1916 году под надзором Регистра находилось более 4,5 тысячи судов, работали отделения в Петрограде, Рыбинске, Нижнем Новгороде, Астрахани, Баку, Николаеве, Архангельске, Ростове.

В 1923 году был создан Российский Регистр, переименованный затем в Регистр СССР, основная обязанность которого состояла в классификации и техническом надзоре за всеми морскими, речными и озерными судами, плавающими под советским торговым флагом. Принципиальная разница заключалась в том, что Регистр из технического органа коммерческих страховых обществ превратился в орган государственного технического контроля гражданского флота.

 

Деятельность Регистра СССР приобрела большое государственное значение. Перед ним ставились задачи обеспечения высоких технических показателей входящих в строй новых судов, а также сохранения и улучшения технического состояния находящихся в эксплуатации судов морского флота. В связи с этим велась работа по постоянному совершенствованию и разработке правил, норм и требований. Уже в 1924 году специалисты Регистра СССР и Технический совет начали разработку и рассмотрение нормативных материалов по обмеру морских судов, по назначению безопасного надводного борта морским судам, по стандарту прочности судов, правил противопожарного оборудования, освидетельствования и классификации судов.

 

Впервые в мире Регистр СССР разработал и издал требования в отношении судов арктического плавания. Правила РС по электросварке к моменту их издания были единственными в мировой практике, указавшими возможности внедрения этой технологии при постройке сосудов, паровых котлов, механизмов и их ремонте. Эти правила явились дополнительным стимулом для применения электросварки при постройке судов и перехода на постройку цельносварных судов и судовых котлов для отечественного судостроения.

 

В годы Великой Отечественной войны инспекции РС выполняли работу по организации быстрого и качественного восстановления судов, поврежденных в боях. Все свои знания и опыт они использовали для помощи судоремонтным заводам и судовым командам. В годы войны не прекращалась работа над правилами. В 1948 году были изданы первые в истории судоходства и судостроения официальные нормы остойчивости морских судов.

В конце 1950-х РС осуществлял надзор за постройкой первого в мире атомного ледокола «Ленин». На основе Кодекса ИМО по безопасности ядерных торговых судов и с учетом опыта эксплуатации были разработаны Правила классификации и постройки атомных судов и Правила классификации и постройки судов атомно-технологического обслуживания, определяющие основные принципы безопасности классифицируемых судов и основные требования к главным силовым установкам и оборудованию указанных судов. И по сегодняшний день РС является единственным обществом в мире, в классе которого находится гражданский атомный флот.

 

В 1968 году в целях унификации технических требований была создана Международная ассоциация классификационных обществ (МАКО). В 1969 году РС стал полноправным членом МАКО. Это позволило РС участвовать в совместной работе классификационных обществ по поддержанию правил на уровне международных стандартов. Регистр четырежды возглавлял ассоциацию, исполняя функции председательствующего общества.

Под надзором РС на 1 января 1981 года находилось 15 813 судов общей валовой вместимостью 25 484 710 рег. т. Морской флот СССР занимал второе место в мире по количеству морских самоходных судов валовой вместимостью 100 рег. т и более, шестое место в мире – по общей валовой вместимости этих судов.

 

16 апреля 1997 года был зарегистрирован Устав государственного учреждения «Российский морской регистр судоходства», ставшего правопреемником Регистра СССР.

Так в сжатой форме можно описать нелегкий, но славный исторический путь, выпавший Регистру.

 

 

Регистр сегодня

 

В настоящее время Российский морской регистр судоходства – международное классификационное общество, осуществляющее классификацию морских гражданских судов и плавучих сооружений, включая буровые установки, суда для работы на шельфе, высокоскоростные суда, подводные аппараты, глубоководные водолазные комплексы. Регистр создал широкую сеть из более чем 50 представительств в России и за рубежом. Во всех направлениях своей деятельности РС использует последние достижения современной науки. Ежегодно результаты научно-исследовательских работ публикуются в научно-техническом сборнике РС.

Приоритетом в деятельности Российского морского регистра судоходства является развитие предоставляемых услуг в области классификации и сертификации, научно-исследовательская работа, направленная на совершенствование правил и нормативных документов РС, расширение присутствия на международном рынке, освоение новых направлений деятельности.

 

Многолетний опыт классификации и технического наблюдения за ледоколами и судами ледового плавания позволил Регистру создать уникальную нормативную базу в отношении ледовой классификации. Сегодня Регистр сохраняет передовые позиции на рынке специализированных арктических судов и ледоколов и активно участвует во всех современных передовых проектах обновления ледокольного флота России. Среди них – строительство ледоколов нового поколения в Калининграде, Санкт-Петербурге, Выборге, Хельсинки, Висмаре.

 

 

Ледокол ЛК-60

 

5 ноября 2013 года на стапеле Балтийского завода в Санкт-Петербурге состоялось важное событие в истории российского ледокольного флота – торжественная церемония закладки головного универсального двухосадочного атомного ледокола ЛК-60 проекта 22220, который строится под техническим наблюдение регистра. В будущем на класс РС предполагается построить еще два аналогичных ледокола. Эти высокотехнологичные универсальные суда станут самыми большими и самыми мощными ледоколами в мире.

 

 

Перспективные проекты

 

Регистр успешно наращивает долю услуг и в других высокотехнологичных сегментах, таких как морские нефтегазовые сооружения и крупнотоннажные танкеры ледового класса, активно участвует во всех текущих проектах по освоению морских нефтегазовых месторождений на шельфе Российской Федерации. Среди них – месторождение «Кравцовское» в Балтийском море, им. Ю. Корчагина и им. В. Филановского в северной части Каспийского моря, «Приразломное» в Баренцевом море. Выдающийся с технической точки зрения проект, осуществленный при участии  Регистра, – стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал «Варандей» в Баренцевом море, уникальное морское сооружение, занесенное в Книгу рекордов Гиннесса как самый северный круглогодично действующий нефтяной терминал в мире.

 

Для участия в перспективных проектах строительства арктического танкерного флота в этой области Регистр также наработал достаточный потенциал. Значительную роль в этом сыграл опыт строительства в Южной Корее в 2007–2008 годах серии арктических челночных танкеров-семидесятитысячников, спроектированных для круглогодичной эксплуатации в Баренцевом море.

Регистр осуществляет техническое наблюдение и за крупнотоннажными судами для перевозки сжиженного природного газа (СПГ). Для технического сопровождения проектов по строительству таких судов в марте 2012 года

 

Регистр открыл Центр по техническому сопровождению проектирования и строительства судов в г. Пусане. Первой задачей нового центра стало техническое наблюдение за строительством четырех газовозов СПГ с грузовыми танками мембранного типа вместимостью 170 000 куб. м.

В январе 2013 года спущено на воду головное судно серии – «Великий Новгород». В этом же месяце завершено принципиальное одобрение технической документации проекта Gaz-Ice, который послужит основой для создания газовозного флота группы «Газпром». 25 ноября 2013 года состоялась торжественная церемония закладки киля четвертого судна серии.

Из ближайших перспектив Регистра – проект «Ямал СПГ» по морской транспортировке сжиженного газа с Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения.

 

Одним из направлений развития Регистра является возобновление сотрудничества с Военно-морским флотом. Применение нормативной базы и опыта технического наблюдения РС дает возможность проектировать, строить, ремонтировать и переоборудовать вспомогательные суда для военного флота с учетом передовых достижений мирового судостроения, требований международных конвенций по безопасности мореплавания и защите окружающей среды.

РС постоянно отслеживает тенденции развития мирового судоходства и придает им решающее значение, ведь именно своевременное реагирование на актуальные изменения в отрасли является залогом того, что услуги РС будут современными, высокотехнологичными и конкурентоспособными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика