Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Уверенный рост | Издательский дом
#

Уверенный рост

 

Руководитель Федерального агентства воздушноготранспорта Александр Нерадько

 

В 2013 году услугами отечественной системы воздушного транспорта воспользовались более 142 млн наших и зарубежных граждан.

 

 

Объемы перевозок пассажиров через аэропорты России в 2013 году увеличились на 12%. Только российскими авиапредприятиями было перевезено более 84,5 млн пассажиров. Тенденция роста сохраняется и в наступившем 2014 году: за три первых месяца пассажироперевозки увеличились в среднем на 10%.

 

В настоящее время продолжают работу 120 коммерческих перевозчиков. В 2013 году Росавиацией были выданы пять сертификатов эксплуатанта для осуществления коммерческих воздушных перевозок, аннулированы восемь сертификатов эксплуатанта, приостанавливалось действие шести сертификатов эксплуатанта.

 

 

Стабильные и надежные

 

Ведущие авиакомпании страны: «Аэрофлот», «Трансаэро», «Ютэйр», «Сибирь», «Россия» – на протяжении многих лет демонстрируют стабильные и высокие показатели.

Доля 15 ведущих авиакомпаний в общем объеме пассажирских перевозок выросла и составила в 2013 году почти 88% по количеству перевезенных пассажиров и почти 92% по пассажирообороту. Более 98% всех перевозок пассажиров выполняют 35 авиакомпаний.

 

Основной объем перевозок грузов и грузооборот в 2013 году был выполнен авиакомпаниями «ЭйрБриджКарго», «Аэрофлот», «Трансаэро», «Волга-Днепр» и «Сибирь». При этом авиакомпания «ЭйрБриджКарго» сохранила позицию лидера, обеспечив 42,5% рынка грузовых перевозок среди российских авиапредприятий, а ее доля в грузообороте составила 54,8%.

Росту объемов пассажирских перевозок в 2013 году содействовала успешная реализация Росавиацией программ субсидирования региональных воздушных перевозок.

 

 

Региональные перевозки

 

В прошлом году был реализован «пилотный» проект развития региональных перевозок в Приволжском федеральном округе. Шесть авиакомпаний выполнили почти 11 тысяч рейсов по 74 маршрутам, перевезя около 92 тысяч пассажиров по льготному тарифу. Сумма дотаций, выделенных на программу субсидирования, составила 450 млн рублей. В 2014 году данная программа субсидирования будет продолжена, для ее реализации предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 620 млн рублей.

 

В 2013 году Росавиацией была успешно выполнена программа субсидирования перевозок воздушным транспортом на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов. 13 авиакомпаний, задействованных в этом проекте, обслужили почти 154 тысячи пассажиров. Сумма дотаций, выделенных на субсидии, составила 900 млн рублей.

Также агентством была реализована программа субсидирования региональных воздушных перевозок на территории РФ и формирования региональной маршрутной сети. Росавиацией был сформирован перечень субсидируемых маршрутов региональных перевозок, включающий 70 маршрутов, в том числе 54 новых маршрута. В рамках этой программы 17 авиаперевозчиков выполнили 5156 рейсов и перевезли 219 тысяч пассажиров. Сумма дотаций составила 1,3 млрд рублей.

 

В 2013 году рамках программы субсидирования перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении билеты по специальному тарифу приобрели 516 578 человек, что составляет 14,0% от общего количества перевезенных пассажиров в 2013 году по этим маршрутам. Также в маршрутную сеть были включены 9 дополнительных направлений, перевозки осуществлялись по 36 субсидированным маршрутам, расширился и перечень граждан, которые могут приобрести билет со значительной скидкой. Все эти меры позволили увеличить количество перевезенных пассажиров. Сумма субсидий, предоставленная Росавиацией авиакомпаниям за перевозку пассажиров из федерального бюджета, составила 3,417 млрд рублей. В 2014 году дальневосточная программа субсидирования будет расширена за счет увеличения перечня субсидируемых маршрутов следующими направлениями: Иркутск – Санкт-Петербург – Иркутск и Иркутск – Сочи – Иркутск, ее финансирование составит 3,372 млрд рублей.

 

Программа субсидирования перевозки пассажиров из Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении с 2013 года была распространена на всех граждан РФ. За прошедший год по спецтарифу в эксклав было перевезено 194 404 человека, из федерального бюджета на финансирование программы направлено 414,54 млн рублей. В 2014 году прогнозируется перевозка 250 тысяч человек, из федерального бюджета на реализацию программы выделено 468,97 млн рублей.

В 2014 году Росавиация продолжает субсидирование перевозок внутри Приволжского федерального округа, на дальневосточном направлении и в Калининград. С этого года стартовала новая программа субсидирования перевозок пассажиров по территории РФ, пришедшая взамен Программы субсидирования региональных воздушных перевозок на территории РФ и формирования региональной маршрутной сети и Программы субсидирования перевозок воздушным транспортом на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов.

 

 

Развитие инфраструктуры

 

В 2013 году продолжилось развитие инфраструктуры аэродромов (аэропортов), управления воздушным движением.

В настоящее время в реестр аэродромов гражданской авиации включено 297 аэродромов. 117 из них образуют национальную опорную аэродромную сеть. Развитие аэродромной сети осуществляется в рамках реализации 4 федеральных целевых программ. Федеральной адресной инвестиционной программой на 2013 год с учетом изменений осуществлялось финансирование 42 объектов с объемом государственных капитальных вложений 24 849,1 млн рублей

Также завершена реконструкция и введены в эксплуатацию 6 взлетно-посадочных полос.

 

В целях обеспечения проведения XXVII Всемирной летней Универсиады в аэропорту г. Казани проведена реконструкция ИВПП-1 с удлинением до 3750 м (на 1250 м) с оснащением системой светосигнального оборудования с огнями высокой интенсивности по II категории с двух направлений посадки, реконструированы сеть соединительных рулежных дорожек, пассажирский перрон, построено новое здание аварийно-спасательной станции.

 

К 350-летию г. Пензы введена в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса с удлинением до 2800 метров, позволяющая аэропорту принимать воздушные суда типа Ил-76, A-319, A-320, «Суперджет-100», Ту-214, «Боинг-737».

В рамках подготовки аэропорта г. Сочи к зимней Олимпиаде 2014 года завершена реконструкция объектов аэродромной инфраструктуры аэропорта. Введены в эксплуатацию новые здания командно-диспетчерского пункта и аварийно-спасательной станции, перрон и рулежные дорожки, осуществлено расширение перрона для стоянки воздушных судов, выполнено устройство периметрового ограждения с техническими средствами охраны.

 

В аэропорту Внуково выполнены работы по реконструкции и введена в эксплуатацию ВПП-1 с удлинением на 500 м (до 3500 м), реконструирована сеть рулежных дорожек, построены рулежные дорожки скоростного схода, что позволило значительно увеличить пропускную способность аэродрома. ВПП-1 оснащена современным радиотехническим, светосигнальным и метеорологическим оборудованием, что позволяет эксплуатировать ее в сложных метеоусловиях.

Введены в эксплуатацию после реконструкции взлетно-посадочные полосы в аэропортах Абакан, Магадан, Бугуруслан.

 

Завершены этапы реконструкции (пусковые комплексы) и введены в эксплуатацию перроны и рулежные дорожки в аэропортах Пенза, Абакан, Южно-Сахалинск, Якутск, аварийно-спасательная станция в аэропорту Магас, объекты электроснабжения в аэропорту Николаевск-на-Амуре.

Приоритетными в 2014 году являются мероприятия по подготовке аэродромной инфраструктуры аэропортов городов, принимающих чемпионат мира по футболу 2018 года, аэропорта г. Уфы к проведению заседания совета глав государств – членов ШОС и глав государств и правительств БРИКС в 2015 году, строительство взлетно-посадочной полосы № 3 в аэропорту Шереметьево, реконструкция аэродромных комплексов в аэропортах Владикавказ, Махачкала, Минеральные Воды, завершение строительства аэропорта на о. Итуруп.

 

С 2014 года государственную поддержку получат аэропорты регионального местного значения, входящие в состав федеральных казенных предприятий и расположенные в северных регионах страны и на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.

 

 

Защита объектов ГА

 

В 2013 году была завершена реализация Комплексной программы обеспечения безопасности на транспорте, позволившей повысить защищенность объектов гражданской авиации, а также принято решение о продолжении действия этой программы руководством страны.

Службами авиационной безопасности аэропортов было выявлено и пресечено 15 попыток несанкционированного проникновения на объекты воздушного транспорта, досмотрено более 55 млн пассажиров, пресечено более 37 тысяч попыток проноса в воздушные суда и в контролируемую зону аэропортов опасных предметов и запрещенных к перевозке воздушными судами предметов и веществ, из которых более 21 тысячи составляют попытки проноса оружия и боеприпасов.

 

В 2013 году Росавиация провела большую работу по реализации требований ФЗ «О транспортной безопасности», для чего выполнялась аккредитация юридических лиц для проведения оценки уязвимости, осуществлялось категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, рассматривались и утверждались результаты оценок уязвимости, планы обеспечения транспортной безопасности субъектов воздушного транспорта.

В течение года Росавиацией было разработано и направлено в Минтранс России более десяти предложений по внесению изменений в ряд законодательных и нормативных правовых актов, в том числе в Воздушный кодекс, ФЗ «О транспортной безопасности», Федеральные авиационные правила по сертификационным требованиям в области авиационной безопасности и другие нормативные акты.

В прошедшем году особое внимание уделялось обеспечению транспортной и авиационной безопасности на объектах гражданской авиации, задействованных в проведении крупных общественно-политических мероприятий.

Принимаемые Росавиацией и субъектами транспортной инфраструктуры организационные и практические меры позволили в 2013 году повысить защищенность объектов гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

 

 

Оценка кадров

 

В 2013 году в летные учебные заведения ГА произведен набор 940 человек, из них 150 человек – по целевому набору для подготовки пилотов для региональной авиации.

Парк воздушных судов первоначального обучения нового поколения, оснащенный современной авионикой, в 2013 году насчитывает 80 единиц Diamond-40NG, 28 единиц Cessna 172S и 19 единиц Diamond-42NG. Поставки воздушных судов продолжатся по заключенным контрактам и в 2014 году.

В 2013 году исполнены контракты на поставку тренажеров B-737, A-320, SRJ-200, а также процедурных тренажеров А-320. Внедрение в учебный процесс указанных тренажеров воздушных судов, эксплуатирующихся в авиакомпаниях, позволит начать подготовку курсантов на конкретный тип воздушного судна.

 

По результатам проверок, проведенных центральным аппаратом и территориальными органами Росавиации, были выявлены грубые нарушения в осуществлении учебного процесса и изъяты семь сертификатов АУЦ, действие шести сертификатов приостановлено. Проверки с целью контроля качества учебного процесса продолжаются. Уже в 2014 году принято решение об аннулировании двух сертификатов и приостановлении действия одного сертификата АУЦ.

Правоохранительными органами выявлен ряд фактов получения свидетельств частных и коммерческих пилотов в результате противоправных действий, результатом чего стало аннулирование пилотских свидетельства у ряда лиц.

 

 

Перспективные проекты

 

В среднесрочной перспективе Росавиации предстоит:

  1. - реконструкция 16 искусственных взлетно-посадочных полос и других объектов аэродромной инфраструктуры;
  2. - реконструкция 40 взлетно-посадочных полос на Дальнем Востоке и в Забайкальском регионе;
  3. - подготовка аэропортов к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году;
  4. - подготовка к проведению заседания Совета глав государств – членов ШОС и встречи глав государств и правительств БРИКС в 2015 году в г. Уфе;
  5. - развитие единой системы авиационно-космического поиска и спасания;
  6. - сохранение и развитие инфраструктуры аэропортов регионального и местного значения, в первую очередь в труднодоступных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Сибири, Дальнего Востока;
  7. - повышение доступности авиаперевозок для населения (развитие авиационной подвижности);
  8. - совершенствование структуры маршрутов авиационного сообщения и обеспечения развития региональных перевозок;
  9. - дальнейшее развитие аэронавигационной системы и другие меры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика