Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Московский метрополитен: доступность и качество | Издательский дом

Московский метрополитен: доступность и качество

 

Начальник ГУП «Московский метрополитен» Иван Беседин

 

 

Программой развития Московского метрополитена, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 4 мая 2012 года № 194-ПП «Об утверждении перечня перспективного строительства Московского метрополитена в 2012–2020 годах», намечено сооружение более 15 участков линий и 76 станций Московского метрополитена.

По расчетам НИиПИ Генплана Москвы, в случае реализации этого масштабного проекта доля населения, обеспеченная метрополитеном, составит к 2020 году 87%, а сеть метрополитена будет включать около 470 км линий и порядка 267 станций и 25 депо.

 

 

Достичь таких темпов строительства позволит применение новых технологий, в том числе «сквозной проходки» станций тоннельными механизированными проходческими комплексами (ТМПК) с последующим возведением станционных конструкций; внедрение совмещенных ограждающих и несущих конструкций станций мелкого заложения и другие методы и мероприятия.

 

 

Технические, интеллектуальные новшества на новых линиях

 

В настоящее время ведутся испытания и отработка на стендах и опытных участках систем управления движением поездов на основе микропроцессорной техники, применение которой значительно сократит объем оборудования, площади помещений и объемы строительно-монтажных работ.

Внедряются системы «обзорного» видеонаблюдения на основе цифрового оборудования, имеющие более широкие параметры по качеству и объему информации, поступающей в базу данных ситуационного центра метрополитена.

 

На новых линиях, где будет эксплуатироваться единый тип подвижного состава, намечено проектирование и сооружение платформенных дверей, обеспечивающих безопасность пассажиров. Они помогут предотвратить падения пассажиров на пути станции.

Для всех новых станций проектируются, внедряются мероприятия и технические средства для обеспечения передвижения маломобильных групп населения, в том числе лифты, подъемники, системы звукового оповещения прибытия поезда, повышенные характеристики распознаваемости информации при использовании буквенного, цифрового и цветового кодирования визуально-информационных систем. С 2013 года в метрополитене в составе службы движения создано специальное подразделение, обеспечивающее сопровождение маломобильных групп населения на станциях метрополитена.

 

 

Замена подвижного состава

 

С 2010 по 2014 год было получено 995 новых вагонов разных моделей, а до 2020 года будет закуплено 3088 вагонов нового подвижного состава, который частично пойдет на обновление существующих и новых линий метрополитена. К этим вагонам планируется применить ряд требований в отношении развития комфортабельности перевозки пассажиров за счет:

– увеличения эксплуатационной скорости подвижного состава;

– повышения вместимости пассажирских салонов в пиковые часы;

– улучшения качества информирования пассажиров, в том числе организации видеотрансляций, обеспечения бесплатного доступа в Интернет и т. д.

 

 

Также планируется приобретение подвижного состава нового поколения, основными требованиями к которому являются:

1) экономичность нового подвижного состава, в котором должны быть реализованы последние технические решения;

2) состав постоянного формирования со сквозным проходом вдоль всего поезда;

3) современный интерьер и экстерьер;

4) в составе допускается использование промежуточных немоторных вагонов;

5) предусмотрены места для установки и подключения аппаратуры Wi-Fi;

6) предусматривается наличие компрессорных установок не на каждом вагоне состава, что снизит дополнительный уровень шума.

 

 

Обеспечение безопасности пассажиров метро

 

В рамках реализации мероприятий Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте на объектах Московского метрополитена проводятся мероприятия по приобретению технических средств с целью оборудования досмотровых зон и зон свободного доступа всех станций метрополитена.

 

Оснащение вестибюлей метрополитена будет производиться следующими инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности:

1. Технические средства для оборудования постов досмотра:

– аппаратура подавления радиолиний управления взрывными устройствами;

– стационарные рамочные металлодетекторы;

– стационарные досмотровые рентгеновские установки неконвейерного типа для досмотра личных вещей и багажа;

– средства для локализации и подавления энергии взрыва (взрывозащитные контейнеры);

– стационарные досмотровые рентгеновские установки конвейерного типа для досмотра личных вещей и багажа;

– портативный обнаружитель паров взрывчатых веществ;

– портативный обнаружитель следовых количеств взрывчатых веществ.

 

2. Технические средства обеспечения транспортной безопасности в зонах свободного доступа:

– стационарные металлодетекторы;

– стационарная аппаратура радиационного контроля;

Полное оснащение объектов метрополитена запланировано на июнь – август 2014 года.

 

 

Культурные события

 

В целях создания для пассажиров комфортной и приятной атмосферы, направленной на привлечение внимания к значимым событиям текущей жизни и к историческим событиям, в метрополитене созданы и курсируют в настоящее время девять именных поездов различных тематических направлений: «Акварель», «Читающая Москва», «Поэзия в метро», ретропоезд «Сокольники», «Красная Стрела», «Народный ополченец», «Курская дуга», с 30 декабря 2013 года метрополитеном выведены на линию 2 Олимпийских поезда.

 

С августа 2013 года в Московском метрополитене на основании договорных отношений с ОАО «Москва Медиа» (телеканал «Москва-24») проводятся мероприятия по оснащению инфраструктуры и подвижного состава мониторами для обеспечения жителей и гостей столицы прямоэфирным телевещанием, которое в режиме реального времени информирует пассажиров о последних новостях Москвы и страны в целом.

Учитывая предложения пассажиров метрополитена, а также обращения граждан в органы государственной власти города Москвы, связанные с тематикой социальной рекламы по повышению образованности, культуры поведения в обществе, законодательной грамотности населения, которую предлагают разместить в Московском метрополитене, как самом популярном и востребованном виде транспорта, налажено взаимодействие с Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы по учету указанных обращений при рассмотрении и согласовании социальной рекламы.

 

 

Оплата проезда

 

Для улучшения качества и культуры обслуживания пассажиров, с целью уменьшения очередей в кассах метрополитена в часы пик в 2006 году было принято решение о проведении эксперимента по безналичной оплате проезда с помощью банковских смарт-карт с транспортным приложением метрополитена. В настоящее время в проекте участвуют уже 24 банка.

При использовании банковских карт для безналичной оплаты проезда пассажир не обращается в кассу метрополитена, совершает поездки в течение отчетного периода, после чего с его банковского счета снимается и переводится в метрополитен сумма за оплату оказанных услуг.

 

Проход на станции метрополитена держатели карт осуществляют через автоматические контрольные пункты, при этом информация о проходах передается в центр обработки информации, где происходит централизованный сбор, хранение и обработка данных о проходах.

Для пассажиров, прибывающих из других городов, в кассах «Аэроэкспресс» реализуются совместные билеты для проезда на метрополитене и поездах «Аэроэкспресс».

 

Для удобства пассажиров планируется внедрить прямое пополнение карт «Тройка» в агентских сетях на терминалах платежей и банкоматах, оборудованных специальными считывателями для бесконтактных смарт-карт с транспортным приложением «Тройка». При этом на карту сразу записывается услуга, и пассажир может совершать поездки.

Планируется размещение транспортного приложения «Тройка» на новых видах носителей: транспортное приложение «Тройка» будет размещаться на банковских картах, SIM-картах мобильных операторов, в NFC-телефонах.

Прорабатывается вопрос возможности оплаты проезда с помощью банковских карт непосредственно на турникетах. Для этого необходимо установить банковские ридеры на турникетах и решить вопрос по технологии регистрации данных о проходе в АСОП (автоматизированная система оплаты проезда).

 

В 2014 году пассажиры смогут самостоятельно провести персонификацию «Тройки». Для этого владельцу карты на автомате продажи билетов в специальном меню необходимо зарегистрировать номер мобильного телефона и номер карты «Тройка». Это позволит в случае утери карты восстановить оплаченные услуги на другом носителе, блокировать карту с мобильного телефона, просматривать в личном кабинете информацию об оказанных услугах по карте.

 

Для восстановления услуг утраченной карты необходимо в личном кабинете зарегистрировать номер новой «Тройки», после чего активировать услуги автомате продажи билетов или терминале моментальных платежей.

       Во втором квартале 2014 года планируется реализовать возможность записи в терминальных устройствах (АПБ, терминалы агентских сетей) всех видов билетов на карту «Тройка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика