Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Итоги, задачи, перспективы | Издательский дом
#

Итоги, задачи, перспективы

 

Руководитель Росморречфлота Александр Давыденко

 

9 марта 2014 года исполнилось 10 лет со дня создания Росморречфлота в новой системе Минтранса России. Хотелось бы остановиться на основных моментах 10-летней деятельности.

 

 

Прошедший год стал для нашей отрасли годом важных законодательных изменений. Актуализирована Транспортная стратегия на период до 2030 года, в этом году планируется ее утверждение Правительством РФ. Внесены изменения в Закон «О морских портах» и Кодекс торгового мореплавания, проведено реформирование администраций морских портов с разделением функций руководителей администраций и капитанов морских портов.

 

Начала свою работу Администрация Северного морского пути. Завершен самый сложный этап реформирования Госморспасслужбы России, силы и средства спасения на море интегрированы в единое учреждение с единым центром управления. Подготавливается реформирование всех четырех стратегических предприятий: Росморпорта, канала им. Москвы, гидрографического предприятия и Морсвязьспутника.

Также была разработана и одобрена правительством Стратегия развития внутреннего водного транспорта, что позволит повысить инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность речного судоходства.

 

Продолжена структурная реформа в системе отраслевого образования, ликвидируются неэффективные подразделения и филиалы. В вертикально интегрированных образовательных комплексах создаются центры начального профессионального образования для рабочих специальностей.

Особо важной и ответственной задачей была и остается реализация указов Президента РФ от 7 мая 2012 года, в том числе социальная поддержка работников отрасли, улучшение системы образования, повышение производительности труда, а также модернизация экономики.

 

 

Положительная динамика

 

За прошедший год перевозки грузов морским флотом под российским флагом и контролируемым российскими судовладельцами выросли и составили 203 млн тонн. Наблюдается снижение объемов перевозок грузов судами под российским флагом, но этот же показатель растет на контролируемом флоте. Это говорит о том, что мы должны продолжать работу по привлечению судовладельцев под российский флаг.

 

Морским транспортом в районы Крайнего Севера завезены все предъявленные к перевозке грузы в объеме, сопоставимом с показателями 2012 года. Необходимо отметить, что транзитные перевозки по Северному морскому пути между портами иностранных государств увеличились в два раза и составили более 600 тысяч тонн, а количество заявок на плавание увеличилось более чем в 3 раза.

Морской флот в 2013 году пополнился 35 транспортными судами общим дедвейтом около миллиона тонн. В 2014 году ожидается поставка еще 8 судов общим тоннажем почти миллион тонн.

 

Объем перевалки грузов в российских портах вырос на 4% и составил 589 млн тонн. Всего в 2013 году введено в строй портовых мощностей на 30,5 млн тонн. Это: терминалы по отгрузке СУГ и нефтепродуктов в порту Усть-Луга, Таманский перегрузочный комплекс по перевалке нефтепродуктов, зерновой терминал в порту Новороссийск, комплекс по глубокой переработке маслосодержащих культур в порту Калининград. Завершен подготовительный и начат основной этап строительства нового морского порта Сабетта в Обской губе.

В 2014 году планируется увеличение мощностей еще на 30 млн тонн. В целом к 2016–2018 годам мы планируем обеспечить перевалку грузов в объеме 740 млн тонн в год, в том числе иметь 15%-й резерв пропускной способности.

 

На отдельных направлениях наблюдался рост грузопотоков по внутренним водным путям. Вновь увеличился грузопоток по Волго-Донскому судоходному каналу: за навигацию 2013 года по нему перевезено 12,7 млн тонн грузов, что на 12% больше максимального объема перевозок, достигнутого в 1983 году.

В текущем году мы прогнозируем восстановление объемов перевозки и перевалки грузов речным транспортом. Для достижения этих показателей разрабатываются соглашения с Союзом «Национальная палата судоходства» и Ассоциацией портов и судовладельцев речного транспорта о взаимных обязательствах государства и бизнеса.

 

 

Строительство объектов

 

В рамках утвержденных сроков выполнена программа строительства объектов Росморречфлота для зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в Сочи. Построен новый пассажирский порт, грузовой район в устье реки Мзымты, семь морских пассажирских терминалов.

Для обслуживания Олимпиады были привлечены семь круизных лайнеров. Услугами «плавучих гостиниц» воспользовались 52 тысячи человек, заполняемость составила 90%.

Объем финансирования в портовую инфраструктуру из федерального бюджета составил 28,9 млрд рублей. При этом частных инвестиций привлечено в 4 раза больше.

 

Продолжается строительство флота государственного назначения. В 2013 построено два многофункциональных аварийно-спасательных судна мощностью 4 МВт. В 2014 году ожидается поставка еще четырех судов аварийно-спасательного и обеспечивающего флота. В марте вышло на ходовые испытания многофункциональное аварийно-спасательное судно мощностью 7 МВт «Балтика».

 

 

Качественные характеристики

 

Росморречфлот уделяет особое внимание качественным характеристикам внутренних водных путей, так как в 61 регионе Российской Федерации, где имеются эксплуатируемые внутренние водные пути, создается около 90% валового внутреннего продукта и проживает 80% населения страны.

В навигацию 2013 года почти на 500 км увеличена протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов, увеличилось количество судоходных гидротехнических сооружений, имеющих нормальный уровень безопасности, и уменьшилось – с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности. Повышен уровень безопасности 36 сооружений.

 

К 2016 году мы планируем вывести все СГТС на нормальный уровень безопасности.

На реконструкцию гидротехнических сооружений и участков ВВП было выделено около 11 млрд рублей, что соответствует уровню 2012 года. Реконструировано и капитально отремонтировано 16 объектов СГТС. Отремонтировано и вновь построено 29 обстановочных и обслуживающих судов. К 2016 году планируется строительство 30 таких судов.

 

 

Безопасность судоходства

 

Наша задача – обеспечивать перевозки грузов и пассажиров. Но эти перевозки должны быть безопасны. Безопасность судоходства – наш главный критерий в организации перевозок.

Мы развиваем и модернизируем системы обеспечения безопасности мореплавания и судоходства в акваториях морских портов и на подходах к ним, на трассах Северного морского пути и на внутренних водных путях, а также Глобальной морской системы связи при бедствии, автоматизированной системы оповещения НАВТЭКС, системы контрольно-корректирующих станций, автоматической идентификационной системы в зоне ответственности Российской Федерации.

 

Для несения аварийно-спасательной и ЛАРН-готовности привлекаются до 75 судов и до 500 человек ежесуточно. В 2013 году проведено 12 учений, силы и средства Росморречфлота приняли участие в 7 международных учениях, поиск и спасание людей, терпящих бедствие на море, осуществлялся в 81 случае, при этом спасено 178 человек, в том числе 13 иностранных граждан.

И мы понимаем, что благополучие отрасли и особенно безаварийная работа прежде всего зависят от людей и уровня их квалификации.

 

Наряду с обеспечением безопасности судоходства сегодня одной из важнейших задач нашей работы является обеспечение мероприятий транспортной безопасности. Более того, министром транспорта РФ Максимом Соколовым 2014 год обозначен как год транспортной безопасности.

Основным регламентирующим документом в этой сфере является закон от 9 февраля 2007 года 16-ФЗ «О транспортной безопасности» с внесенными в него изменениями. Кроме того, в 2013году завершена реализация Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, начатая в 2010году.

 

Росморречфлотом проведена огромная работа по оценке уязвимости, категорированию, планам охраны и техническому оснащению объектов транспортной инфраструктуры. В связи с изменениями в законодательстве проводится работа по перекатегорированию объектов инфраструктуры и транспортных средств.

В рамках реализации комплексной программы были определены объекты, наиболее уязвимые для актов незаконного вмешательства. И эти объекты были оснащены инженерно-техническими средствами в соответствии с утвержденными планами и графиками.

В Росморречфлоте создан ситуационный центр, который позволяет в режиме реального времени видеть оснащенные объекты, а также в автоматическом режиме получать сигналы о несанкционированном вмешательстве. Силами ведомственной охраны Минтранса России постоянно контролируется 298 объектов Росморречфлота (пятью тысячами стрелков на тысяче постов).

 

В ходе строительства объектов морского транспорта для проведения зимней Олимпиады в Сочи были предусмотрены мероприятия транспортной безопасности. Это включало в себя оценку уязвимости, категорирование, разработку планов охраны и техническое оснащение пассажирского порта и грузового района в устье реки Мзымты. Принятые меры позволили обеспечить безопасность участников Олимпийских игр за весь период на всех объектах. За проделанную работу мы получили высокую оценку руководства страны и министра транспорта Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято решение о продлении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте до 2019года.

 

 

Сохранить и приумножить

 

Одной из важнейших сфер деятельности Росморречфлота является отраслевое образование. От специалистов, которых мы обучим и воспитаем, зависит будущее.

В целях повышения качества отраслевого образования и оптимизации бюджетных расходов Росморречфлот проводит структурные преобразования в сети учебных заведений. В нынешних шести вертикально интегрированных образовательных комплексах обучается около 65 тысяч человек. В прошлом году подготовлено около 8 тысяч специалистов с высшим образованием и более 3,5 тысячи – со средним специальным.

 

В предстоящие несколько лет необходимо внедрить инновационные технологии как в производственной сфере, так и в организации управления. Для этого необходимо актуализировать программы обучения и повысить качество подготовки курсантов и студентов, а также переподготовки личного состава учреждений и предприятий отрасли.

Еще раз хочу подчеркнуть, что создание эффективной системы социальной поддержки – одна из важнейших задач, обозначенных Президентом РФ, которая позволит сохранить кадры и привлечь в отрасль молодых специалистов.

 

Ведется работа по обеспечению тружеников отрасли жильем и повышению размера заработной платы. Правительством разрабатываются дорожные карты, предусматривающие мероприятия по развитию соответствующих отраслей социальной сферы.

 

 

Республика Крым

 

В свете поставленных задач особую актуальность приобрело развитие инфраструктуры Республики Крым, где ключевым звеном для морского транспорта является паромная переправа Кавказ – Крым – Кавказ. Сегодня на линии работают два железнодорожных и три автомобильно-пассажирских парома.

Решением Правительства РФ создана совместная рабочая группа, которая должна изучить количественное и физическое состояние объектов инфраструктуры и транспортного флота, разработать программу их модернизации. Стоит задача интегрировать транспортную систему Крыма в российский транспортный комплекс и российское законодательство.

 

На сегодняшний день основным связующим звеном с Крымом является морской транспорт. И это накладывает на нас особую ответственность. Я уверен, что моряки с достоинством справятся с этой задачей.

 

И еще. Основа развития отрасли – корректная и трезвая оценка текущих событий, обратная связь и оперативная выработка решений. Знания и опыт при должной мотивации дадут эффект в повышении производительности труда и достижении поставленных целей!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика