Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Автодорога Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь | Издательский дом

Автодорога Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь

 
Генеральный директор компании ООО «Спецстроймонтаж» Евгений Сарамуд 
 
 
 
В самом отдаленном российском регионе со сложными климатическими условиями уже три года ООО «Спецстроймонтаж» ведет на территории Чукотского автономного округа строительство автодороги Омолон – Анадырь с подъездами до Билибино, Комсомольского, Эгвекинота. Обо всех сложностях и особенностях строительства автодороги журналу «Транспортная стратегия – XXI век» рассказал генеральный директор предприятия Евгений Васильевич Сарамуд. 
 
 
 
– Евгений Васильевич, расскажите, как проектировалась дорога.
 
 
Подготовка проектной документации находится в компетенции заказчика, наша задача состоит в реализации проектных решений при ведении работ по строительству автодороги. В целом протяженность автодороги Омолон –Анадырь с подъездами до Билибино, Комсомольского, Эгвекинота на территории Чукотского автономного округа составляет более 1800 километров. Сегодня строительство автодороги ведется на участках, определенных заказчиком как первоочередные, в частности от автозимника продленного срока эксплуатации Билибино – Комсомольский в сторону больших национальных сел Чукотки: Илирней, Омолон; дорога также позволит открыть транспортную доступность к крупным месторождения цветных металлов, расположенных в непосредственной близости от строящейся автодороги. Вероятно, заказчик, принимая решение о строительстве автодороги к границе Магаданской области, желает привлечь внимание дорожников соседнего региона о начале строительства автодороги от Омсукчана до Омолона.
 
 
– С какими трудностями вам пришлось столкнуться? 
 
 
– Самое сложное – логистическая схема. Чукотка является отдаленным и труднодоступным регионом России. Сюда не проложены автомобильные и железные дороги. Завезти технику, необходимые для строительства материальные ресурсы возможно только морским транспортом и только в период короткой летней навигации. Но и это еще далеко не все: далее грузы, поступившие в морские порты, необходимо практически по бездорожью доставить на строительные площадки, находящиеся от ближайших морских портов на расстоянии более 600 километров. Для предприятия это большая затратная часть в себестоимости строительных работ.
 
 
– Освоение территорий, расположенных в сложных природных условиях, требует особого подхода к подготовке и укладке полотна. В чем отличие дорожного строительства на Чукотке? 
 
 
– Строительство автодороги ведется в условиях вечной мерзлоты, и главным здесь является не допустить разрушения мохо-растительного слоя тундры, который является хорошим теплоизолятором. На болотистых местах при строительстве применяем геотекстильные материалы, георешетки; откосы насыпи, кюветы укрепляем матрацами рено, то есть при строительстве автодороги применяются все новые технологии и материалы, определенные проектом. К сложности строительства относим климатические условия: летом приходится приостанавливать работы в период обильных дождей, зимой – при особо низких температурах наружного воздуха и снежных пургах. 
 
 
– Каким образом осуществляется контроль качества?
 
 
– Для обеспечения контроля качества дорожных работ имеем квалифицированных специалистов, имеем собственную сертифицированную дорожно-строительную лабораторию, кроме того, ведется строительный контроль специализированной организацией, привлеченной заказчиком, работники которой постоянно находятся на участке ведения дорожно-строительных работ, периодически по утвержденному графику проводится авторский надзор за строительством автодороги. Общий надзор за строительством и качеством работ ведет заказчик. 
 
 
– Есть ли проблемы с материалами?
 
 
– Грунт для устройства земляного полотна и дорожной одежды разрабатывается в карьерах, расположенных в непосредственной близости от оси автодороги, материалы для устройства искусственных сооружений, обустройства автодороги завозятся в период летней морской навигации из центральных районов России.
 
 
– Какова ширина дороги? 
 
 
– Ширина земляного полотна – 8 метров, а проезжей части – 4,5 метра с одной полосой движения. Для встречного разъезда транспортных средств устроены специальные площадки. Обустройство автодороги ведется в строгом соответствии с нормами обеспечения безопасности дорожного движения.
 
 
– Есть ли какие-то экологические требования к строительству?
 
 
– Естественно, автомобильная дорога, как инженерное сооружение, существенно изменяет природные ландшафты, режим стока поверхностных и грунтовых вод, места обитания флоры и фауны. В связи с этим крайне важно выполнение всех экологических требований и норм по защищенности окружающей природной среды от воздействия автодороги как на этапах строительства, так и при дальнейшей ее эксплуатации.
Чукотка – уникальное место, каких в России больше нет, и мы не хотим что-то нарушить и испортить. Вторжение в среду обитания народов, населяющих Крайний Север, должно быть цивилизованным, основанным на новых технологиях, в максимальной степени обеспечивающих сохранность окружающей среды. Принципиальность этого вопроса состоит в том, что от способности сохранить нетронутой природу и среду обитания проживающих здесь малочисленных народов зависит их будущее. Но и без дороги тоже никак. Стратегически она очень важна. 
 
 
– Как ведет себя в таких суровых климатических условиях техника? Есть какие-то особенности эксплуатации? 
 
 
– Принимая решение об участии в аукционе на строительство автодороги, наши специалисты детально изучили климатические условия района строительства, и было принято решение о поставке на строительство только импортных дорожно-строительных машин. Как показала практика, мы не ошиблись. В то же время, при работе в условиях низких температур, вечной мерзлоты – ведь на Чукотке 9 месяцев зима – отказы в работе даже импортной дорожной техники неизбежны. Хочу отметить, что там, где бессильна дорожная техника, разработка грунта для устройства земляного полотна ведется буровзрывным методом. В процессе строительства столкнулись с проблемой устройства откосов и кюветов в скальных грунтах, для решения которой на стройку пригласили специалистов из Германии, специализирующихся на изготовлении навесного оборудования на экскаваторы, в частности фрез. Фрезы по данным изготовителя поставлены в Россию и СНГ в количестве не более 15 штук и изготавливаются только единично, по индивидуальному заказу. Получив гарантию иностранных специалистов, что фреза справится с поставленной задачей, мы оформили заказ на ее изготовление и поставку. Итог себя оправдал: фреза отработала уже год и отлично показала себя в работе. Можно сказать, что мы первыми применили на Чукотке новую технологию устройства откосов и кюветов в скальных грунтах на строительстве автодороги.
Хочу еще раз отметить, что основной проблемой в работе является отсутствие наземной транспортной связи Чукотки с дорогами России. Завоз материалов для ведения строительных работ, запасных частей к технике возможен только морем в короткий период летней навигации. Поэтому нам приходится в этот короткий летний период завезти на стройку годовой запас материальных ресурсов, запасных частей, продуктов питания, на закупку и доставку которых приходится изыскивать значительные денежные средства. 
 
 
– Есть ли в планах компании строительство мостов?
 
 
– Да, мы готовы вести работы и по строительству мостов и будем принимать участие в аукционах, конкурсах, проводимых заказчиками, на эти виды работ.
 
 
– Как складываются трудовые отношения на предприятии?
 
 
– На любом предприятии главная ценность – это трудовой коллектив, и мы стараемся заинтересовать людей. Поскольку все строительные работы производятся как в летний, так и в зимний период по утвержденному плану-графику, то все наши специалисты приезжают с «материка» и работают вахтовым методом, поэтому кроме достойной заработной платы сотрудникам предоставляются хорошие условия быта: жилье, питание, связь с «материком». 
В данный момент штат предприятия полностью укомплектован кадрами. Основу составляют профессионалы, работающие в организации уже не первый год. 
 
 
– Укладываетесь ли вы в график?
 
 
– На сегодняшний день – да. В 2013 году введены в эксплуатацию первые 30 км автодороги.
 
 
– В заключение – ваше сокровенное желание.
 
 
– Побеждать в конкурсах, продолжать строить дорогу и когда-нибудь в будущем на своем автомобиле с ветерком проехать от Москвы до Анадыря.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика