Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Все идет по плану | Издательский дом
#

Все идет по плану

 

Руководитель Росавтодора Роман Старовойт

 

 

10 лет назад было создано Федеральное дорожное агентство. За прошедший десятилетний период дорожная отрасль вышла на новый уровень своего развития. Завершено строительство автодороги «Амур» Чита – Хабаровск, повышены темпы реконструкции дорог «Уссури», «Байкал», «Урал», что позволило завершить создание автодорожного коридора «Восток – Запад», соединить единым непрерывным автодорожным маршрутом все пространство страны от западных границ до Владивостока.

 

 

За прошедшее 10-летие изменилось качество дорожной сети: появились современные автомагистрали мирового уровня, в том числе Кольцевая автомобильная дорога и Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, дублер Курортного проспекта в Сочи и другие магистрали. Выведено транзитное движение из многих наиболее крупных городов, в том числе Новосибирска, Иркутска, Красноярска, Ярославля, Калининграда, Сочи, Владикавказа, Нальчика и других, что позволило не только получить экономический эффект при перевозках грузов и пассажиров, но и существенно повысить качество и безопасность жизни населения. Существенно повышена связность территорий. Завершение в 2009 году реализации программы по строительству внеклассных мостов, включающей в себя 18 сооружений общей длиной более 18 км, обеспечило присоединение к единой дорожной сети целых районов, которые до этого имели связь с «большой землей» только в отдельные сезоны года по ледовым переправам или паромным сообщением.

 

Однако прошедший период характеризуется не только этими достижениями. В последнее десятилетие создана законодательная основа дальнейшего развития дорожного хозяйства. Структура сети автомобильных дорог общего пользования приведена в соответствие с положениями законодательства в области разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.

 

Установлены органы, ответственные за состояние и развитие соответствующих автомобильных дорог. В соответствие с измененной структурой сети автомобильных дорог приведены формы государственной статистической отчетности по автомобильным дорогам. Установлены принципы взаимоотношений органов управления дорожным хозяйством с пользователями дорог, а также с владельцами зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, расположенных в полосах отвода и придорожных полосах.

Это позволило разработать в 2013 году и приступить к реализации Концепции развития объектов сервиса на автомобильных дорогах федерального значения. Правительством Российской Федерации утверждены нормативы денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета. Аналогичные документы приняты в 73 субъектах России.

 

Реформирована система финансирования дорожного хозяйства, создана система дорожных фондов, включающая в себя Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальные дорожные фонды. Это обеспечило создание устойчивой, прогнозируемой финансовой базы дорожного хозяйства. Создана законодательная основа для привлечения в дорожное хозяйство неналоговых источников.

Переход на систему финансирования дорожного хозяйства через механизм дорожных фондов позволил реализовать целевой долгосрочный подход к планированию дорожного хозяйства, ввести в практику заключение долгосрочных контрактов на весь срок строительства и реконструкции объектов федеральных автомобильных дорог в соответствии с федеральной целевой программой. В области эксплуатации автомобильных дорог заключены долгосрочные государственные контракты на содержание федеральных автомобильных дорог сроком на 5,5 года.

 

Создание законодательной основы деятельности дорожного хозяйства позволило начать реализацию нового этапа модернизации сети автомобильных дорог, установить новые крупные приоритеты деятельности.

 

 

Ключевые события

 

В 2013 году деятельность Росавтодора по реализации вышеуказанных приоритетов осуществлялась в рамках решения задач, поставленных в указах Президента РФ от 7 мая 2012 года, Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, в утвержденном 19 июня 2013 года плане деятельности Минтранса России и ключевых событий, предусмотренных в нем.

 

В 2013 году Росавтодор был определен в установленном порядке государственным заказчиком мероприятий по 6 федеральным целевым программам. Объем ассигнований из федерального бюджета на дорожное хозяйство, находящееся в сфере ведения Росавтодора, в соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» с последующими изменениями и уточненной сводной бюджетной росписью был предусмотрен в размере 431,4 млрд рублей с учетом остатков ассигнований Федерального дорожного фонда, не использованных в 2012 году.

 

На федеральных автомобильных дорогах по завершении строительства и реконструкции введены в эксплуатацию участки общей протяженностью
485,6 км. В составе указанных объектов построены и реконструированы 15,3 тысячи пог. м искусственных сооружений.

В рамках подготовки к проведению ХХII зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи завершена реализация дорожных объектов программы развития города Сочи как горноклиматического курорта. По этой программе в 2013 году построены и реконструированы семь объектов автодорог общей протяженностью 14,1 км, из которых почти 60% составляют искусственные сооружения, а также три транспортные развязки в разных уровнях.

 

 

Объекты регионов

 

На территории Северо-Кавказского федерального округавведены в эксплуатацию участки федеральных дорог общей протяженностью 24,4 км, в том числе I очередь обхода г. Беслана протяженностью 12,4 км на автомобильной дороге «Кавказ» в Республике Северная Осетия-Алания.

В Дальневосточном федеральном округена автомобильных дорогах «Уссури», «Амур», «Лена», «Колыма», «Вилюй» введены в эксплуатацию участки общей протяженностью 178,4 км.

 

На территории Южного федерального округана автодороге Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала в Астраханской области ликвидирован грунтовый разрыв протяженностью 15,6 км.

В пределах Московского транспортного узлазавершена реконструкция участков федеральных автомобильных дорог общей протяженностью 25,2 км. В составе этих объектов введена в эксплуатацию транспортная развязка на 21 км автомобильной дороги М-5 «Урал», а также на год раньше срока, установленного ФАИП, участки реконструкции автомобильной дороги «Балтия» протяженностью 18,5 км.

 

В рамках задачи замены ремонтонепригодных мостов в 2013 году проектные и строительные работы осуществлялись на 75 объектах, введены в эксплуатацию 13 мостовых сооружений.

 

С софинансированием за счет субсидий введены в эксплуатацию участки автомобильных дорог общей протяженностью 686 км, в том числе пусковой комплекс на Восточном обходе промышленной зоны
г. Липецка, объекты реконструкции улично-дорожной сети г. Пензы общей протяженностью 11,9 км, участки автомобильных дорог Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян в Республике Бурятия общей протяженностью 55,6 км, включая мост через р. Баргузин длиной 411 пог. м, Южно-Сахалинск – Оха общей протяженностью 26,2 км в Сахалинской области, Хабаровск – Лидога – Ванино общей протяженностью 15,9 км в Хабаровском крае и другие объекты.

 

В то же время актуальность данной задачи для регионов позволила привлечь к ее реализации средства региональных и местных бюджетов в общем объеме почти 2,3 млрд рублей, или 36% общего объема финансирования. В результате этого при снижении объема федеральных субсидий на 42%, подъездами с твердым покрытием были обеспечены 226 сельских населенных пунктов, то есть всего на 10% меньше запланированного утвержденной ФЦП.

 

 

На первом месте – безопасность

 

Одним из главных приоритетов деятельности Росавтодора в 2013 году было выполнение мероприятий, направленных на повышение безопасности движения. В рамках этой деятельности на автомобильных дорогах федерального значения осуществлено строительство 621 км линий электроосвещения, завершено строительство 19 надземных пешеходных переходов общей длиной 1603 пог. м, устроено 62,4 тысячи пог. м дорожных ограждений.

 

Для обеспечения безопасности инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями, особенно в период проведения зимних Паралимпийских игр 2014 года, была реализована программа по созданию безбарьерной среды для маломобильных групп населения в г. Сочи.

В целях повышения экологической безопасности построено 5694 пог. м шумозащитных экранов.

 

 

Форма закупок

 

В 2013 году велась работа по оптимизации бюджетных расходов и привлечению к финансированию дорожной деятельности внебюджетных средств, разработке и внедрению инновационных методов, новых технологий, материалов и конструкций. Меры по повышению эффективности бюджетных расходов в значительной степени были связаны с применением предусмотренных законодательством конкурентных форм закупок для государственных нужд.

 

В 2013 году по данным государственной статистической отчетности было проведено более 15 тысяч процедур размещения государственного заказа, в том числе 3,4 тысячи процедур – путем проведения открытых аукционов в электронной форме. По итогам 98,7% общего количества проведенных торгов заключены государственные контракты. Общая экономия по результатам размещения государственного заказа составила 4,6%. Это более 18,5 млрд рублей. А всего за 2011–2013 годы при размещении государственных заказов сэкономлено около 51,8 млрд рублей, которые в рамках Федерального дорожного фонда направлены на дополнительное развитие федеральных автомобильных дорог. В 2013 году проведено 2759 процедур размещения государственного заказа в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов среди субъектов малого предпринимательства.

 

По итогам этих торгов заключено 2565 государственных контрактов. В 2013 году при осуществлении крупных закупок (на сумму более
1 млрд рублей) по 95 объектам государственного заказа проведены общественные обсуждения с размещением информации на официальном сайте в сети Интернет.

 

 

Технологии и материалы

 

В целях разработки и внедрения инновационных методов, новых технологий, материалов и конструкций в 2013 году осуществлялась реализация утвержденных в установленном порядке Комплекса мер, направленных на увеличение до 12 лет межремонтного срока эксплуатации автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия, Плана мероприятий по расширению применения современной отечественной продукции нефтегазохимии, Программы нормативно-технического обеспечения применения композиционных материалов в дорожном хозяйстве на 2012–2015 годы, а также программы по разработке межгосударственных стандартов, связанных с введением Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог».

 

В 2013 году разработаны проекты 35 межгосударственных стандартов, 5 национальных стандартов, 24 отраслевых методических документа.

В результате деятельности дорожного хозяйства в 2013 году на федеральных автомобильных дорогах, находящихся в ведении Росавтодора, доля протяженности дорог, соответствующих требованиям нормативных документов, составила 45,9%, что на 3,4 процентных пункта превышает показатель 2012 года. Снижена до 26,4%, или на 0,6 процентных пункта по сравнению с 2012 годом, доля протяженности федеральных автомобильных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки.

 

В 2014 и 2015 годах деятельность Росавтодора будет осуществляться в направлении реализации задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, в соответствии с Планом деятельности утвержденным Минтрансом России 19 июня 2013 года, а также ключевыми событиями, предусмотренными в нем.

 

 

Государственные программы

 

Новацией деятельности, начиная с 2014 года, является переход на работу в рамках государственных программ Российской Федерации. Росавтодор определен в установленном порядке соисполнителем по пяти государственным программам. Объем финансирования из федерального бюджета дорожного хозяйства, находящегося в ведении Росавтодора, на 2014 год предусмотрен в размере 397,0 млрд рублей, на 2015 год – 405,1 млрд рублей.

 

В сопоставимых ценах это составит соответственно 95 и 91% от объемов финансирования, выделенных на 2013 год. Формирование программ дорожных работ осуществлялось с учетом завершения в 2014 году перехода на 100-процентное финансирование дорожно-эксплуатационных работ по нормативам затрат, утвержденным Правительством РФ. Эти объемы составили на автомобильных дорогах, находящихся в ведении Росавтодора, на 2014 год – 206,7 млрд рублей, на 2015 год – 220,0 млрд рублей. Соответственно объемы финансирования строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог, находящихся в ведении Росавтодора, законодательством о федеральном бюджете установлены на 2014 год в размере 142,0 млрд рублей, на 2015 год – 140,4 млрд рублей.

 

В соответствии с утвержденной ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» на федеральных автомобильных дорогах, находящихся в ведении Росавтодора, предусмотрено обеспечить ввод в эксплуатацию участков общей протяженностью: в 2014 году – 405 км и в 2015 году – 550 км. Вместе с тем в этот период намечено продолжать концентрировать выделенные средства на ускорение ввода в эксплуатацию объектов или их этапов с учетом фактических возможностей исходя из погодных условий, возможности ускорения работ подрядчиками, других факторов, которые не могли быть учтены при формировании ФЦП.

 

Федеральной адресной инвестиционной программой на 2014 год на федеральных дорогах, находящихся в ведении Росавтодора, запланирован ввод в эксплуатацию участков общей протяженностью 534,2 км. Такое ускорение завершения строек позволяет получить дополнительный мультипликативный эффект в экономике страны за счет повышения пропускной способности дорожной сети, уменьшения протяженности автомобильных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки, увеличения средней скорости доставки грузов и пассажиров, снижения у перевозчиков и грузовладельцев издержек, связанных с эксплуатацией автомобилей.

 

В то же время к 2016 году ранее созданные технологические заделы в строительстве будут исчерпаны и объем ввода федеральных дорог в эксплуатацию составит 253 км.

 

 

Планы на будущее

 

Наиболее крупными направлениями реализации проектов строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог в период 2014–2016 годов будут:

- строительство и реконструкция участков федеральных автомобильных дорог на территории Московского транспортного узла, из которых 24 км намечено ввести в эксплуатацию в 2014 году;

- строительство и реконструкция на территории Северо-Кавказского федерального округа участков автомобильных дорог, из которых
15,4 км намечено ввести в эксплуатацию в 2014 году;

- строительство и реконструкция федеральных дорог на территории Дальневосточного федерального округа, из которых 209 км намечено ввести в эксплуатацию в 2014 году;

- строительство и реконструкция подъезда к морскому порту «Усть-Луга» с вводом в эксплуатацию в 2014 году 28,7 км;

- строительство обходов городов Новосибирска, Пскова, Гудермеса в Чеченской Республике, Фатежа в Курской области, Спасска в Пензенской области, Мариинска в Кемеровской области и других.

 

В 2014–2016 годах будут осуществляться работы по замене 43 ремонтонепригодных искусственных сооружений, из которых 10 мостов и путепроводов будут введены в эксплуатацию в 2014 году. В рамках проекта ликвидации грунтовых разрывов на федеральных дорогах намечено осуществить реконструкцию 131 км федеральных дорог, из которых 27,6 км будут завершены в 2014 году.

Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предусмотрено в 2014 году в общем объеме 39,4 млрд рублей, в 2015 году – 35,9 млрд рублей. Важными направлениями в рамках вышеуказанных субсидий в 2014–2015 годах будет строительство и реконструкция объектов, имеющих общегосударственное и межрегиональное значение, осуществляемое во исполнение актов и поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также строительство и реконструкция подъездов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам.

 

При этом в рамках софинансирования объектов, имеющих общегосударственное или межрегиональное значение, предусмотрено предоставление субсидий в целях:

-  подготовки к проведению празднований юбилейных дат в Омске, Пензе, Орле;

- развития автомобильных дорог в Московском транспортном узле на территории Московской области;

- развития автомобильных дорог на территории Санкт-Петербургского транспортного узла в Санкт-Петербурге и Ленинградской области;

- строительства крупных мостовых переходов, в том числе через реки Енисей в Красноярске, Оку в Муроме, Обь в Новосибирске, Волхов в Великом Новгороде, Волгу в Волгограде;

- строительства Восточного обхода промышленной зоны г. Липецка;

- строительства примыкания к автомобильной дороге М-52 «Чуйский тракт» в районе урочища реки Урсул в Республике Алтай;

- строительства автомобильной дороги Ленинск-Кузнецкий – Кемерово в Кемеровской области.

 

За счет субсидий в рамках подпрограммы в 2014–2015 годах планируется осуществить строительство и реконструкцию подъездов с твердым покрытием к 581 сельскому населенному пункту, в которых проживают более 180 тысяч человек. В рамках программ дорожно-эксплуатационных работ на автомобильных дорогах, находящихся в ведении Росавтодора, предусмотрено проведение капитального ремонта и ремонта в объемах, обеспечивающих доведение протяженности дорог, соответствующих нормативным требованиям, в 2014 году до 25,3 тысячи км, в 2015 году – до 29,8 тысячи км. При этом намечено существенно повысить капитальность выполняемых ремонтных работ. Так, в 2014 году капитальный ремонт федеральных автомобильных дорог будет проведен на участках общей протяженностью 1670 км, что почти на 30% больше, чем в 2013 году.

При реализации программ дорожных работ важнейшим направлением будет реализация мероприятий, направленных на повышение безопасности движения путем устройства линий искусственного освещения, строительства пешеходных переходов в разных уровнях, дорожных ограждений, других сооружений и технических средств.

 

В перспективный период будут осуществляться меры в области оптимизации бюджетных расходов и повышения качества работ с учетом внедрения программно-целевых методов управления, совершенствования практики осуществления предусмотренных законодательством процедур размещения государственного заказа, внедрения технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов.

 

Предусмотрено продолжение деятельности, направленной на применение механизмов государственно-частного партнерства, включая реализацию на основе концессионных соглашений проектов строительства моста через р. Лену в районе г. Якутска и создания системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, имеющими разрешенную массу более 12 тонн.

В 2014 году и в среднесрочной перспективе разработка и внедрение инновационных методов, новых технологий, материалов и конструкций будут осуществляться на основании планов, утверждаемых в установленном порядке. Крупными направлениями инновационной деятельности будут являться увеличение межремонтных сроков эксплуатации автомобильных дорог, реализация Программы нормативно-технического обеспечения применения композиционных материалов в дорожном хозяйстве, разработка межгосударственных стандартов в рамках Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». Работы в рамках инновационной деятельности будут проводиться в соответствии с Программой деятельности по решению первоочередных задач в дорожном хозяйстве, утвержденной распоряжением Минтранса России в 2012 году.

 

В результате деятельности дорожного хозяйства, находящегося в ведении Росавтодора, планируется повысить долю протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в 2014 году до 52,63%, в 2015 году – до 61,85%. В современных условиях развитие дорожной сети, улучшение состояния автомобильных дорог могут стать существенным инструментом ускорения социально-экономического развития страны, повышения качества жизни населения.

 

Есть все основания рассчитывать, что в предстоящий период качество нашей работы, оперативность принятия решений, активная позиция в области инновационной деятельности позволят дорожному хозяйству внести необходимый вклад в достижение показателей, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, в реализацию поручений руководства страны, направленных на ускорение создания дорожной сети, соответствующей потребностям экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика