Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Становление, развитие, перспективы | Издательский дом

Становление, развитие, перспективы

 

Министр транспорта РФ Максим Соколов

 

10 лет назад указом Президента Российской Федерации был создан единый орган управления транспортом – Министерство транспорта Российской Федерации. Новая структура управления отраслью открыла новые возможности для сбалансированного и динамичного развития всех видов транспорта, которые различаются не только технологиями, но и структурой спроса и предложения на рынках транспортных услуг.

 

 

За последние годы значительно увеличены масштабы отрасли. Транспортный комплекс сегодня – это около 270 тысячорганизаций, более 50 млн автотранспортных средств, из них в личном пользовании – около 40 млн, 4 млн работающих, в том числе около 1,5 млн –в секторе малого предпринимательства. Возросла системообразующая роль транспорта и повысилась взаимосвязь задач его развития с приоритетами социально-экономических преобразований. Вклад транспорта составил 5,2% ВВП, а с учетом мультипликативного эффекта – почти 12%.

 

Грузооборот транспортного комплекса вырос за последние 10 лет на 35% и достиг 2,6 трлн тонно-км. Пассажирооборот на транспорте общего пользования составил более 540 млрд пасс.-км, а на воздушном транспорте – около 230 млрд пасс.-км, рост более чем в 3раза. Объем перевалки грузов в морских портах России увеличился почти в 2,9 разаи составил более 535 млн тонн. Объем инвестицийв транспортный комплекс вырос с 2003 года (в сопоставимых ценах) в 2,4 разаи составил, по предварительной оценке, в 2013 году1,4 трлн рублей. Доля внебюджетных инвестиций увеличилась в 2,8 раза. Реализация инфраструктурных проектов на условиях государственно-частного партнерства стало реальностью.

 

Принципиально изменился подход к постановке задач и оценке проделанной работы на основе планов и показателей деятельности. Скользящее планирование на три года взамен однолетнего и переход на программный метод формирования бюджета позволяют более эффективно использовать бюджетные средства.

 

 

Стратегическое управление

 

Выстраивается система стратегического управления. Правительством РФ одобрены Транспортная стратегия на период до 2030 годаи Стратегия развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года. Подготовлена Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России на период до 2030 года. Принято решение об актуализации Стратегии развития железнодорожного транспорта на период до 2030 годана основе новой Генеральной схемы развития инфраструктуры железнодорожного транспорта.

 

С целью реализации указов Президента РФ утвержден План деятельности Минтранса России на 2013–2018 годы. Подготовлена и направлена в Правительство РФ новая редакция государственной программы «Развитие транспортной системы».

Итоги деятельности транспортного комплекса за последние годы показали результативность мер государственной политики, проводимой Правительством РФ. Это стало возможным благодаряреализации основных принципов и механизмов открытости и активному участию в разработке и реализации транспортной политики всех ветвей власти и гражданского общества.

 

 

План выполнен

 

Концентрация усилий на приоритетах и высокая эффективность реализации государственной программы позволила выполнить План деятельности Министерства в 2013 году на 97%.

Во-первых, завершено строительство объектов транспортной инфраструктуры в рамках подготовки к проведению двух крупнейших международных спортивных мероприятий – Универсиады в Казани и XXII зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи.

 

Всего в рамках Программы строительства олимпийских объектов введено 54 объекта. Созданы уникальные инфраструктурные объекты, такие как:

  • - совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер – Красная Поляна;
  • - новый дублер Курортного проспекта с 15 туннелями и 8 развязками;
  • - новый морской порт Сочи с береговой инфраструктурой, где создан Международный центр морских пассажирских и круизных перевозок.

 

Все это создает хороший задел для дальнейшего функционирования туристического кластера.

 

Во-вторых,развитие инфраструктуры всех видов транспорта.

В целях выполнения поручения Президента РФ В. Путина в части удвоения строительства автомобильных дорог построено и реконструировано более 600 кмавтомобильных дорог федерального значения.

 

В 2013 году реализован комплекс мероприятий на условиях государственно-частного партнерства. Завершен один из первых инфраструктурных проектов федерального уровня на условиях концессионного соглашения с использованием средств Инвестиционного фонда РФ – «Строительство нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь». Объявлены конкурсы на право заключения концессионного соглашения по трем проектам. Строительство и эксплуатация автодорожного моста через реку Лену в районе г. Якутска являются первым в России проектом ГЧП в области строительства искусственных дорожных сооружений. Принято решение о строительстве Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области при государственной поддержке за счет средств Фонда национального благосостояния РФ.

 

В 2013 году подписано концессионное соглашение и начато строительство мостовых переходов в Удмуртской Республике. Это первый региональный транспортный проект, реализуемый на базе концессии. В целях развития аэропортовой сети в 2013 году было введено в эксплуатацию после реконструкции шесть взлетно-посадочных полос(в аэропортах Казани, Пензы, Внуково, Магадана, Абакана, Бугуруслана). Пропускная способность российских морских портов выросла на 30,5 млн тонн, построены 35 новых судов (дедвейтом 792,0 тысячи тонн).

В 2013 году решались задачи обеспечения устойчивого функционирования и развития Северного морского пути как национальной транспортной артерии России. Завершены работы по созданию четырех арктических базовых пунктов. Заложен ледокол нового поколения мощностью 60 МВт, самый большой в мире. Строительство планируется завершить в 2017 году.

 

Введены в эксплуатацию более 150 км (150,7 км) дополнительных главных путей на железнодорожном транспорте.

В целях формирования сбалансированной и целостной транспортной инфраструктуры Московского региона актуализирована Программа развития транспортного комплекса Московского региона на период до 2020 года.

В-третьих, выполнение в полном объеме работ по содержанию и ремонту позволило улучшить качественные характеристики транспортной инфраструктуры. Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, доведена почти до 24 тысяч км, или 46,5% от общей протяженности.

В 2013 году реализован комплекс мер по переходу на долгосрочные контракты, внедрению инновационных технологий, а также усилению контроля за качеством дорожных работ на основе Системы мониторинга состояния автомобильных дорог, предусмотренной поручением Президента РФ. Благодаря государственной поддержке улучшены показатели внутренних водных путей и гидротехнических сооружений.

 

В навигацию 2013 года протяженность внутренних водных путей  с гарантированными габаритами  судовых ходов выросла на более чем 480 км. Доля судоходных гидротехнических сооружений, имеющих неудовлетворительный уровень безопасности, составила 19,8%.

 

В-четвертых, в целях повышения доступности транспортных услуг для населения реализован комплекс мер по государственной поддержке перевозок на воздушном и железнодорожном транспорте. В 2013 году реализовано пять программ государственной поддержки региональных авиаперевозок. В целях обеспечения реализации региональных воздушных перевозок в 2013 году было приобретено с использованием мер государственной поддержки 43 воздушных судна.

В 2013 году обеспечена потребность в перевозках пассажиров на социально значимых маршрутах на железнодорожном транспорте.

 

В-пятых, завершена реализация Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте.

За период реализации программы проведены работы по повышению безопасности объектов транспортной инфраструктуры всех видов транспорта. В рамках Комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте созданы единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ) и координационный центр Министерства транспорта РФ.

 

В настоящее время Минтрансом совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовлен проект продления Комплексной программы на период 2014–2016 годы. Это приоритетная задача Департамента безопасности на среднесрочный период.

В-шестых,в целях выполнения указов Президента РФ, а также в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению увеличения производительности труда, созданию и модернизации высокопроизводительных рабочих мест на 2013–2018 годы реализованы отраслевые инвестиционные и инновационные мероприятия, направленные на обеспечение роста производительности труда, включая развитие и модернизацию транспортной инфраструктуры, обновление парка транспортных средств, состава морского и речного флота, применение инновационных технологий, материалов, конструкций, машин и механизмов.

 

В-седьмых,в 2013 году Минтранс уделял большое внимание проблемам формирования кадровой политики и образования.

В настоящее время в системе транспортного комплекса сложилась целостная система подготовки специалистов со средним профессиональным и высшим образованием (на базе 18 федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений высшего профессионального образования и 111 филиалов).

В 2013 году был проведен мониторинг оценки эффективности их работы, по результатам которого было ликвидировано семь филиалов. В целях повышения эффективности деятельности образовательных организаций Минтранс России обратился в Правительство РФ с предложением о включении мероприятий по развитию материально-технической базы вузов в федеральные целевые программы. Приоритетная задача – создать условия для привлечения в отрасль высококвалифицированных кадров.

 

 

Государственное регулирование

 

Для решения задач и достижения показателей плана деятельности был реализован комплекс мер государственного регулирования.

Продолжена работа по созданию эффективной системы управления государственной собственностью и структурному реформированию отдельных видов транспорта, прежде всего, региональных воздушных перевозок, городского пассажирского транспорта, железнодорожного транспорта. Особое внимание было уделено совершенствованию норм и регламентов проектирования, ценообразования и государственной экспертизы, механизмов прозрачности и эффективности при выборе решений по развитию транспорта.

 

Минтрансом России в 2013 году разработаны и внесены в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, направленных на расширение практики привлечения иностранных организаций к участию в конкурсах и аукционах на строительство автомобильных дорог федерального и регионального значения. Вопрос создания эффективной отраслевой системы управления федеральным имуществом, необходимой для осуществления государственных функций в области транспорта, должен остаться приоритетным и на 2014 год. Руководителям агентств до конца 2014 года необходимо завершить работу по определению целевого назначения федерального имущества подведомственных предприятий и учреждений, а также по учету и регистрации прав подведомственных организаций на объекты федерального имущества.

 

 

Законодательная база

 

Важнейшей функцией Министерства транспорта РФ является совершенствование нормативно-правовой базы транспортного комплекса. В 2013 году Президентом России подписано семь федеральных законов в сфере транспорта. В плане на 2014 год – принятие порядка 20федеральных законов.

 

 

Международное сотрудничество

 

В 2013 году активизировано международное сотрудничество в транспортной сфере, как по линии международных организаций, так и в двустороннем формате. Достигнуты договоренности с Китаем об открытии новых авиалиний и установлении прямого воздушного сообщения между регионами Дальнего Востока и Сибири и крупными городами Китая. В феврале 2013 года официально открыта российско-турецкая железнодорожно-паромная линия «Кавказ – Самсун», что послужило дополнительным импульсом к увеличению грузопотока между Россией и Турцией.

 

На площадке Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) реализована российская инициатива по подписанию Межправительственного соглашения о «сухих портах» (7 ноября 2013 года, г. Бангкок, Таиланд), что позволит России развивать сеть транспортно-логистических комплексов международного значения, расположенных вдоль автомобильных и железнодорожных сетей Азии.

 

В рамках Арктического совета 19 января 2013 года вступило в силу подготовленное при активном участии Минтранса России Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике.

Прорабатываются многосторонние проекты, в том числе железная дорога Россия – Казахстан – Киргизия – Таджикистан.В соответствии с решением Президентов этих стран начата работа по разработке ТЭО, проведена министерская встреча.

В трехстороннем формате начата работа по возможности осуществления транзитных перевозок между Россией и Китаем по территории Монголии.

 

Департаменту международного сотрудничества, департаментам по транспортной политики и агентствам необходимо активнее использовать возможности и механизмы по наращиванию интеграционного взаимодействия на пространстве СНГ, эффективному функционированию транспортного комплекса в рамках ЕЭП и Договора о Евразийском экономическом союзе.

 

 

На перспективу

 

Приоритеты деятельности на 2014–2016 годы определены на основе откорректированного Плана деятельности Минтранса с учетом новых ключевых инициатив, уточненных параметров социально-экономического развития и итогов 2013 года

Одним из направлений деятельности остается реализация инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры всех видов транспорта, включая развитие инфраструктуры в Республике Крым и транспортное обеспечение проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году. При этом необходимо обеспечить приоритетность проектов и максимальную прозрачность их выбора, эффективность процедур размещения государственных заказов, внедрения технологического и ценового аудита.

 

Приоритетной в области развития автомобильных дорог останется задача удвоения строительства автомобильных дорог федерального значения в 2013–2022 годах по сравнению с предыдущем десятилетием. Решение этой задачи в части дорог федерального значения не вызывает сомнения, работа ведется в полном соответствии с графиком. За 2014–2016 годы будет построено 1739,7 км автомобильных дорог федерального значения в однополосном исчислении.

Вызывает тревогу ситуация, связанная с выполнением этого показателя в части региональных, межмуниципальных и местных дорог. Из данных проведенного мониторинга очевидно, что запланированный ввод дорог недостаточен для обеспечения выполнения поручения Президента РФ. В первую очередь необходимо говорить об эффективности использования региональных дорожных фондов и обеспечения их целевого использования.

 

На железнодорожном транспорте будет построено более тысячи километров (1128,9 км) новых железнодорожных линий в районах нового освоения и главных путей. Ключевым событием среднесрочного периода является ввод 450 км железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск, что не допустит рост средней грузонапряженности сети железных дорог (средняя грузонапряженность сети железных дорог – это отношение грузооборота к протяженности сети железных дорог. В 2013 году – 25,8 млн тонно-км на 1 км. Оптимальное значение – 14 млн тонно-км на 1 км).

 

В результате реализации мероприятий по развитию инфраструктуры гражданской авиации будет введено в эксплуатацию после реконструкции и строительства 14 взлетно-посадочных полос. Предусматривается развитие международных аэропортов-хабов, включая развитие Московского (Шереметьево, Внуково, Домодедово) и Санкт-Петербургского авиационных узлов. Число полетов, обслуженных аэронавигационной системой, возрастет почти на 50% (146,4%) к уровню 2011 года.

Производственная мощность морских портов увеличится в среднесрочном периоде более чем на 80 (82) млн тонн. Следует отметить крупные проекты по созданию и развитию портов Тамань, Новороссийск, Усть-Луга, Мурманск, Восточный –Находка, Сабетта.

Важнейшим направлением остается содержание и ремонт объектов транспортной инфраструктуры – федеральных автомобильных дорог и внутренних водных путей в соответствии с установленными нормативами.

 

В 2014 году будет обеспечен переход на финансирование содержания и ремонта автомобильных дорог в соответствии с установленными нормативами. Это позволит увеличить долю дорог, соответствующих нормативным требованиям, к 2016 году до 70%. Рост государственной поддержки внутренних водных путей снизит долю судоходных гидротехнических сооружений, имеющих неудовлетворительный уровень безопасности, она составит 14,7%, опасный – 1,2%.

Для повышения доступности транспортных услуг будет продолжена работа по развитию региональных и местных воздушных перевозок. Авиационная подвижность населения на региональных и местных авиалиниях возрастет в 2016 году в 1,8 раза.

 

Продолжится субсидирование пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Тревогу вызывает ситуация, связанная с сокращением пригородных железнодорожных перевозок. Только в январе текущего года было отменено порядка 55 пригородных поездов, еще порядка 100 поездов были сняты в конце 2013 года. Основная проблема – в нехватке у субъектов Федерации финансовых ресурсов для полной компенсации выпадающих доходов ОАО «РЖД» при организации пригородного железнодорожного сообщения. Несмотря на государственную поддержку, в 2013 году не компенсированы потери в доходах пригородных пассажирских компаний в размере 8,5 млрд рублей. В 2014 году такие потери оцениваются в размере порядка 10 млрд рублей. Ответственность за организацию пригородных железнодорожных перевозок перекладывается на ОАО «РЖД», которое вынуждено снимать соответствующие поезда и направления.

 

Очевидно, что решить проблемы только за счет государственной поддержки из федерального бюджета невозможно. В целях сохранения доступности для населения пригородных пассажирских перевозок необходимо предусмотреть средства в бюджетах субъектов Российской Федерации для компенсации ими выпадающих доходов перевозчиков пассажиров в пригородном сообщении.

Безусловно, приоритетом на среднесрочный период останетсяповышение комплексной безопасности на транспорте. Вопрос транспортной безопасности – многогранный и должен решаться комплексно и планомерно. Это вопрос состояния транспортной инфраструктуры и транспортных средств, профессиональной подготовки и дисциплины.

Развитие инноваций и интеллектуальных транспортных систем также является одним из направлений повышения транспортной безопасности. Например, создание системы реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» на базе многофункциональных устройств российского производства позволит сократить время до оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и обеспечить спасание более 4000 человек в год.

 

Для повышения эффективности государственных инвестиций и привлечения внебюджетного финансирования планируется использовать различные механизмы. Это, прежде всего, контракты «жизненных циклов» на строительство и эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры, переход на сетевой контракт, развитие различных схем государственно-частного партнерства и механизмов проектного финансирования. В этом направлении есть определенные успехи. Необходимо распространить опыт автомобильных дорог на другие виды транспорта.

 

Наша задача – в условиях снижения финансирования отрасли из федерального бюджета выполнить запланированные ключевые показатели эффективности и показатели, установленные указами президента. Сегодня мы должны ответить на вопрос: «А за счет чего их можно достичь?» Ответ прост. Необходимо искать внутренние источники повышения эффективности транспортной отрасли. Комплексное сбалансированное развитие инфраструктуры всех видов транспорта, реализация оптимальных моделей обновления основных фондов, развитие конкуренции, рост производительности труда и внедрение инноваций должны стать реальными факторами повышения результативности нашей деятельности.

 

Очевидно, что развитие транспорта сегодня – это больше чем экономическая задача. От ее решения зависит качество жизни граждан и пространственное единство страны.

 

 

Материал подготовлен на основе доклада министра на расширенном заседании коллегии Министерства транспорта Российской Федерации «Об основных итогах социально-экономического развития транспортного комплекса в 2013 году, задачах на 2014 год и среднесрочную перспективу до 2016 года»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика