Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Роль дорог неоценима | Издательский дом

Роль дорог неоценима

 

Начальник ФКУ «Уралуправтодор» Игорь Зубарев 

 

 

Автомобильные дороги имеют стратегическое значение для Российской Федерации. Они связывают обширную территорию страны, обеспечивают жизнедеятельность всех городов и населенных пунктов и во многом определяют возможности развития регионов, по ним осуществляются самые массовые автомобильные перевозки грузов и пассажиров.

 

 

 Протяженность автомобильных дорог федерального значения, находящихся в оперативном управлении ФКУ «Уралуправтодор», составляет 2401,405 км. В основном обслуживаемые дороги были построены в период 70-х - 80-х годов прошлого столетия,  их прочностные характеристики не соответствуют современным требованиям, что приводит к их ускоренному износу при пропуске эксплуатируемых в настоящее время транспортных средств.

 

 

Итоги 2013 года

 

ФКУ «Уралуправтодор» в 2013 году освоено средств в размере 10 561 607,775 тыс. руб. Необходимо отметить динамику увеличения  в 1,7 раза объемов работ 2013 года по сравнению с 2012 и 2011годами.  При этом  по физическим показателям программа 2013 года выполнена на 100%, а именно введено в эксплуатацию 59,268 км автомобильных дорог и 471,12 п.м. искусственных сооружений на них законченных капитальным ремонтом, а также 430,803 км автомобильных дорог и 692,28 п.м. искусственных сооружений, законченных ремонтом. Также, в соответствии с Планом по освоению инноваций на 2013 год предусмотрено и полностью выполнено внедрение 70 единиц инновационной продукции, из них 55 неповторяющихся. В 2014 году предусмотрено внедрение 75 единиц инновационной продукции.

 

Перевыполнено доведенное на 2013 год задание от компенсации ущерба на 120%  и в доход  федерального бюджета  зачислено 181 306,57119 тыс. рублей в т.ч. доведенное задание по сбору доходов от государственной пошлины за выдачу специальных разрешений перевыполнено на 119%, в доход бюджета зачислено  69 470,75540 тыс. рублей.

                По итогам 2013 года ФКУ «Уралуправтодор» занял 3-е место в конкурсе Росавтодора  на лучшую службу в номинации «Лучшая бухгалтерия» и 1-е место в номинации «Лучшее учреждение по применению инноваций».

 

 

Перспективы 2014 года

 

Особенностью России по сравнению с другими странами является более высокие транспортные издержки, даже с учетом климата, размера территории и расстояний перевозок автомобильным транспортом. В последние годы, несмотря на значительное продвижение вперед по уровню экономического развития и доходов, получаемых предприятиями и гражданами, дорожное хозяйство России по-прежнему в большей степени соответствует ситуации развивающихся стран. В соответствии с доведенным заданием Росавтодора на 2014 год для ФКУ «Уралуправтодор» предусмотрен объем финансирования по объектам реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них в размере 9981389,777 тыс. рублей. Планируется отремонтировать 105,66 км действующей сети автомобильных дорог, 1260,82 п.м. искусственных сооружений, выполнить капитальный ремонт на 109,134 км действующей сети автомобильных дорог и 96,85 п.м. искусственных сооружений, произвести устройство шероховато-поверхностной обработки покрытия на 194,19 км действующей сети автомобильных дорог.

 

ФКУ «Уралуправтодор» выступает заказчиком по нескольким ключевым инфраструктурным объектам, реконструкция которых напрямую влияет на обеспечение транспортной безопасности региона и будущее развитие автомобильно-дорожной отрасли. В первую очередь это реконструкция трассы Пермь-Екатеринбург от г. Перми в сторону Екатеринбурга. Сейчас строятся два участка - с 20 по 28 км (от обхода Лобаново до Кояново) и с 28 по 33 км (от Кояново до Бершети). В этом году будет обеспечен проезд с 20 по 28 км, а также сдан участок 28-33 км от Кояново до Бершети. Уже выделены средства и на следующий участок трассы - с 33 по 47 км. Его реконструкция начнется в ближайшее время, подрядчик был определен в январе этого года.

Следует отметить, что автомобильная дорога Р-242 Пермь – Екатеринбург наравне с дорогой Р-351 Екатеринбург – Тюмень и Р-402 Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск входит в состав европейского маршрута Е22. Маршрут проходит по территории Великобритании, Нидерландов, Германии, Швеции, Латвии и России. Сеть дорог категории Е имеет международное значение, определенное Европейским соглашением о международных автомагистралях (СМА) от 15 ноября 1975 года. Кроме того, через территорию Уральского федерального округа проходит международный транспортный коридор «Транссиб», в состав которого входит Панъевропейский транспортный коридор № 2 и южный маршрут Широтного автодорожного коридора Российской Федерации «Урал – Сибирь», а разветвленная сеть автомобильных дорог федерального значения обеспечивает связь с соседними областями.

 

Важнейшее значение для дорожной сети страны имеет также реконструкция участков автомобильной дороги 1Р 402 Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск, как составной части транспортного коридора, соединяющего европейскую и азиатскую часть страны. С октября 2013 года ФКУ «Уралуправтодор» в г. Тюмени осуществляет работы по объекту: «Реконструкция участков автомобильной дороги 1Р 402 Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск. Реконструкция  автомобильной дороги 1Р 402 Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск, участок км 77+000 - км 89+000, мостовой переход через р. Тобол на км 78+543, Тюменская область», генеральным подрядчиком на объекте является ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой», субподрядной организацией, которая выполняет работы по реконструкции моста через р. Тобол, является ОАО «Мостострой-11». По Государственному контракту работы производятся с октября 2013г. по 2018 г. и разделены на 4 этапа, сдача объекта планируется в ноябре 2018 года, ввод в эксплуатацию  12,140 км, в т.ч. мост длиной 0,536 км, работы ведутся с опережением.

В 2014 году также будут завершены работы по реконструкции автомобильной дороги 1Р 351 Екатеринбург-Тюмень на участке Камышлов - граница Тюменской области км 250+000 - км 261+000, Свердловская область. Перспективная техническая категория автомобильной дороги – II (4 полосы), протяженность участка реконструкции - 11,588 км.

 

 

Ближайшие перспективы

 

Для ликвидации разрыва между богатыми природными ресурсами регионов Полярного и Приполярного Урала и промышленно-развитыми территориями Среднего и Южного Урала требуется комплекс мер по усовершенствованию конфигурации существующей автодорожной сети, реконструкция составляющих их участков автомобильных дорог (например, реконструкция автомобильной дороги Р-404 Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск на участке п. Туртас - п. Сентябрьский км 475+000 - км 488+000), и реконструкция ремонтонепригодных мостов на участках дорог, не имеющих альтернативного объезда (как например реконструкция моста через реку Большой Салым на км 810+976 автомобильной дороги Р-404 Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск или реконструкция моста через реку Юганская Протока на км 740+863, реконструкция моста через реку Тобол на км 123+349 автомобильной дороги Р-404 Тюмень - Тобольск  - Ханты-Мансийск,). Документация на указанные выше участки в настоящее время разработана, передана в Главгосэкспертизу. ФКУ «Уралуправтодор» направлены предложения о включении этих объектов в ФАИП 2014-2016 гг. Продолжится работа по реконструкции участков автомобильной дороги Пермь-Екатеринбург км 33-47; 47-58; 58-75 в Пермском крае. Автомобильная дорога Р-402 Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск проходит по территории населенных пунктов Боровский, Винзили, Богандинский (с км 16 по км 39). ФКУ «Уралуправтодор» подготовлены и направлены в Росавтодор предложения по разработке проектной документации на реконструкцию автомобильных дорог федерального значения на территории Тюменской области. Самые значимые из них – это реконструкция автомобильной дороги Р-402 Тюмень - Ялуторовск - Ишим – Омск на участках км 10+630 - км 17+200, км 17+200 - км 28+730, км 28+730-км 39+000 с устройством обходов населенных пунктов Боровский, Винзили и Богандинский. Интенсивность движения на этих участках превышает 20 тыс.ед./сутки, эти участки характеризуются высокой аварийностью, связанной с выходом пешеходов на проезжую часть.

 

 

Как снизить аварийность?

 

Среди ключевых проблем отрасли наиболее социально значимой является проблема аварийности. За последние 10 лет в дорожно-транспортных происшествиях погибли 312,5 тыс. человек. Свыше 75% всех ДТП связаны с нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств. Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы.

 Для обеспечения бесперебойного и безопасного движения на автомобильных дорогах, находящихся в оперативном управлении ФКУ «Уралуправтодор», снижения тяжести последствий ДТП ведется активная работа по применению новых, современных средств организации дорожного движения. В 2014 году для ликвидации очагов аварийности на автодорогах проходящих через населенные пункты планируется установить 8 светофорных объектов на нерегулируемых пешеходных переходах. Для упорядочения движения пешеходов совместно со светофором будет выполнено устройство тротуаров, пешеходного ограждения, освещения, выполнена замена дорожных знаков 5.19.1 (2) на аналогичные с применением высокоинтенсивной световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета.

 

В целях обеспечения безопасности дорожного движения, в соответствии с долгосрочным государственным контрактом запланирован переход на более долговечные, износостойкие материалы для нанесения горизонтальной дорожной разметки. В 2014 году около 65 % 1560 км) протяженности автомобильных дорог будет размечено с применением пластичных материалов, в сравнение с 2013 годом – 960 км.

В соответствии с заданием на выполнение мероприятий по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения на 2014-2015 гг. по ФКУ «Уралуправтодор» предусмотрено строительство 4 надземных пешеходных переходов в Пермском крае и Свердловской области, а также устройство искусственного электроосвещения на двух участках автомобильной дороги Р-404 Тюмень-Тобольск-Ханты-Мансийск в Тюменской области.

 

 

Инновационное развитие или стагнация?

 

У общества имеются серьёзные претензии к качеству дорожного строительства, а именно к асфальтобетонному покрытию, к его ровности, коэффициенту сцепления. Одной из ключевых проблем остаётся и долговечность покрытия. Решить проблемы кардинально в кратчайшие сроки вряд ли возможно без качественного изменения подходов к внедрению инновационной продукции, а также современных методов планирования и управления в дорожной отрасли.

 

На наш взгляд, для реализации инновационных решений необходимы следующие шаги:

1. Пересмотреть подходы государственной экспертизы. Но для этого и проектные решения, содержащие инновационные решения должны иметь фундаментальное обоснование.

2.  Включение затрат на НИОКР в программы дорожных работ Управлений. Это решение позволит реализовать п. 1 т.к. заказчик и/или проектировщик может предварительно провести  исследования и базируясь на его результатах определять проектные решения.

3. Внести уточнения в градостроительное законодательство. Необходимо определить четкий механизм внесения уточнений при разработке рабочей документации. На сегодняшний день он не конкретизирован.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
     

 

Яндекс.Метрика