Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Что нужно на «периферии» для строительства надежных дорог? | Издательский дом

Что нужно на «периферии» для строительства надежных дорог?

 

Генеральный директор ООО «Современные дорожные технологии» Владимир Чернышев

 

Технология укрепления и регенерации цементом известна и применяется уже достаточное количество лет. Вспомним, что именно СССР был одним из мировых лидеров в разработке и внедрении таких технологий в дорожное и аэродромное строительство.

 

 

Технология была интересна, прежде всего, для оборонного комплекса, но в народном хозяйстве по ряду причин (главная из которых – отсутствие необходимой техники отечественного производства) в то время не заняла достойного места. Сейчас подобных технологий множество, разработанных не только на территории России, но и на территории ближайших государств.

 

Технические возможности колоссальны, вся линейка необходимой техники широко представлена различными производителями на российском рынке, разработаны ГОСТы, нормативы и рекомендации. Несмотря на многие современные новшества и технические возможности, время прогресса и глобализации, хотим обозначить и отметить те вопросы, с которыми мы сталкиваемся при работе.

 

 

Технологии  стабилизации и укрепления грунтов

 

ООО «Современные дорожные технологии» специализируется на строительстве дорог по методу укрепления грунтов. Преимущество используемой технологии в том, что для строительства земляного полотна и основания дороги не используется завозимые инертные материалы и не нужно для этого вывозить замещаемый грунт, а вместо этого грунт перерабатывается с оптимально подобранным связующим составом.  Благодаря этому, затраты на строительство уже сокращаются, что, естественно, является большим плюсом для заказчика.

 

 

Проектирование

 

      Первые вопросы начинают возникать на этапе проектирования и формирования технического задания. Вызвано это  тем, что для новых технологий, и особенно для технологий стабилизации грунтов как таковых стандартов и разработанных ГОСТов нет.           

     У проектировщиков отсутствуют методики оценок эффективности расчета оптимальной и необходимой нагрузки на дорожное полотно, нет стандартов, на которые они могли бы опираться при формировании ТЗ и изначально закладывать в проект те технологии, которые будут влиять на качество и в результате на время служения дороги.     

     К сожалению, сами заказчики не всегда понимают, что им необходимо для того, что бы жизненный цикл дороги не просто продержался один сезон, а  увеличивался в десятки раз. Конечно, общее представление есть, но в основном, главной задачей муниципальных служб является освоение бюджетных средств.

 

 

Этапы строительства

 

Строительство дорог методом стабилизации производят в несколько этапов. Кратко о каждом этапе мы бы и хотели поговорить, а также обозначить те сложности, с которыми сталкиваемся при строительстве  в Новгородской области.

До начала строительных работ по укреплению грунта необходимо провести предварительный анализ грунта в лаборатории, затем осуществлять постоянный контроль дозировки связующих веществ во время работ на объекте, так как грунты в основном неоднородные. Испытания грунта проводят с целью определения основных характеристик грунта: предела текучести, предела пластичности, гранулометрической кривой и др., устанавливают оптимальный расход воды и цемента.

 

Для проведения анализа необходима высокотехнологичная лаборатория, которая имеет сертификаты и все разрешения для таких видов работ, а также специалисты, которые смогут рассчитать необходимое количество связующих для данного вида грунта и данного участка дороги. Сделать анализ – это одно, рассчитать необходимое количество связующего можно доверить только специалисту, который точно знает всю технологическую карту именно данной технологии. Квалифицированных сотрудников в этой области на сегодняшний день мало, для расчетов связующих мы обращаемся к нашим зарубежным партнёрам, так как в нашем регионе таких и лабораторий и специалистов не хватает.

Выравнивание и очистка грунта с целью устранения органических веществ (дерн, трава, корни и т.п.) и последующая планировка – один из важнейших этапов в технологии строительства методом укрепления и стабилизации грунта. Распределение цемента и аддитива по поверхности производят с помощью навесного механизма – «распределителя» вяжущего.

 

Следующий этап работ – это перемешивание грунта с вяжущим, в нашем случае это цементный аддитив InfraCrete ©. Перемешивание производят при помощи специальной техники – ресайклером. Обычно толщина цементно-грунтового слоя составляет 20–35 см. Как было отмечено ранее, технические возможности обширны, на этом этапе тоже возникает вопрос профессиональных кадров. В нашем регионе количество специалистов, которые имели бы допуск и необходимую категорию для работы на таком оборудовании, крайне мала. Есть курсы в Боровичском автодорожном колледже по стабилизации грунта, но они дают только теоретические знания. Уверенности в том, что специалист с таким удостоверением на технике выполнит стабилизацию на глубину в 30 см, а не 50 см, нет. В связи с этим компания приглашает на время работ специалистов из других регионов и консультантов зарубежных партнеров для качественного выполнения работ и для того, чтобы получить опыт и в дальнейшем сформировать свою команду профессионалов.

 

 

Вопрос качества

 

Вопрос качества материалов, при помощи которых проходит стабилизация грунта, также немаловажен. Оригинальный цементный аддитив InfraCrete © ООО «СДТ» получает напрямую от производителя, что позволяет нам быть уверенными в качестве связующих. Марку поставляемого цемента компания также отслеживает, так как этот материал – одна из важных составляющих в данной технологии стабилизации.  Износостойкость и качество дорожного полотна закладываются еще на этапе проектирования, поэтому необходимо вести диалог со всеми специалистами, участвующими во всём процессе от проектирования и согласования до начала эксплуатации объекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика